Отрасли мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

Вакуф, как было сказано выше, - это институт неотчуждаемого имущества, изъятого из гражданского оборота, не могущего быть предметом частной собственности. Такими вакуфами являются, прежде всего земли, завоеванные мусульманами в священной войне против неверных [1, 5]. Они составляют неотчуждаемую собственность мусульманского государства, но прежним обладателям их предоставляется наследственное право владения и пользования, с тем, чтобы они платили за это известную повинность (харадж).

Оглавление

ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1 Вакуф……………………………………………………………………………3
1.2 Имамат…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Уголовное право……………………………………………………………….8
2.2 Право личного статуса………………………………………………………..11
2.3 Наследственное право………………………………………………………...13
2.4 Обязательственное право……………………………………………………..17
2.5 Семейное право………………………………………………………………..19
2.6 Судебное право………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26

Файлы: 1 файл

отрасли мус.права.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

К категории худуд относится строго определенный список тяжких преступлений: отступление от веры, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, ложное обвинение, за которые обязательно следует специфическое наказание: смерть, казнь, либо членовредительские (за 1-ю кражу отрубали руку, за 2-ю отсекали левую ногу, за прелюбодеяние забрасывали камнями), применение которого не должно зависеть от воли официальных властей или частных лиц.

К джинайяту относятся такие преступления, как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений. В этой категории преступлений шариат различает умысел и неосторожность. В качестве наказания за преступления джинайят могут быть назначены: кизас (наказание по принципу талиона - "око за око"), назначаемое за умышленное преступление; дийи (денежной компенсации) жертве или пережившим его или ее родственникам за неумышленное убийство; членовредительские по принципу Талиона. Мусульманское право знало также имущественные санкции, например конфискации и т.п. и позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму и др.

Мера наказания за последнюю  категорию преступлений - тазир - определяется суждением местного правителя и его судей, стремящихся к исправлению и дисциплинированию подданных.

Убийству и нанесению  тяжких телесных повреждений посвящены  несколько текстов Корана и Сунны. Говоря о юридической природе  этих преступлений, мы можем просто процитировать стихи 2: 178 и 5: 45 Корана. Эти стихи можно перевести  следующим образом: "О, те, которые  уверовали! Предписано вам возмездие (кизас) за убитых: свободный - за свободного, и раба - за раба, и женщину - за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом (родственником убитого), то - следование по обычаю и возмещение ему во благо (то пусть ему будет предоставлена любая разумная компенсация). Это облегчение Господа вашего и милость; а кто преступит после этого, для него - наказание болезненное".

"И предписали мы  им в ней (в Торе), что душа  за душу, и око за око, и  нос за нос, и ухо за ухо,  и зуб за зуб, и раны - отмщения (должны караться кизасом равным воздаянием). А кто пожертвует это милостыней (кто милостиво откажется от равного воздаяния), то это - искупление за него. А кто судит не по тому, что низвел Аллах, те - несправедливы".

Поскольку у жертвы и его  или ее родственников, как следует  из обоих стихов, есть определенное право выбора, джинайят тем самым выводится из категории преступлений класса худуд, по отношению к которым такого права нет. Можно предположить, что свобода выбора в рамках джинайят прежде могла интерпретироваться в свете обычного права арабских племен, господствовавшего в раннем мусульманском обществе. И круг лиц, имевших право определять форму наказания, и справедливые размеры компенсации (дийя) определялись существовавшими в Аравии седьмого века обычаями. Сунна и практика ранних мусульман показывают нам, как работал принцип джинайят.

2.2 Право личного  статуса

Особенностью мусульманского общества является отсутствие сословного деления. В странах распространения  ислама особенность регулирования  поведения индивида состоит в  том, что его целью являются интересы "правоверных", ислама в целом. Человек, противопоставивший себя этому  целому, становился отступником от ислама, подвергался таким наказаниям. Мусульманское право носило религиозный  характер, и поэтому осуществление  его норм становилось в глазах правоверных религиозной обязанностью. Мусульманское право призвано детально регулировать не только внешнее поведение мусульман, но и лежащую в основе их постулатов внутреннюю мотивацию. Торжество системоцентристского мировоззрения проявилось в отношении к человеку как к "винтику" сложной государственной машины. А какие права могут быть у "винтика", единственное назначение которого - безотказное выполнение отведенных ему функций?

Правовое положение лица определялось прежде всего его вероисповеданием. На первый план выступали различия в правовом статусе мусульман и не мусульман (зиммиев).

