Особенности права Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм

Оглавление

Введение.
1. Этапы развития государственности.
2. Гомеровская Греция.
3. Рабовладельческое государство в Афинах.
3.1. Реформа Солона.
3.2. Тирания Писистрата.
3.3. Реформы Клисфена.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э.
4.1. Государственный аппарат.
5. Рабовладельческое государство в Спарте.
5.1. Общественный строй.
5.2. Государственный строй.
6. Основные черты права.
6.1. Имущественные отношения.
6.2. Семейное и наследственное право.
6.3. Уголовное право.
6.4. Судебный процесс.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Особенности права Древней Греции.docx

— 42.57 Кб (Скачать)

В ведении коллегии архонтов находились религиозные и  семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Девять архонтов и  секретарь избирались с помощью  жребия по одному от каждой филы. Затем  архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в совете пятисот. Вторую проверку они проходили в гелиэе. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них выбирал себе по два товарища.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя. Она решала вопрос о наделении правами гражданства, наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода, утверждала международные договоры. Главным ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. Гелиэя состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой филы из числа полноправных граждан, достигших тридцати лет. В составе гелиэи действовали десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998. Стр.114..

Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела: ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Раз в месяц  в Афинах созывалось особое Народное собрание, считавшееся главным. На нем  производилась проверка деятельности властей. После открытого обсуждения собрание решало, была ли эта деятельность правильной Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.69.

.

Для своего времени  афинская демократия имела самое  передовое государственно устройство. Но, какого бы уважения она ни заслуживала, в конечном счете, это была демократия для немногих, державшаяся на рабстве.

5. Рабовладельческое государство в Спарте

Спартанское государство  возникло в веке до н.э. в результате завоевания дорийцами территории Лаконики, ан которой уже проживали ахейские племена. После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз и образовали общину. Образование Спарты связывают с именем древнегреческого политического деятеля и законодателя Ликурга, которому традиция приписывала установление основ спартанской конституции. Биографические данные о нем разноречивы и носят легендарный характер. Он принадлежал по рождению к одному из двух правящих домов Спарты.

Ликург задумал  свои реформы, чтобы прекратить постоянно  возникавшие у спартанцев раздоры. Заранее получив одобрение своих  начинаний от пользовавшегося всегреческим почитанием оракула в Дельфах, он с помощью группы вооруженных  единомышленников провел демонстрацию устрашения и фактически совершил государственный  переворот. Получив в руки всю  полноту власти, Ликург радикально изменил прежние порядки. Вплоть до начала 4 в. до н. э. Спарта отличалась завидной внутренней стабильностью, при которой она могла постоянно претендовать на ведущее положение в эллинском мире.

5.1. Общественный строй

Для общественного  строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя  и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории  земледельческой общиной. Ремесла  и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя могли приобретать собственность  и совершать сделки, несли воинскую повинность. По своему положению они  были близки к афинским метекам. Со стороны государства над периэками  был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами - гармостами История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998. Стр.120..

Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан. Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты - представители  побежденных племен, превращенные в  государственных рабов. Своей земли  они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около  половины они платили господину  в виде оброка. Илоты также несли  военную службу.

Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность  в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство  подчеркивалось ежедневными коллективными  трапезами, на которые каждый отчислял одинаковую сумму своего дохода. А  в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять  ревность, собственнические чувства  по отношению к женщине Косарев  А.И. История государства и права  зарубежных стран. М., 2003. Стр. 71..

5.2. Государственный строй

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.

К ведению Народного  собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений  в споре о престолонаследии, выбор  главы военного похода. Собрание участвовало  в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза  с другими государствами.

Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.

Во главе государства  стояли два царя - архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая  выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц. Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.

Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.

Герусия состояла из 28 членов - геронтов, избиравшихся в  Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые  они должны были подчиняться ее решениям Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.73.. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей. Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической  и политической жизни общества. Но победа в Пелопоннесской войне привела  к развитию товарно-денежных отношений. Имущественная дифференциация обусловила рост социальных противоречий, ослабивших государство. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, оказалась под властью Рима Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 76..

6. Основные черты афинского права

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского  права в период демократии был  закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям. Запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.

Драконт включил в законы ряд существенных положений: отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Оформилось право частной собственности, за посягательство на частную собственность вводилось суровое наказание. Жестокость наказаний - характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 69.. В начале века до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня развития. Но все же наряду с законами важное место сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общего понятия права, оно еще не было систематизировано. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления.

6.1. Имущественные отношения

Имущественные правоотношения достигли в Древних  Афинах высокой степени развития. Было известно деление имущества  на движимое и недвижимое. Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром.

Особую разработку получают обязательственные правоотношения, возникающие из договора либо из деликта. Договоры заключались чаще всего  в письменной виде, хотя обязательной формы не существовало Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 77.. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств выступает задаток, залог и поручительство. Существовали различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

6.2. Семейное и наследственное право

Вступление в  брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний. Брачный  договор заключался главой семьи. Для  мужчин развод был свободен, для  женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени  ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

6.3. Уголовное право

По сравнению  с гражданским, уголовное право  было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления Там же..

Среди государственных  преступлений наиболее тяжкими считались  государственная измена, покушение  на демократический строй правления  и безбожие. Виновные в этих преступлениях  наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация. Из наиболее жестоких наказаний  применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие  наказания, лишение прав гражданства. В области уголовного права законы Драконта отличались особой жестокостью.

6.4. Судебный процесс

Рассмотрению  дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия  были речи сторон. Свои показания стороны  давали под присягой.

Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и  несовершеннолетнего действовал глава  семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное  расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить  письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять  любое решение по делу. Вначале  решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению  меры наказания. Решение принималось  тайным голосованием. При равном счете  голос председательствующего давал  перевес. На судебные решения и приговоры  допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

Заключение

В Афинах впервые  в истории наметились очертания  некоторых глобальных факторов становления  демократических государственно-правовых институтов. Благодаря высокой политической активности рядовых граждан - демоса знать не смогла сохранить государственные  формы аристократического правления. Этот фактор по своей исторической значимости выходит далеко за рамки  Античного мира.

Информация о работе Особенности права Древней Греции