Особенности возникновения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности закономерностей возникновения права.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- выявить теоретические основы возникновения права
- определить роль государства в возникновении права
- рассмотреть разнообразие теорий происхождения права
- сделать соответствующие выводы по проблеме исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА………………..…………………………………….5
1.1 Основные подходы к понятию и сущности права……………………….5
1.2 Основные пути и причины возникновения права
Глава 2 Роль государства в возникновении права
Глава 3 Основные теорий происхождения права
3.1 Религиозная теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная теория
3.4 Теория насилия
3.5 Марксистская теория
3.6 Психологическая теория
3.7 Расовая теория
3.8 Историческая теория права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.01 Кб (Скачать)

Во второй половине XIX века сложились  социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой  природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон  волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни  этого класса. В этом случае право  выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых  классов. Рассматривая соотношение  общесоциального и классового, в  праве марксисты отдавали приоритет  классовому. Право не воплощает представления  о справедливости, а обусловлено  исключительно экономическим базисом  общества.

Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах  и других актах государствах, еще  не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в  жизни. Это «живое право» противопоставляется  застывшему в параграфах и статьях  законов «праву в книгах». Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки  зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального  контроля. Ряд американских сторонников  концепции «права, созданного судом» считают правом лишь те нормы, которые  применены или созданы судом (К. Левеллин).

 

3.6 Психологическая теория

Возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX-первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.). Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Суть психологической  теории заключается в том, что  она пытается объяснить возникновение правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства и права  Петражицкий  подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право  выполняет распределительную и  организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими.

Организационная функция  права состоит в наделении  субъектов властными

полномочиями.

Несмотря на известную  теоретическую сложность и «замкнутость»  на

психологической стороне  правовых явлений общественной жизни, многие

принципиальные положения  теории Петражицкого, в том числе  и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются  современной теорией государства и права.

 

        3.7 Расовая теория

Берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX — первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о  физической и психологической неравноценности  человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой  теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими  расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как  историю борьбы арийской расы с другими  расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

Важным средством решения  всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась  война.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она  не используется больше как официальная  или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая  доктрина она имеет хождение в  некоторых странах и в настоящее  время.

 

    1.   Историческая теория права

В конце XVIII — начале XIХ  века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного  права. Позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом  народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально»  и в разные эпохи имеет различное  содержание.

Во второй половине XIX века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством — это  нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним  из основных направлений теории права (К. Бергбом — в Германии, Г.Ф. Шершеневич — в России, Д. Остин — в  Англии). Главный тезис юридического позитивизма — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве  воплощаются идеи справедливости, и  то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Позитивистская юриспруденция  в начале 20 века нашла свое продолжение  в современном нормативизме, «чистой  теории права» Г. Кельзена. Он видел  все право в виде «лестницы  норм», на вершине которой стоит  «основная норма», а в самом  низу — индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма  вытекает из вышестоящей. Не государство  формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны  общества. «Основная норма» не нуждается  в объяснении — она выводится  чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции  юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат  вне сферы интересов юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Современное понимание термина  «государство», как мы могли убедиться  не является однозначно определяемым. Оно зависит как от того в каком  контексте рассматривается (философский, научный, исторический и прочие аспекты) то или иное государство, так и  от самого рассматриваемого государства.

Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск  лучшего решения — справедливого  и разумного. Теология призывает  обратиться к Богу, светский вариант  ориентирует на природу вообще, природу  человека, природу вещей.

Широкие определения права  хороши тем, что они ориентируют  на рассмотрение жизни права в  правоотношениях, правосознании, правоприменительных  актах, субъективных правах. Авторы «философского» подхода озабочены качеством  законов, соответствием последних  общечеловеческим и иным ценностям. Через споры о том, что есть право, решаются многие практические вопросы: основания права, источники права, пределы правового воздействия  эффективность права, разрешение противоречий права. По каждому дому из них имеется  обширная литература, а некоторые  проблемы рассматриваются в других темах. В заключение повторим интегративное  определение права. Право — это  совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной  защитой нормативов равенства и  справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в  их взаимоотношении друг с другом.

Право является регулятором  общественных отношений в единстве, в системе своих норм. Право  объективно складывается в систему. В пределах единого права отдельные  юридические нормы выполняют  различные функции, и только в  определенном сочетании в определенной системе юридические нормы оказывают  правовое воздействие. Система права, это объективно существующее строение права, разделение на нормы, институты  и отрасли. Не все нормы права  содержат правило поведения (об этом будет сказано позже), поэтому  иногда одной нормы права недостаточно для характеристики норм права или  права в целом, или для урегулирования общественных отношений. И только в  совокупности, в сочетании юридических  норм можно решить эти проблемы.

Действие одной нормы  оказывается неизбежно связано  с действием ряда других норм и  лишь в своей совокупности, в системе  нормы права регулируют общественные отношения.

Представляется интересным давнее суждение Л. Петражицкого: «Проблема  определения известного класса явлений  есть проблема теоретическая (изучение сущего, как оно есть), а вопрос о том, к чему следует стремиться, что разумно, что было бы идеалом  в данной области, есть проблема практическая (указания желаемого, должного и т.д.). Ответ второго типа на вопрос первого  рода есть недоразумение, смешение совершенно различных вопросов и точек зрения». И далее: «Определение права должно обнять и те нормы, которые нам  представляются неразумными, которые  не содействуют достижению разумных целей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//Российская газета. 1993. 12 декабря.

Научная и учебная литература

  1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск: Изд-во Свердловского университета. 1999. Т. 2. – с.40
  2. Теория государства и права. / Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРАМ – НОРМА. 2004. – с.570
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ. 2004. – с 520.
  4. Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2003 - с.345
  5. Хропанюк В.Н.Теория государства и права - М.: ЮРАЙТ, 2002. - с.420
  6. Теория права и государства. Под ред. проф. Г.Н. Манова. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 1995. – с.24.
  7. Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник .- 6-изд. - М.: Международные отношения, 2003 -с 356
  8. Общая теория права и государства / под ред. В.В.Лазарева.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1999.- с.517
  9. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М., «Былина», 1998, С. 92
  10. Малько А.В. теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шудников.- 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2010.- 240 с.
  11. Беляева О.М. Теория государства и права в схемах: учебное пособие / О.М.Беляева.- М.: Эксмо, 2009.- 96 с.

 

Периодические издания

  1. Новикова А.Е. Учение А.С. Котляревского о правовом государстве. // История государства и права. 2007. № 4.
  2. Умиев А.И. К вопросу современного понимания правового государства. // История государства и права. 2007. № 1.
  3. Гайман В Откуда приходит право. // Государство и право - 2006. - № 3. - С.23-26.
  4. Исаков В. Общая теория права // Российская юстиция. - 2005. - №6. - С.12-15.

 

Интернет-ресурсы

  1. http://www.yurclub.ru
  2. http://history.machaon.ru
  3. http://stud24.ru

1 " Jus est ars boni et aequi" - Римское изречение.


Информация о работе Особенности возникновения права