Правоверные (мусульмане) должны следовать Корану. На них распространяются нормы Шариата, в то время как  эти нормы применялись к зиммиям лишь в случаях заключения сделок с мусульманами, либо когда они совершали преступления на территории мусульманского государства. Обязанность платить зяккат (налог в помощь нуждающимся мусульманам) распространялась на мусульманское население, которое освобождалось от налога на землю (харадж). Зиммии находились в худшем положении, но пользовались правовой автономией, т.е. имели свои суды. Несмотря на приниженное положение, Шариат защищал их права - не допускалось насилие по отношению к иноверцам. Они должны были платить 2 тяжелых государственных налога: харадж и джизью (подушный налог). С развитием и расширением мусульманского государства увеличивалось и население, которое обращалось в ислам. Шариат регламентировал и их правовой статус: новообращенные обязаны платить харадж и зяккат [6, 2]. Коренные арабы в основном составляли крестьянство, освобожденное от некоторых налогов пользующееся рядом привилегий. В последствии для них увеличиваются налоги и повинности. Господствующий класс феодалов не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составила мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. Рабы были самой бесправной группой населения. В основном эту группу населения составляли военнопленные и невольники, купленные за границей. Рабы могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя и не признавались субъектами права. Количество рабов было невелико, рабство имело патриархальный характер, т.к. ислам не допускает пребывание мусульманина в рабском состоянии.

Шариат также разделял правовой статус мужчин и женщин. Мужчины  наделялись большими правами не только по отношения к имуществу, семье, детям, но даже и религии. Мусульманке, например, запрещено посещать мечеть.

2.3 Наследственное  право

Наследственное право  мусульман широко и запутанно. В  основе мусульманского учения лежит  основа о существовании двух миров - земного (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий, грешный, главный же - загробный мир. Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера.

Поэтому прежде наследования из имущества умершего выплачивались  все его долги и покрывались  расходы, связанные с его погребением. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.

Признавались два вида наследования - наследование по закону и завещанию [7, 2]. Отличительное своеобразие  мусульманского права состоит в  том, что оно не допускает полного  лишения наследников имущества  предков. Если, например, имущество  не передается наследникам, а целиком  завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников. Наследственное право стоит в центре мусульманского законодательства.

Порядок и приоритет при  наследовании по закону установлены  шариатом на основе трех групп наследников - в соответствии со степенью родственной  близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник  первой группы, все наследство достается  ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует  вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда  нет никого, кого можно было бы отнести  к наследникам первой или второй группы.

Первая группа наследников - это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых  детей наследниками считаются дети его детей - по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев  наследство получают их дети. Третья группа наследников - дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного  есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья  по отцу и т.д.

В мусульманском праве  о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них.

Законы шариата и здесь  устанавливают неравное отношение  права к мужчине и женщине, мужу и жене. Следствием наследственного  права является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки  ухудшается вдвое. Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного  кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в  распоряжении семьи, пока был жив  муж. Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства. Остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа. Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном участке, т.е. недвижимости. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, если же остались и дети, - 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, то муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.

Если супруги находились во временном разводе - раджаа в момент, когда кто-то из них умер, то если срок развода не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, если смерть наступила после истечения этого срока, - не получает. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследство в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12-месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследство покойного, если сама была инициатором развода. Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

Немалое место в шариате  принадлежит вопросам наследования по завещанию (васийат). Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетнюю дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги.

В правилах шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различие. Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем.

В случае если кто-то утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два "справедливых" (или четыре любых) мусульманина заверят его слова, следует отдать претенденту завещанную сумму пли имущество. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две - 1/2 и если три-3/4 части искомого.

Разделом наследуемого имущества  занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для  раздела наследства - Касим . Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев. Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества. Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов. Раздел разнородных предметов производится при расчете достоинства, ценности и качества предметов, а не одного их количества. Если предмет такого рода, что с его разделением он потеряет всю свою ценность, то его следует по жребию предоставить одному из наследников или предоставляет одному лицу право пользования имуществом, с обязательством уплачивать из доходов каждому сонаследнику причитающуюся ему часть.

Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне  предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

Особо установлено, что мусульманин  может наследовать кяфиру - неверному ("нечестивому"), т.е. человеку, не относящемуся к конфессиям единобожия, хотя кяфир не может наследовать мусульманину [8, 4].

2.4 Обязательственное  право

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Присущим для мусульманского права было распространение специфических характерных обязательств - обетов.

Информация о работе Отрасли мусульманского права