Отрасли мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

Вакуф, как было сказано выше, - это институт неотчуждаемого имущества, изъятого из гражданского оборота, не могущего быть предметом частной собственности. Такими вакуфами являются, прежде всего земли, завоеванные мусульманами в священной войне против неверных [1, 5]. Они составляют неотчуждаемую собственность мусульманского государства, но прежним обладателям их предоставляется наследственное право владения и пользования, с тем, чтобы они платили за это известную повинность (харадж).

Оглавление

ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1 Вакуф……………………………………………………………………………3
1.2 Имамат…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Уголовное право……………………………………………………………….8
2.2 Право личного статуса………………………………………………………..11
2.3 Наследственное право………………………………………………………...13
2.4 Обязательственное право……………………………………………………..17
2.5 Семейное право………………………………………………………………..19
2.6 Судебное право………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26

Файлы: 1 файл

отрасли мус.права.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

 

 

 

                                      

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Отрасли мусульманского права

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил: Елюсизов Д.С

 

 

 

 

Алматы 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

1.1 Вакуф……………………………………………………………………………3

1.2 Имамат…………………………………………………………………………..6

ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

2.1 Уголовное право……………………………………………………………….8

2.2 Право личного статуса………………………………………………………..11

2.3 Наследственное право………………………………………………………...13

2.4 Обязательственное право……………………………………………………..17

2.5 Семейное право………………………………………………………………..19

2.6 Судебное право………………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26

 

 

ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ  ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Основными институтами, которые  выделяются в мусульманском праве, можно считать: вакуф (институт неотчуждаемого имщества, изъятого из гражданского оборота, не могущего быть предметом частной собственности) и имамат (институт осуществления государственной и духовной власти).
1.1 Вакуф
Вакуф, как было сказано выше, - это институт неотчуждаемого имущества, изъятого из гражданского оборота, не могущего быть предметом частной собственности. Такими вакуфами являются, прежде всего земли, завоеванные мусульманами в священной войне против неверных [1, 5]. Они составляют неотчуждаемую собственность мусульманского государства, но прежним обладателям их предоставляется наследственное право владения и пользования, с тем, чтобы они платили за это известную повинность (харадж). Если подобная земля перейдет, впоследствии, по наследству или иным способом в руки мусульманина, то этот переход не освобождает ее от обязательной повинности; не отменяется повинность и в том случае, если первоначальные обладатели земли, примут Ислам. Харадж лежит на земле, а не на лицах. Изъять свое имущество из гражданского оборота и обратить его в вакуф, частный собственник может только под условием отдачи его навсегда какому-нибудь богоугодному или благотворительному учреждению, незыблемому, не способному к уничтожению. Таким предполагается существование мечети, школы, общественного колодца, гробницы святого и других учреждений, которые могут быть поддерживаемы доходами с вакуфа. Такой же характер присваивается и бедным данной местности: состав этого класса может меняться, но самое его существование предполагается неизбежным.
Назначение учреждения, в  пользу которого устанавливается вакуф, должно быть не только дозволенным, но и богоугодным. Поэтому можно учредить вакуф в пользу мечети, например, но никак не в пользу молитвенного дома евреев или христиан. Поддержание этих последних учреждений не может служить конечным назначением вакуфа, в основании которого лежит почитание Аллаха; но они могут быть временными получателями дара, лишь бы конечною целью, в пользу которой создан вакуф, являлось учреждение богоугодное с точки зрения мусульманской религии. Так, христианин может установить вакуф в пользу церкви или другого чисто христианского богоугодного учреждения (у болгар это называется задужбина - жертва на помин души) но не иначе, как с последующим переходом вакуфа в пользу мечети или мусульманского благотворительного учреждения, или же, наконец, в пользу бедных - и в последнем случае без различия вероисповедания, так как
Ислам признает заслугу за всяким добрым делом в пользу бедных, к какой бы религии они ни принадлежали. Самое имущество, которое обращается в вакуф, в свою очередь должно отличаться тем же характером нетленности и вечности. В вакуф может быть обращено все то, что вследствие употребления не уничтожается и не уменьшается значительно в ценности. Одни мусульманские юристы допускают, поэтому, обращение в вакуф только недвижимых имуществ; другие не устанавливают такого различия. Обращая свое имущество в вакуф, собственник теряет над ним всякое право; оно считается собственностью Аллаха, освобождается от всяких налогов, не подлежит ни конфискации, ни наложению запрещения, секвестра или ареста. Самое установление вакуфа, по мнению одних, осуществляется путем простого заявления лица, учреждающего вакуф (вакифа); по мнению других, для этого требуется фактическая передача вещи лицу или учреждению, в пользу которого учреждается вакуф. В практическом отношении вопрос этот получает значение, главным образом, при обращении в вакуф части нераздельного имущества, что возможно в первом случае и невозможно во втором. Позднейшие законоведы предоставляют местному кадию (судье) во всяком частном случай решить, может ли быть обращена часть нераздельного имущества в вакуф или нет. Учреждение вакуфа может быть обставлено различными условиями; вакиф может, например, удержать за собою пользование вещью в течение своей жизни, но не дозволяется ставить учреждение вакуфа в зависимость от возможного рождения кого-либо в будущем. Вакуф может быть установлен в пользу нескольких учреждений, следующих преемственно друг за другом; но если последнее из них прекратило свое существование, то имущество возвращается к дарителю, а за отсутствием его - к его наследникам (понятие давности неизвестно мусульманскому праву). Порядок управления вакуфом обыкновенно регулируется при самом учреждении его; но если это не было сделано, кадий, в круге действий которого находится посвященное имущество, назначает управителя, или, же сам управляет им на свой страх. Во всяком случае, кадий обязан наблюдать за управлением вакуфом, хотя бы для этого были назначены особые управляющие (назиры), которые за труды свои получают определенное вознаграждение.
Учение о вакуфе развилось у мусульманских законоведов в сложную казуистическую систему, первоначальным источником которой является предание о действиях и словах Магомета. Наряду с этой основной формой вакуфа, называемой вакуфом законным, имеется еще так называемый вакуф обычный (вакф-адет). Сущность его заключается в том, что собственник объявляет свое имущество вакуфом, но пользование им и доходы с него удерживает за собою и своим потомством, при чем различается: Вакф-эвлод - посвящение в пользу потомства, и Вакф-ибн - посвящение в пользу одних сыновей. К этому обычному вакуфу применимы все указанные выше положения, установленные для вакуфа законного. Заведование и управление им переходит к духовенству, которое получает за это вознаграждение и потому всегда поощряло учреждение подобных вакуфов. Вызвана была эта форма обычного вакуфа необеспеченностью личности и имущества в мусульманских странах: обращая свое имущество в подобный вакуф, собственник ограждал его от произвола мусульманских властителей. В Турции свыше 2/3 всех недвижимых имений принадлежат к разряду вакуфа. Общее наблюдение за вакуфом сосредоточено в особом управлении, а главным назиром считается султан. Высшим духовным или светским сановникам султан жалует звание назиров тех или других вакуфов, что доставляет им большие выгоды, так как они отчисляют в свою пользу до 1/3 всех доходов с посвященных имуществ.
1.2 Имамат

