Отрасли мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

Вакуф, как было сказано выше, - это институт неотчуждаемого имущества, изъятого из гражданского оборота, не могущего быть предметом частной собственности. Такими вакуфами являются, прежде всего земли, завоеванные мусульманами в священной войне против неверных [1, 5]. Они составляют неотчуждаемую собственность мусульманского государства, но прежним обладателям их предоставляется наследственное право владения и пользования, с тем, чтобы они платили за это известную повинность (харадж).

Оглавление

ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1 Вакуф……………………………………………………………………………3
1.2 Имамат…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Уголовное право……………………………………………………………….8
2.2 Право личного статуса………………………………………………………..11
2.3 Наследственное право………………………………………………………...13
2.4 Обязательственное право……………………………………………………..17
2.5 Семейное право………………………………………………………………..19
2.6 Судебное право………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26

Файлы: 1 файл

отрасли мус.права.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

Договор рассматривался как  связь сторон взаимными обязательствами. Договор мог быть оформлен в любом  виде: в документе, неофициальном  письме или устно. Обязанность соблюдать "свои договоры" []: "... которые соблюдает свои доверенности и договоры" как священная.

Условия заключения договоров  мусульманскими правоведами не ставились  столь жестко. Согласие сторон могло  выражаться устно, письменно и в  неофициальном письме. При этом требовалось  соблюдение следующих условий:

1. Наличие право - и  дееспособности.

2. Договор должен соответствовать  правилам Шариата.

3. Договор является добровольным. Запрещалось насилие.

4. Предусматривалась возможность  расторжения договоров по обоюдному  согласию.

5. Объектом договора не  могут быть священные и будущие  вещи. Запрещается торговать нечистыми  товарами.

В Шариате подробно регламентированы различные виды договоров: купли-продажи, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество и союз.

Так как в Арабском Халифате широко развита была торговля, поэтому  наибольшее развитие получил договор  купли-продажи. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33). Торговля допускалась  лишь вещами, существующими реально. Запрещалось также выделять мусульман  среди покупателей. Продавец несет  ответственность за качество вещи и  обязан предупредить о скрытых недостатках. В случае обнаружения скрытых  недостатков, покупатель мог расторгнуть  сделку, такой договор считался юридически недействительным.

В шариате содержались  положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю и  запретил рост" (2,276). Однако этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращение  должника в рабство за неуплату долгов, но кредитор был вправе требовать  от должника, чтобы тот отработал  свой долг.

Договоры имели юридическую  силу при следующих способах их обеспечения: поручительство и залог третьего лица.

Большое внимание уделялось  отношениям имущественного найма, прежде всего, аренде земли. Было известно несколько  видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера  и порядка взимания арендной платы  в пользу собственника. Широкое распространение  в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного  орошения земли, снаряжения торговых караванов  и т.д.

2.5 Семейное право

Основными источниками мусульманского семейного права являются: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, фетвы (юридические заключения высших духовных лиц) и адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам) [9, 5].

С самых истоков ислама мусульманам внушалось, что брачные  отношения - это источник любви, сострадания  и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение  к женам, что говорится и в  Коране, и в высказываниях Пророка  Мухаммеда.

Понятие "брак" (акд) шариатом определяется следующим образом: брак - это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, "запретной" для мужчины, с которым она вступила в брачный союз.

Брак в своем истинном смысле - неотъемлемое право каждого, имеющего достаточное желание и  способного к вступлению в брачные  отношения. Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, Пророк Мухаммед женился и  сказал: “Я беру в жены женщин, а  кто не следует моему примеру, тот - не мусульманин”.

Цель брачного договора состоит  в создании семьи и продолжении  рода. Законодательство мусульманских  стран устанавливает ряд условий  заключения брачного договора и предъявляет  определенные условия к его форме. Предельного брачного возраста не существует. Лица, достигшие совершеннолетия, могут  заключить брачный договор по собственному желанию, без вмешательства  их опекунов, а также домогаться расторжения брака, заключенного без  их согласия. Совершеннолетними считаются - юноши, достигшие 12-ти летнего и  девушки 9-ти летнего возраста. Несовершеннолетние могут быть связаны без их согласия, брачным договором их родителями или валеями. Умалишенным не запрещается вступать в брак, но брачный договор должен быть заключен от лица умалишенного его родителями.

Для заключения брачного договора шариат требует соблюдения следующих  четырех условий:

1. Формула бракосочетания  должна быть произнесена на  правильном арабском языке. Лишь  в виде исключения (если арабского  языка не знают ни жених  и невеста, ни их доверенные  лица) допускается прочтение ее  на другом языке.

2. Читающие формулу (жених,  невеста или их доверенные  лица) должны быть совершеннолетними  и в здравом уме.

3. При произнесении формулы  необходимо упомянуть имена невесты  и жениха.

4. Жених и невеста должны  быть согласны на брак, а не  принуждены к нему. Однако если  невеста внешне и проявляет  отвращение, но "в душе согласна", брачный договор признается верным .

