Особенности возникновения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности закономерностей возникновения права.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- выявить теоретические основы возникновения права
- определить роль государства в возникновении права
- рассмотреть разнообразие теорий происхождения права
- сделать соответствующие выводы по проблеме исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА………………..…………………………………….5
1.1 Основные подходы к понятию и сущности права……………………….5
1.2 Основные пути и причины возникновения права
Глава 2 Роль государства в возникновении права
Глава 3 Основные теорий происхождения права
3.1 Религиозная теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная теория
3.4 Теория насилия
3.5 Марксистская теория
3.6 Психологическая теория
3.7 Расовая теория
3.8 Историческая теория права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.01 Кб (Скачать)

5. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализация нрава. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлении было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз проявляется в том, что оно своей деятельностью призвана создавать фактические, организационные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Анемия исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует отечественный опыт, блокирует действие права. Активность государства - необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

6. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов. 
7. Наконец, государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации. 
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов. Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических  закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у  граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих  интересов.

Институт юридической  политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства  в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и  профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе  кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных  решений в этой сфере государство  не в состоянии эффективно «распоряжаться»  правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь  в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные  качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную  для действия права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Разнообразие теорий происхождения права

Уже тысячелетия люди живут в  условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности они  стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  права. Создавались самые разнообразные  теории, по-разному отвечающие на такие  вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими  и социальными условиями, в которых  жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые  они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся  лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К  числу последних справедливо  будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, материалистическую (классовую) теории.

 

 

 

    1. Религиозная теория

В глубокой древности наиболее сложившейся  идеологической силой выступала  религия. Особую роль она сыграла  в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве  доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение  культа высшего божества содействовало  возвышению племенных обычаев над  обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для  всего народа порядок, данный свыше  верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления  о временах года, воплотившиеся в  древних агрокалендарях, устанавливающих  для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных  работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок  поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной  верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов  и их «помазанников» -- правителей государств (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние  религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права  в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Но и в настоящее время религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

 

    1. Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения  права берет свое начало еще в  Древней Греции. Родоначальником  ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский  исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого  общения. Оно охватывает собой все  другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Правовая власть, по мнению сторонников  патриархальной теории, есть ничто  иное, как продолжение отцовской  власти. Патриархальная теория служила  в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

 

    1. Договорная теория

С середины XVII века теологическое  направление происхождения права  начинает уступать первенство гуманистическим  и светским теориям.

Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э.

Условия жизни людей и  характер человеческих взаимоотношений  в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел  естественное состояние в царстве  личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что  это есть мирное идиллистическое  первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного  права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Классическое обоснование  договорная теория получила в трудах Руссо. Руссо считал, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше».

Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно - естественное, предшествующее обществу и государству. Второе - позитивное право - является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.

Понятие естественного права  включает в себя представления о  прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными  для каждого государства.

Римские юристы наряду с  гражданским правом и правом народов  выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы  и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как  закон». Тем не менее, «закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе»..

 

    1. Теория насилия

Теория насилия принадлежит  к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители  считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия  получает в XIX-XX веках.

Наиболее характерные черты  теории насилия изложены в работах  Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского  и других. Дюринг считал, что основой  общественного развития являются формы  политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Каутский также видит источник происхождения права во внешнем  насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает  землю этого племени, а затем  принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила  существования и, соответственно, правовой аппарат.

При этом насилие рассматривается  не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Отвергать полностью теорию насилия  нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического  опыта, который подтверждает, что  завоевание одних народов другими  являлось реальным фактором существования  государственности исторически  длительное время (например, Золотая  Орда). В более позднее время  непосредственное насилие сыграло  решающую роль в образовании американского  государства: борьба между Севером  и рабовладельческим Югом в итоге  привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют  игнорировать ее научные положения.

 

    1.  Марксистская теория

Информация о работе Особенности возникновения права