 

Имамат (правильнее имама  от глагола амама – стоять впереди, араб.) – комплекс функций имама, верховное руководство мусульманской общиной-государством. Термин имама появился с утверждением ислама. Первоначально имамом называли предстоятеля (буквально: «стоящего впереди») на молитве [2, 5]. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.

Термин «имамат» при жизни  Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола  в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов. Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Так как ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров.

Шииты, сторонники наследственного  имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому  толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – сунна Али. См. СУННА). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.

Из-за того, что некоторые  из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, 4-м сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата  от брата к брату (то есть от старшего к старшему среди живущих), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

Представления шиитов о верховной  власти вытекали из их веры в продолжение  божественного руководства через  Алидов как носителей «божественной субстанции». Идея божественной природы власти в разное время воспринималась религиозным сознанием как «вселение божественного света» в Али и его потомков или как прямое обожествление Алидов. Однако впоследствии под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли новые общины, проповедовавшие теории временного прекращения (вакф – остановка, араб.) имамата, исчезновения имама или перехода в скрытое состояние (аль-гайба, ас-сатр – сокрытие, араб.) последнего имама и его последующего возвращения (ар-радж'а) в качестве аль-каима, аль-махди (мессия, араб.) и т.п. Практически каждая из шиитских общин (зейдиты, имамиты, исмаилиты и др.), отстаивая право своего кандидата на имамат, вносила свои представления в учение об имамате, что привело к привело к расплывчатой трактовке ряда его положений и догматическим расхождениям внутри шиизма.

Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума ('акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.

После утверждения в Иране  шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

 

ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ  ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

 

В трудах мусульманских ученых-юристов  отсутствует классическое римское  деление на публичное и частное  право. Глава следует за главой без  всякого логического разграничения  вопросов, которые следовало бы отнести  или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, право личного статуса, наследственное право, обязательственное право, семейное и судебное право.

 

2.1 Уголовное право

 

Мусульманское уголовное  право основано, прежде всего, на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (та'зир) наказаниями [4, 7]. К установленным – весьма жестким – мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений. Это убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Кроме наказания за перечисленные преступления кади (судья) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. Ему, следовательно, предоставлялась большая свобода усмотрения, и ряд мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.

Так же, в шариате современные  авторы выделяют такую категорию  преступления как джинайят.

Стремясь избежать множественности  подходов, османские халифы обнародовали ещё в XV – XVI вв. законы под названием  «кануннама», имевшие форму уголовно-правовых предписаний (танзимат).

В 1840 г. в Османской империи  был принят уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского уголовного кодекса 1810 г. В дальнейшем большая  часть мусульманских стран последовала  этому примеру. К середине ХХ в. Сложилось  представление, что, за исключением  стран Аравийского полуострова, классическое мусульманское уголовное  право нигде в полном объёме не действует.

Однако развитие оказалось  зигзагообразным. Одновременно с активизацией ислама прошел процесс исламизации  мусульманского права. Принятая в 1979 г. и обновленная в 1989 г. Конституция  Исламской республики Иран провозгласила, что все законодательство, в том  числе уголовное, должно соответствовать  шариату, а судьи в борьбе с  преступностью обязаны применять  установленные им меры наказания. Так, ст.2 гласит: «Исламская Республика –  это система правления, основанная на вере в:

1) единого Бога, в то, что  он устанавливает законы шариата  и что человек должен покоряться  его воле;

2) божественные откровения  и их основополагающую роль  в толковании законов;

3) Страшный Суд и его  конструктивную роль в человеческом  совершенствовании на пути к  Богу» [5, 1].

Статья 57 устанавливает, что  управления осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.

В апреле 1981 г. вступил в  силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камнями, наказание по принципу Талиона). Процесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавританию). Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в странах Аравийского полуострова.

Информация о работе Отрасли мусульманского права