Введение.
Государство и право –
важнейшие факторы общественной
эволюции, непременные спутники современного
общества. Теория государства и права
– составная часть обществоведения,
идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и
реализация законов, обеспечение прав
граждан, поддержание общественного
порядка тесно связаны с положениями
политико-правовой теории. Право, как и
государство, принадлежит к числу не только
наиболее важных, но и наиболее сложных
общественных явлений. Пытаясь понять,
что такое право и какова его роль в
жизни общества, еще римские юристы обращали
внимание на то, что оно не исчерпывается
одним каким-либо признаком или значением.
Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении
государства и права, права и закона имели
место не только в далеком историческом
прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют
место также дискуссии и в настоящем. Современные
исследователи, так же как и их предшественники,
выделяют в основном два подхода и два
разных определения права.Один из этих
подходов, именуемый позитивистским ,
ориентируется не только на неразрывную
связь государства и права, но и на то,
что государство является единственным,
исключительным источником права. Право
при этом определяется не иначе, как «система
общеобразовательных, формально-определенных,
государственно-принудительных норм,
выражающих возведенную в закон государственную
волю господствующего класса и выступающего
в качестве классового регулятора общественных
отношений». При таком подходе право полностью
или почти полностью отождествляется
с законом, а точнее – с нормативно-правовыми
актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми
государством. Другой подход к праву –
непозитивистский, не связывает столь
жестко, как первый, понятие права с понятием
государства. Право при этом рассматривается
как «претендующий на всеобщность и общеобязательность
социальный институт нормативного регулирования
общественных отношений в целях разумного
устройства человеческого общежития путем
определения меры свободы, прав и обязанностей
и представляющий собой воплощение в обычаях,
традициях, прецедентах, решениях референдумов,
канонических, корпоративных, государственных
и международных нормах правового идеала,
основанного на принципах добра, справедливости,
гуманизма и сохранения окружающей природной
среды»1. Закон считается правовым
лишь в том случае, если он несет в себе
идеи добра, справедливости, гуманизма,
если в его содержание «заложен» правовой
идеал. В этом заключается одна из главных
причин того, что данный подход, несмотря
на свою явную привлекательность, в реальной
жизни, на практике является менее распространенным
и применяемым, чем первый, позитивистский
подход. Неразрывно связывая государство
с правом, и, наоборот, теоретически и практически
исходят из того, что право в реальной
жизни не иначе, как в виде общеобязательных
правил поведения (норм), которые непосредственно
издаются либо санкционируются (утверждаются)
государством. За нарушение их к нарушителю
применяются различные меры государственного
воздействия. Государство и право взаимозависимы
друг от друга, но в тоже время они относительно
самостоятельны друг от друга. Если государство
издает правовые акты, обеспечивает их
соблюдение и в случае неисполнения содержащихся
в них требований применяет принудительную
силу, то право, в свою очередь, активно
воздействует на государство путем установления
общеобязательных для всех его органов,
должностных лиц и организаций правил
поведения. С помощью норм права закрепляется
их статус, определяются рамки их деятельности,
устанавливается их структура, порядок
деятельности и взаимоотношений.
1 Понятие и
признаки государства и права
1.1 Понятие
и основные признаки государства
Государство есть продукт
развития общества, продукт непримиримости
классовых противоречий. Государство
появляется там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку классовые
противоречия объективно не могут быть
примирены, когда общество делится
на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Везде и всегда вместе с ростом
и укреплением этого деления
возникает и развивается особый
институт-государство, которое никоим
образом не представляет собой силы,
извне навязанной обществу. Государство
есть продукт общества на известной
стадии развития; государство есть
признание, что это общество запуталось
в неразрешимых противоречиях, раскололось
на непримиримые противоположности, избавиться
от которых оно бессильно. Нужна
была сила, которая бы умерила столкновения,
держала общество в границах «порядка».
И эта сила, происшедшая из общества,
ставящая себя над ними, все более
и более отчуждающаяся от него,
есть государство. Возникновение государства
- это приспособление общества к новым
условиям, которое не устраняет того, что
произошло в производстве (т.е. в экономике),
а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические
отношения частной собственности сохранились,
поддерживались, развивались. Экономические
отношения – базис, причина всех трансформаций,
протекающих в надстройке, к которой относится
и государство2 Государство есть особая организация
политических сил, находящихся у власти.
Государство отличается от родоплеменной
организации следующими признаками. Во-первых,
публичной властью, не совпадающей со
всем населением, обособленной от него.
Особенность публичной власти в государстве
состоит в том, что она принадлежит лишь
экономически государствующему классу,
является политической, классовой властью.
Эта публичная власть опирается на особые
отряды вооруженных людей – первоначально
на дружины монарха, а в дальнейшем – армию,
полицию, тюрьмы и другие принудительные
учреждения; наконец, на чиновников, специально
занятых управлением людьми, подчинением
последних воле экономически господствующего
класса. На содержание публичной власти
и ее аппарата (чиновников, армии, полиции,
тюрем и т.д.) с населения собираются налоги,
которые были известны родовому строю.
