Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:14, реферат
Вакуф, как было сказано выше, - это институт неотчуждаемого имущества, изъятого из гражданского оборота, не могущего быть предметом частной собственности. Такими вакуфами являются, прежде всего земли, завоеванные мусульманами в священной войне против неверных [1, 5]. Они составляют неотчуждаемую собственность мусульманского государства, но прежним обладателям их предоставляется наследственное право владения и пользования, с тем, чтобы они платили за это известную повинность (харадж).
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1 Вакуф……………………………………………………………………………3
1.2 Имамат…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Уголовное право……………………………………………………………….8
2.2 Право личного статуса………………………………………………………..11
2.3 Наследственное право………………………………………………………...13
2.4 Обязательственное право……………………………………………………..17
2.5 Семейное право………………………………………………………………..19
2.6 Судебное право………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ
РЕФЕРАТ
На тему: Отрасли мусульманского права
Алматы 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1 Вакуф…………………………………………………………………
1.2 Имамат………………………………………………………………
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Уголовное право………………………………………
2.2 Право личного статуса………………………
2.3 Наследственное право…………………………
2.4 Обязательственное право…………………
2.5 Семейное право…………………………………………
2.6 Судебное право…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Имамат (правильнее имама от глагола амама – стоять впереди, араб.) – комплекс функций имама, верховное руководство мусульманской общиной-государством. Термин имама появился с утверждением ислама. Первоначально имамом называли предстоятеля (буквально: «стоящего впереди») на молитве [2, 5]. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.
Термин «имамат» при жизни Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов. Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Так как ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров.
Шииты, сторонники наследственного имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – сунна Али. См. СУННА). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.
Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, 4-м сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.
Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему среди живущих), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.
Представления шиитов о верховной
власти вытекали из их веры в продолжение
божественного руководства
Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума ('акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.
После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
В трудах мусульманских ученых-юристов
отсутствует классическое римское
деление на публичное и частное
право. Глава следует за главой без
всякого логического
2.1 Уголовное право
Мусульманское уголовное право основано, прежде всего, на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (та'зир) наказаниями [4, 7]. К установленным – весьма жестким – мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений. Это убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Кроме наказания за перечисленные преступления кади (судья) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. Ему, следовательно, предоставлялась большая свобода усмотрения, и ряд мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.
Так же, в шариате современные авторы выделяют такую категорию преступления как джинайят.
Стремясь избежать множественности подходов, османские халифы обнародовали ещё в XV – XVI вв. законы под названием «кануннама», имевшие форму уголовно-правовых предписаний (танзимат).
В 1840 г. в Османской империи
был принят уголовный кодекс, составленный
под влиянием Французского уголовного
кодекса 1810 г. В дальнейшем большая
часть мусульманских стран
Однако развитие оказалось
зигзагообразным. Одновременно с активизацией
ислама прошел процесс исламизации
мусульманского права. Принятая в 1979 г.
и обновленная в 1989 г. Конституция
Исламской республики Иран провозгласила,
что все законодательство, в том
числе уголовное, должно соответствовать
шариату, а судьи в борьбе с
преступностью обязаны
1) единого Бога, в то, что
он устанавливает законы
2) божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
3) Страшный Суд и его
конструктивную роль в
Статья 57 устанавливает, что управления осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.
В апреле 1981 г. вступил в силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камнями, наказание по принципу Талиона). Процесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавританию). Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в странах Аравийского полуострова.