При совершении брака должны быть соблюдены следующие правила:

а) Объявление обоюдного  согласия обязующихся сторон, при  двух свидетелях.

Совершеннолетние женщины  могут согласиться на брак без  согласия на то родителей. Невольницы же без разрешения хозяина не могут  изъявить свое согласие.

Объявление согласия может  быть сделано всякими выражениями.

б) Совершение до совершения обязательства о браке двух рук `этов немаза-дурук`эт немаз и затем произнесение молитвы.

в) Составление брачного акта перед духовным лицом с прочтением особой молитвы и обозначением количества мехра и поверенных, находящихся при заключении условия о браке.

Брачный акт вручается  жене или ее поверенному.

Шариат допускает заключение временного брака, в частности, в  том случае, когда нет намерения  интимного сближения. Временный  брак - самый архаичный из семейно-брачных  договоров шариата.

Это обычно бывает, когда  брачный договор заключают пожилая  женщина и старик, чтобы ухаживать  друг за другом.

Женщины, состоящие во временном  браке, обладают более широкими свободой и правами по сравнению с женщинами, состоящими в браке постоянном. Но в то же время женщина, состоящая  во временном браке, не имеет права  требовать от мужа того, чего может  от него потребовать постоянная жена.

Развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств  мира, отличается своей поразительной  легкостью и отсутствием каких-либо формальностей. Мужчине без всякого  объяснения достаточно сказать своей  жене три раза:

"Ты для меня не  жена" или: "Клянусь Аллахом,  твоя спина для меня как  спина моей матери" и т.д., и  уже считается, что развод состоялся.

В деле развода мужчина  более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное  право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, - он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу.

По шариату практикуется четыре основных вида развода:

1) развод баин (окончательный);

2) развод раджаа (правило возвращения мужа к жене);

3) развод хаал (путем подкупа мужа женой);

4) развод мубарат (посредством отречения).

При разводе баин муж может вернуть себе свою жену только путем заключения нового брачного договора. Такой развод считается окончательным. В цикл развода баин входят следующие разновидности окончательного развода:

а) развод получает женщина, не достигшая девятилетнего возраста;

б) вдова (яиса) старше 50-60 лет;

в) муж не имел близкого отношения  с женщиной, с которой заключил брачный договор;

г) трехкратный талак (муж трижды повторяет жене формулу "Ты для меня не жена").

2.6 Судебное право

мусульманский право  вакуф имамат

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный  судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало.

В настоящее время некоторые  мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских  судов [10, 4]. Однако в большинстве  арабских стран они продолжают играть немалую роль механизме социального  действия права. Кое-где (например, в  Судане) система мусульманских судов  приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в некоторых  странах имеются параллельные системы  мусульманских судов, соответствующих разным толкам, как, например, суннитские и джаффаратские суды в Ираке и Ливане.

В одних государствах мусульманские  суды в своей компетенции ориентированы  на рассмотрение преимущественно дел  личного статуса, в других (страны Аравийского полуострова и Персидского  залива) компетенция их шире и включает рассмотрение гражданских и уголовных  дел. Как правило, к судьям предъявляются  высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.

Судебные решения были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения составляли случаи, когда сам халиф или его  уполномоченные изменяли решения кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих  из представителей своего духовенства.

В исламе все люди равны  перед законом, и закон равно  справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению. Когда правосудие вершит истинный ислам - судья должен быть выше коррупции и взяточничества и не страшиться могущества подлежащих суду людей. Более того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения дела, если он зол, голоден, беспокоен или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не может быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан.

Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытых судилищ и тайных наказаний, справедливо опасаясь возможности применения пыток и негуманного обращения с людьми.

Во всем, что касается процедуры и практики применения уголовного права, шариат остается крайне рудиментарной и неформальной системой. Широкие и неупорядоченные административные полномочия правителей и их чиновников касаются всех сфер правления, в том числе и практики уголовного права. Например, халиф имел право единолично решать, вводить или нет специальных судей и каким образом следует контролировать и регулировать их деятельность. Те лица, которые назначались на судейскую должность (и другие официальные лица, имевшие юридические и квази-юридические функции), в свою очередь, обладали широкими полномочиями в отношении процедуры досудебного и судебного разбирательства.

Особенностью судопроизводства мусульманского права является различие гражданского и уголовного процессов [11, 7]. Уголовный процесс возбуждался  государственными органами. Следствие  и розыск преступников осуществлялись шуртой (уголовной полицией). Гражданский процесс возбуждался частными лицами. Сбор доказательств по существу дела осуществлялся сторонами. Шариат различает следующие виды доказательств: свидетельские показания (четыре свидетеля мужского пола и мусульманской веры), вещественные доказательства, религиозная клятва. Практиковались пытки. Приговор был окончательным, пересмотру не подлежал (кроме как по вновь открывшимся обстоятельствам).

Информация о работе Отрасли мусульманского права