Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.
Задачами данной работы, исходя из цели выступают:
- определение механизма государства
- определение структуры государственного аппарата
- выявление принципов организации и деятельности государственного аппарата.

Оглавление

Введение ………………………………………………………… 2-3
Понятие и значение государственного аппарата…………….. 4
2.1. Основное понятие государственного органа………………….. 4
Государственное учреждение…………………………………. 6
Структура органов государства……………………………….. 7
Механизм государства………………………………………… 8
Формирование принципов деятельности государственных
органов…………………………………………………………… 9
Принципы организации и деятельности государственного
аппарата………………………………………………………….. 14-17
Заключение ……………………………………………………… 18 – 20
Список литературы ……………………………………………… 21-22

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории государства и права.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

     Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

-верховенство  Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

-приоритет  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственное  действие;

обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и  свободы человека и гражданина;

-единство  системы государственной власти, разграничение предметов ведения  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

-равный  доступ граждан к государственной  службе в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

-обязательность  для государственных служащих  решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-единство  основных требований, предъявляемых  к государственной службе;

-профессионализм  и компетентность государственных  служащих;

-гласность  в осуществлении государственной  службы;

-ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

-внепартийность  государственной службы; отделение  религиозных объединений от государства;

-стабильность  кадров государственных служащих в государственных органах.

     К числу этих принципов следовало  бы отнести также: сочетание коллегиальности  и единоначалия; экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как  системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Заключение

 

     Задачи  и функции государства реализуются  посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих.

     Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, представляется логичным начать его рассмотрение с характеристики последних.

     Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

     Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных  органов (механизм государства), которые  в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

     В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

     Президент Российской Федерации занимает особое место в системе разделения властей.

     Являясь главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина Президент Российской Федерации, строго говоря, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако он тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     Представительным  и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

     Органы  исполнительной власти предназначены  в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

     Согласно  Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

     В целях формирования эффективной  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

     Судебная  система Российской Федерации, устанавливаемая  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом от 31 декабря 1996 года  «О судебной системе Российской Федерации», включает в себя только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. Судебная система Российской Федерации включает в себя: 1) федеральные суды и 2) суды субъектов Российской Федерации.

     К федеральным судам относятся: а) Конституционный Суд Российской Федерации; б) федеральные суды общей  юрисдикции, рассматривающие гражданские, административные и уголовные дела (Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); в) арбитражные суды, рассматривающие экономические споры и иные подведомственные им дела.  Таким образом, надо учитывать, что в рамках единой судебной системы сформированы: система федеральных судов общей юрисдикции и система федеральных арбитражных судов.

     Теория  государства и права, рассматривая вопрос о принципах организации  и деятельности государственного аппарата, акцентирует внимание преимущественно  на общих принципах, так как исследование частных принципов относится  к предмету отраслевых юридических наук.

     К наиболее важным из них, относятся: принцип  единства и целостности государственного аппарата, принцип разделения властей, принцип демократизма, принцип законности и принцип профессионализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Конституция РФ (основной закон). М.: Гроссмедиа. 2005. – 48с.
  2. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. от 4.11.2005
  3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
  4. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации», Указ Президента от 13 мая 2000 г. "Положение о полномочном Представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"
  5. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»
  6. Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (от 23.12.2005)
  7. Абдуллаева М.И. Теория государства и права. Питер. 2003. – 400с.
  8. Гатина А. М. Теория государства и права СПб.: Питер Принт. 2006. -402 с.
  9. Кузнецова Е.И. Теория государства и права. Конспект лекций. Самара. 2004. – 46с.
  10. Любимов А. Комментарий к Конституции РФ (толкования и истолкования) М.: Экзамен. 2005. – 656с.
  11. Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист. 2005. – 300с.
  12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права:Учебник.-2-е изд. -М:Юристъ,2005.-541с.
  13. Пономаренко Е. В.       Роль судебной власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина  // Российский судья. - 2005. - № 4. -  С. 10-12.
  14. Структура федеральных органов исполнительной власти // Аудитор. - 2004. - № 6. -  С. 59.
  15. Тарасов О. Н.       Основные тенденции организации судебной власти в Российской Федерации на современном этапе  // Российский судья. - 2005. - № 4. -  С. 12-14.

Информация о работе Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата