Особенности возникновения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности закономерностей возникновения права.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- выявить теоретические основы возникновения права
- определить роль государства в возникновении права
- рассмотреть разнообразие теорий происхождения права
- сделать соответствующие выводы по проблеме исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА………………..…………………………………….5
1.1 Основные подходы к понятию и сущности права……………………….5
1.2 Основные пути и причины возникновения права
Глава 2 Роль государства в возникновении права
Глава 3 Основные теорий происхождения права
3.1 Религиозная теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная теория
3.4 Теория насилия
3.5 Марксистская теория
3.6 Психологическая теория
3.7 Расовая теория
3.8 Историческая теория права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.01 Кб (Скачать)

Данный подход дает ориентиры  для законодателя, который при  создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей  обязательны нормы закона, а не права.

Представители марксисткой теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженное в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.

Марксистский материалистический подход к праву как отражению  экономического строя и политической структуры классового общества делает излишним понятие естественного права в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей правотворческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не «природой человека», а социально-экономическим строем и способом производства. Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием естественное право. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями

Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: «Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».

Несмотря на то, что юридические  нормативы в XX веке были существенно  потеснены социологическим и  естественным правыми теориями, они  все же продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказывают большое влияние на практику применения законов.

Все подходы имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Особое значение имеет  вопрос выяснения сущности права. При любом подходе к праву в нем признается определенный общественный порядок, право выступает в качестве общественного средства, обеспечивающего порядок в обществе. Также несомненна и специфика права как общественного регулятора: оно выделяется своей обязательностью для членов общества, правовые установления обладают потенциальной принудительной силой.

Под сущностью права понимают, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.

Можно выделить следующие подходы к  сущности права:

Классовый подход. В рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;

Общесоциальный подход. В рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.

Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.

Наряду с этими основными  подходами можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, 
в рамках которых соответственно религиозные, национальные и 
расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных 
актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права  многоаспектна. Она не сводится 
только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Высшее общественное предназначение права заключается в том, чтобы  обеспечивать, гарантировать в нормативном  порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные  условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

 

    1. Основные пути и причины возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к  жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между  мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем  между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные  многими поколениями обычаи расценивались  как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы  государством и стали важными  источниками права (обычным правом).

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок  и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость  в принципиально новых регуляторах  общественных отношений.

Ученые правоведы, такие  как: С.С.Алексеев, А.С.Пиголкин, Г.Н.Манов выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

     Восточный путь происхождения права.

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные  работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.

Экономика основана на государственной  и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность.

Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

     Западный путь происхождения права.

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая

устанавливала равенство  собственников, нормы отличаются более  высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

Причины возникновения  права 
         1.    Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами: 
потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности; 
         2.   Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов; 
         3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь; 
         4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества. 
Таким образом, возникновение права было связано с:

  1. качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;
  2. обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
  3. формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи: 
              а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность; 
              б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам  первобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся  юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная  принудительность.

Глава 2 Роль государства в возникновении права

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права  как особого институционального образования. Она присутствует в  праве и как бы проникает в  самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для  достижения целей государственной  политики. В то же время влияние  государства на право не следует  абсолютизировать и рассматривать  в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком  или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной  самостоятельностью, собственными, внутренне  присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет  по отношению к государству самостоятельное  значение. Если и допустимо рассматривать  право в качестве инструмента  государства, то лишь с оговоркой, что  и государство в той же мере является инструментом по отношению  к праву.

Наиболее ощутимое воздействие  государства на право проявляется  в сфере правотворчества и  правореализации. Право формируется  при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует  право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный  юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство  создает право на институциональном  уровне. Причины же возникновения  права коренятся в материальном способе производства, характере  экономического развития общества, его  культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиально  важного положения ведет к  тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная  деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем  права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право. 
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ производства права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение. 
3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

4. В развитии системы нрава. При этом истинная роль современного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет определенного количества нормативно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-третьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных актов как между собой, так и применительно к иным формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в определенной мере «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частноправовой сферах. Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

Информация о работе Особенности возникновения права