Основные теории происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Оглавление

Введение
1. Теологическая теория
2. Патриархальная.
3. Договорная теория.
4. Теория насилия.
5. Психологическая теория.
6. Расовая теория.
7. Органическая теория.
8. Материалистическая теория.
Заключение.
Примечание.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Основные теории происхождения государства и права ТГП.docx

— 71.33 Кб (Скачать)

Суть органической теории такова: общество и государство  представлены как организм, и поэтому  их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено но аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном  виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий  из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.

В настоящее время  органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.  

 

8. Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается  в том, что государство явилось  на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности  и социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению  представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет  с исчезновением классовых различий.

Материалистическая  теория выделяет три основные формы  возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает  непосредственно и преимущественно  из классовых противоречий формирующихся  внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную  от многочисленной и бесправной плебей2ской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма - государство возникает как результат  завоевания обширных территорий для  государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

Основные положения  материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и экономическая  обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием  этой теории является представление  о том, что право является продуктом  классового общества; выражением и  закреплением воли экономически господствующего  класса. При данных отношениях “господствующие  индивиды... должны конституировать  свою силу в виде государства и  придать своей воле... всеобщее выражение  в виде государственной воли, в  виде закона” . То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. “Право есть лишь возведенная в закон воля” .

Впоследствии положения  марксисткой теории прочно вошли  в отечественное право. На основе классового признака права делался  вывод, что в обществе, где отсутствуют  антагонистические классы, в праве  выражается воля всех дружественных  классов и слоев общества, руководимых  рабочим классом.

Право полностью  только тогда, когда общество осуществит правило: “от каждого по способности, каждому по потребностям” , то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.

Материалистическая  теория ограничивает жизнь права  историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое  необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением  классов, оно утратит полностью  свою социальную ценность. Марксистско-ленинская  теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

Заслугой марксизма  являются постулаты о том, что  право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы  индивида, являющийся “беспристрастным”  регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают  и реализуют объективные потребности  общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения  участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения  государства считают положения  материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают  психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение  государства. Тем не менее, считает  Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому “в конечном счете” можно увязать “даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования” . “Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений” . 

 

Заключение

Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности они  стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права. Создавались  самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление  многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации  знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем  виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства  может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора. 

 

Примечание

  1. Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) философ, систематизатор схоластики на базе христ. аристотелизма сформулировал 5 доказательств бытия бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия человеческого разума утверждал, что природа завершается благодати, разум - в вере, философское познание естественная теология, основана на аналогии сущего, - сверхъестественного откровения.
  2. Гай Саллюстий Крис (86 ок. 35 до н.э.) римский историк. Из сочинений дошли письма к Цезарю монографии, “О заговоре Катилины” и “Югуртинская война” .
  3. Гай Юлий Цезарь (102 - 44 до н.э.) римский диктатор. Полководец. Сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей стал практически монархом. Убит в результате заговора республиканцев. Автор “Записок о гражданских войнах” ; провел реформу календаря “Юлианский календарь” .
  4. Аристотель (384 -322 до н.э.) древнегреческий ученый и философ. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположний формальной логики, создатель силлогистики. Воспитатель Александра Македонского.
  5. Руссо Жан-Жак (1712 - 1778) французский писатель и философ, представитель сентиментализма. Идеи Руссо оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
  6. Локк Джон (1632 - 1704) английский философ материалист, создатель идейно политической доктрины либерализма. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теории образования общих идей (абстракций) . Идеи Локка оказали значительное влияние на французских материалистов XVIII века и утопический социализм начала XIX века
  7. Цицерон Марк Тулий (106 - 43 гг. до н.э.) римский политический деятель оратор и писатель, сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданский войн в Риме.
  8. Монтескье Шарль Луи (1689 - 1755) французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стемился скрыть причины того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства, утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления.
  9. Ницше Фридрих (1844 - 1900) немецкий философ, представитель иррационализма, один из основателей “Философии жизни” . Реакционные тенденции учения Ницше развивало Ницшеанство, их использовали идеологи немецкого фашизма.
  10. Платон (428 - 348 до н.э.) древнегреческий философ идеалист, ученик Сократа. Учение Платона первая классическая форма объективного идеализма. Познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику, наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ. М., 1993 г.
  2. Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1632 С.
  3. Алексеев С. С. Государство и право. М., 1993 г.
  4. Алексеев С. С. Общая теория права. т. 1. М., 1981 г.
  5. Лазарев В. В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994. - 360 С.
  6. Лившиц Р. З. Теория права - М.: БЕК, 1994 - 224 С.
  7. Марченко М. Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996,476 С.
  8. Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993.
  9. Храпанюк В. Н. Теория государства и права М., 1993.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права