Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.
Задачами данной работы, исходя из цели выступают:
- определение механизма государства
- определение структуры государственного аппарата
- выявление принципов организации и деятельности государственного аппарата.

Оглавление

Введение ………………………………………………………… 2-3
Понятие и значение государственного аппарата…………….. 4
2.1. Основное понятие государственного органа………………….. 4
Государственное учреждение…………………………………. 6
Структура органов государства……………………………….. 7
Механизм государства………………………………………… 8
Формирование принципов деятельности государственных
органов…………………………………………………………… 9
Принципы организации и деятельности государственного
аппарата………………………………………………………….. 14-17
Заключение ……………………………………………………… 18 – 20
Список литературы ……………………………………………… 21-22

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории государства и права.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
 

ПЛАН

курсовой работы на тему:

«Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата». 

  1.      Введение ………………………………………………………… 2-3
  2.     Понятие и значение  государственного  аппарата…………….. 4 
    2.1.    Основное понятие государственного органа………………….. 4
    1. Государственное учреждение…………………………………. 6
    2. Структура органов государства……………………………….. 7
    3. Механизм  государства………………………………………… 8
    4. Формирование принципов деятельности государственных

    органов…………………………………………………………… 9

  1.     Принципы организации и деятельности государственного

              аппарата…………………………………………………………..  14-17

  1.   Заключение ……………………………………………………… 18 – 20
  2.    Список литературы ……………………………………………… 21-22

Введение

 

     Цель  выполнения данной работы состоит в изучении механизма государства и государственного аппарата, и принципов их организации и деятельности.

     Актуальность  данной работы заключается  в том, что любой  политический режим  невозможен без субъектов  его осуществления, которыми являются аппарат  власти, государственные  органы, учреждения, организации, должностные лица.

     Государство в целом как  субъект конституционно-правовых отношений представляет собой систему  всех органов государственной  власти, которая реализует  задачи и функции  государства как  важнейшей формы  народовластия, политической организации всего российского народа. Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих.

     Государство для выполнения своих  функций создает  систему государственных  органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный  аппарат. Он представляет собой надлежаще  организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

     В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и  управленческие. В  узком смысле под  государственным  аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

     Задачами  данной работы, исходя из цели выступают:

     - определение механизма  государства

     - определение структуры  государственного  аппарата

     - выявление принципов  организации и деятельности государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие и значение  государственного  аппарата.

     Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных  органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

     Таким образом, под государственным  аппаратом понимается совокупность органов  и учреждений, посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно - распорядительная функция.

     Первичной ячейкой государства выступают  его органы и учреждения.

2.1.   Основное понятие государственного органа.

     Государственный орган понимается как относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией). Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. Совокупность властных полномочий органа государства определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи - обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.

     Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право:

       - принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения права;

       - проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность;

     - применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа либо иных органов государства. Реализация компетенции является обязанностью государственного органа.

     Каждый  орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене. Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключения возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или принятия решений требуется согласие других органов. Например, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

     Предусмотренное конституцией или законом согласие, одобрение действий или решений государственного органа другим органом не лишает его самостоятельности. Другой орган вправе одобрить или не одобрить соответствующий документ, но он не может вносить в него какое-либо изменения, дополнения. Ибо ответственность за решение несет принявший его орган, и только он может внести необходимые коррективы в свой документ.

     Для осуществления своей компетенции  государственный орган "наделяется определенными материальными средствами. Имеет в пользовании здание, организационную технику, транспортные средства, расчетный счет в банке и необходимые денежные ресурсы. В процессе реализации имущественных прав государственный орган выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные отношения, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Право государственного органа выступать  самостоятельным субъектом властных, административных, а также гражданских  правоотношений не принадлежит его  аппарату, призванному оказывать  консультативную, вспомогательную и техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа, управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалтерия и др.

2.2. Государственное  учреждение

     Аппарат государственного органа, оказывающий  содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением. К государственным учреждениям относятся также государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями. Это например, образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и транспорта.

     Необходимость существования государственных  учреждений обусловливается тем, что  государство выступает не только как орудие политического господства, но и осуществляет определенную экономическую, социально-культурную деятельность. Государственные учреждения выступают важнейшей организационной формой осуществления этой деятельности, непосредственно проводят государственные властные предписания в жизнь и порождают социально-полезные результаты в виде созданных материальных или духовных благ. Так, самые мудрые законы, постановления правительства по вопросам образования, культуры, здравоохранения останутся в сфере долженствования до тех пор, пока соответствующие государственные учреждения не примут надлежащих мер для их реализации.

     Таким образом, основное отличие государственных  учреждений от органов государства состоит в том, что результаты их деятельности выражаются не в принятии управленских решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ.

2.3. Структура органов  государства

     Органы  государства состоят из государственных  служащих, которые своими действиями обеспечивают выполнение функций этих органов. Порядок участия государственного служащего в деятельности государственного органа, его права и обязанности устанавливаются законами, иными нормативно-правовыми актами.

     В зависимости от полномочий государственные  служащие делятся на три вида:

1) Лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и др.

2) Лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники.

3) Лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.

     Многообразие  функций государства, форм и методов  их реализации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в современном демократическом государстве выделяют:   

     1) главу государства; 

     2) органы законодательной власти;

     3) органы исполнительной власти;

     4) суды;

    5) органы  государственного принуждения —  органы внутренних дел, прокуратура,  органы государственной безопасности, исправительные учреждения;

     6) вооруженные силы.

2.4. Механизм государства

     Совокупность названных органов охватывается понятием механизм государства —  совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.

     Механизм  государства, как и всякое сложное  системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. Конкретные связи органов государства весьма разнообразны и изучаются такими учебными курсами, как государственное, административное, финансовое право. В теории государства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно.

     Государственные органы, выполняя разные функции, должны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства знает три способа согласования элементов государственного механизма:

1) сосредоточение  всей полноты власти в руках  одного лица;

2) разделение  властей на законодательную, исполнительную  и судебную;

3) организацию  органов государства, основанную  на принципах демократического  централизма.

Информация о работе Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата