Общество, государство и право, их соотношение и связь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила, управляющая силами людей, классов, обществ. Составляя лишь часть, хотя и важнейшую, общественно-политическую структуру любого цивилизованного общества, эти институты настолько срослись с ним, настолько довлели над всеми сторонами его жизни, что в глазах многих мыслителей прошлого отождествлялись с обществом.

Оглавление

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ: ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
1.1.Сущность государства и закономерность его развития
1.2. Структура гражданского общества
1.3. Сущность и социальное назначение права
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НЕПРИМЕННЫЕ СПУТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
2.1. Государство и право в их соотношении и взаимосвязи.
2.2. Гражданское общество и государство
2.3 Соотношение гражданского общества и права

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Сущность права находит свое выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.

Социальное назначение права состоит в следующем:

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, СМИ и правовое государство.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.


ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НЕПРИМЕННЫЕ СПУТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

2.1. Государство и право в их соотношении и взаимосвязи.

Основополагающим признаком государства выступает положение о том, что государство и право взаимодействуют, неразрывно связаны и взаимозависимы. Так как с момента возникновения государство и право объединяют такие факторы, как социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое (соответствующее степени развития общества) нравственно – духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельностном аспектах.

Государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти называется правовым.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный правопорядок, использовать правовую форму для осуществления личного, группового или классового насилия.

Взаимодействие этих явлений носит многогранный и постоянный характер.

Непосредственным источником права является государство.

Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществление государством политической власти.

Государство активно участвует в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в виде правовых актов, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением.

Возникает вопрос: если право - продукт правотворчества государства, обладающего суверенитетом, то может ли оно издавать по собственной инициативе (не вынужденно) нормы, ограничивающие собственный суверенитет? Самоограничение - это добровольный отказ от суверенности, что свойственно только личности, правовому существу, которое способно руководствоваться не только собственными притязаниями, но и ограничивать их в силу морально-нравственного внутреннего закона. Таким образом, надежда на самоограничение государства правом может опираться лишь на морально-нравственные качества лиц (социальных групп), осуществляющих государственную власть, и только в том случае, если они будут способны осознать самоограничение как способ самосохранения и воспроизводства власти, но в любом случае ограничение государственной власти всегда вынужденно и детерминируется внешними, а не внутренними факторами.[2]

Право юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает придел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государству и его деятельности легитимный характер. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

Государство, устанавливая нормы права, обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества. Поэтому нельзя познать государство и право, исследуя их изолированно.

 

 

 


2.2. Гражданское общество и государство

Без государства (государственных органов и иных институтов государственной власти) не существовало бы гражданского общества (его институтов) в его современном понимании. Ведь гражданское общество обретает силу и способность к развитию именно во взаимодействии (диалоге и партнерстве) или противостоянии (конфликте) с государством; это отнюдь не означает, что институты гражданского общества функционируют по своим законам, отличным и не зависящим от национальной системы законодательства, политического режима. Вместе с тем гражданское общество не может оставаться гражданским, если политическими методами в него не привносится порядок. Только государственная власть - государство, управляемое посредством легитимной верховной власти, с помощью действующего в стране законодательства, может стать эффективной защитой от несправедливостей самого гражданского общества и синтезировать его частные интересы во всеобщее политическое сообщество[3].

Современный этап общественного развития требует пересмотра привычных форм общественной жизни, в первую очередь это касается государства и гражданского общества, в которых исчезло ощущение "Мы", основанное на справедливости и солидарности. Человек должен осознать, что он может реализовать свои интересы не только через государство и с помощью государственных гарантий и механизмов, но и посредством полноценных институтов гражданского общества[4]. У власти в современной России нет ответственного и дееспособного партнера, заинтересованного в модернизации страны, поэтому ей приходится все делать самой, концентрируя у себя полномочия и вместе с ними всю полноту ответственности.

Удачно удалось сформулировать положения, на которых основываются взаимоотношения гражданского общества и государства, З.М. Черниловскому. Он отмечает, что:

1) нет однозначной зависимости между существованием государства и наличием или отсутствием гражданских начал в жизни общества;

2) именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам;

3) от государства гражданское общество вправе требовать защиты жизни, здоровья, безопасности его граждан;

4) на государство ложится обязанность осуществления социальных программ, могущих смягчать противоречия между достатком одних и нищетой других;

5) государством, его внешней политикой и оборонной мощью могут быть обеспечены само существование данного сообщества, его материальное и духовное сближение с другими народами[5].

Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.

1. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе "сдержек" и "противовесов" стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ, например митинги, протестные выступления против монетизации льгот.

2. Само гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующими, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется это рядом причин: именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство; среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).

4. Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций. Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным[6].

Эффективно действующее гражданское общество способно взять на себя ряд функций государства, например развитие культуры, науки, образования, решение проблем демографии и семьи. При этом, как отмечает А.Д. Керимов, гражданское общество ни в коем случае не должно развиваться за счет ослабления государства или отстранения его от выполнения вверенных ему функций[7].


2.3 Соотношение гражданского общества и права

Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Если государство представляет собой единство различных лиц, единство, выражающееся в общности, то в гражданском обществе - каждый для себя[8]. Именно это общество охраняет и защищает индивида, личность от излишней опеки, тем более произвола государства, его вмешательства в частную жизнь человека и гражданина. Следовательно, гражданское общество является инструментом, который призван, с одной стороны, выражать и охранять интересы человека, его ценности и блага, а с другой - сдерживать и ограничивать возможности государства по вмешательству, вторжению в частную жизнь человека и гражданина. Эта функция гражданского общества особенно важна в сфере уголовного судопроизводства, расследования и рассмотрения уголовных дел, где закон допускает ограничение или лишение различных ценностей и благ человека.

Понятие гражданского общества тесно связано с понятием естественных прав. В идеале гражданское общество никто специально не строит, оно развивается самостоятельно, считает Р. Дарендорф.[9] Кто-то создает колледж, кто-то партию, кто-то начинает выпускать газету, кто-то объединяет людей в самостоятельную общественную организацию, кто-то налаживает производство хорошей обуви или вкусного хлеба и др. Именно в результате подобных преобразований постепенно формируется гражданское общество, начинающее развиваться по принципу "множественного единства".

Процесс исторического развития, где главной, или одной из главных, темой всегда было становление свободного индивида, не мог не влиять на отношение людей к обществу и государственной власти. Оно часто определялось в прямой зависимости от того, где находил человек надежную защиту: в обществе или государстве. Постепенно рассматриваемая проблема получила обобщение и предстала для некоторых в виде мнения: гражданское общество обладает законным правом защищать себя и своих членов от государства. Для других было очевидным, что и государство нельзя лишать аналогичного права.

Учение о естественных неотчуждаемых правах человека и гражданина выдвигалось на передний план всякий раз, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от авторитарно-тоталитарных режимов (чуждых понятия естественных прав) к демократическим преобразованиям. Так было на рубеже XIX в., в ходе борьбы народов Франции и США с абсолютизмом, когда из идеологического лозунга естественные права человека и гражданина впервые стали буквой закона (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Так было во второй половине XX в. после горьких опытов тоталитарных режимов, когда права человека и гражданина, попиравшиеся этими режимами, были признаны и гарантированы не только отдельными государствами, но и на международном уровне (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие международно-правовые документы). [10]

Ценности, блага, приоритеты, находящиеся под защитой Российского государства и общества на современном этапе их развития, ориентированы на то, что в основе демократии лежат уважение человеческой личности и верховенство закона[11]. Учитывая это, национальное право Российской Федерации предусматривает и закрепляет соответствующие положения, которые демократичны и справедливы.

В первую очередь имеется в виду ст. 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с предписаниями которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В действительности приведенные положения неразрывно взаимосвязаны и означают, что, с одной стороны, в полном соответствии с международными стандартами Россия провозглашает такие приоритеты, как человек, его права и свободы.

Информация о работе Общество, государство и право, их соотношение и связь