Во-вторых, разделением подданных не по
кровнородственному, а по территориальному
признаку. Вокруг укрепленных замков монархов
(королей, князей и т.д.) под защитой их
стен селилось торгово-ремесленное население,
росли города. Здесь же селилась и богатая
наследственная знать. Именно в городах,
прежде всего люди связаны были не кровнородственными,
а соседскими отношениями. С течением
времени кровнородственные связи заменяются
соседскими и в сельской местности.
Причины и основные закономерности образования
государства были едиными для всех городов
нашей планеты. Однако в разных регионах
мира, у разных народов процесс образования
государства имел свои особенности, подчас
весьма существенные. Они были связаны
с географической средой, конкретными
историческими условиями, которых создавались
те или иные государства. Классической
формой является возникновение государства
в силу действия только внутренних факторов
развития данного общества, расслоение
на антагонистические классы. Данную форму
можно рассмотреть на примере Афинского
государства. Впоследствии по этому пути
шло формирование государства и у других
народов, например у славян. Возникновение
государства у афинян является в высшей
степени типичным примером образования
государства вообще, потому что оно , с
одной стороны, происходит в чистом виде,
без всякого насильственного вмешательства,
внешнего или внутреннего, с другой
стороны, потому, что в данном случае весьма
высоко развитая форма государства –
демократическая республика – возникает
непосредственно из родового строя, и,
наконец, потому, что на достаточно хорошо
известны все существенные подробности
образования этого государства. В Риме
родовое общество превращается в замкнутую
аристократию, окруженную многочисленным,
стоящим вне этого общества, бесправным,
но несущим обязанности плебея; победа
плебея взрывает старый родовой строй
и на его развалинах воздвигает государство,
в котором скоро совершенно растворяются
и родовая аристократия и плебс. У германских
победителей Римской империи государство
возникает как непосредственный результат
завоевания обширных чужих территорий,
для господства, над которыми родовой
строй не дает ни каких средств. Следовательно,
нередко процесс формирования государства
«подталкивается», ускоряется внешними
для данного общества факторами, например
война с соседними племенами или уже существующими
государствами. В результате завоевания
германскими племенами обширных территорий
рабовладельческой Римской империи родоплеменная
организация победителей, находившаяся
на стадии военной демократии, быстро
переродилась в федеральное государство.
1.2 Признаки и определение
прав
К признакам права
можно отнести следующие:3
Право - это явление общественное.
Оно возникает как продукт
общества на определенной ступени его
развития.Право есть регулятор социально
значимого поведения человека разновидность
социальных норм. Оно имеет дело с социальной
сферой которая включает в себя:
1. людей;
2. отношения между
людьми (общественные отношения);
3. поведение субъектов
общественных отношений.
Содержание
права определяется потребностями
общественного развития интересами
участников общественного процесса
отраженными в общественном сознании.
Право по своей природе (сущности) есть
средство (инструмент форма) социального
компромисса в масштабе общества установления
баланса социальных интересов справедливого
распределения благ мера социальной
свободы индивида. Через механизмы общественного
сознания и коллективной воли реальный
баланс интересов в зависимости от расстановки
политических сил более или менее адекватно
отражается в формальных источниках права,
что означает приближение права к своему
идеалу или отступление от него от
своей сущности. Право как разновидность
социальных норм обладает качеством нормативности;
оно действует как типовой регулятор
адресаты, которого определены, не конкретно
поименно, а общими признаками (возраст
вменяемость общие признаки юридического
лица и т. п.). Нормативность права проявляется
и в неоднократности действия юридических
норм: они вступают в процесс регулирования
всякий раз, когда возникают типовые
ситуации, установленные как условия
их действия. Нормативность формируется
как результат обобщения и фиксации устойчивых
повторяющихся социально полезных отношений
и поступков людей. Действие права основано
на принципе применения равных мер к участникам
общественных отношений независимо от
их индивидуальных особенностей (физической
силы умственных способностей социального
положения и т. п.) то есть к фактически
неравным субъектам (принцип формального
равенства).4 Нормы права должны быть объективированы,
закреплены в определенных официальных
формах (источниках права в формальном
смысле): нормативно-правовых актах
правовых обычаях юридических прецедентах
и др. С точки зрения внутренней организации
право есть система (целостность) состоящая
из элементов связанных целесообразными
отношениями (структурой) и взаимодействующих
друг с другом. Право общеобязательно.
В отличие от других социальных норм
оно представляет собой единую (и единственную)
общегосударственную нормативную систему,
которая распространяет свое действие
на всех членов общества. Праву присуща
процедурность. Процедуру как детально
регламентированный порядок последовательность
в осуществлении тех или иных действий
в какой-то мере используют все социальные
регуляторы. Но в праве процедурность
(как и нормативность) выражена наиболее
глубоко: в системе права существуют целые
процедурные отрасли (гражданское процессуальное
уголовно-процессуальное и др.). Процедура
касается как реализации, так и издания
юридических норм. Право действует как
интеллектуально-волевой регулятор поведения.
Право имеет не только специально-юридический
сугубо правовой механизм действия,
но и психологический механизм: оно не
может регулировать поведения иначе как
через сознание и волю людей. В определенном
аспекте право можно рассматривать как
информационную систему содержащую
информацию властного характера, которая
будучи осознана, детерминирует волю
и поведение субъектов5. Право тесно связано с государством.
Государство выявляет правовые притязания
общества и оформляет их в процессе издания
нормативно-правовых актов (а также путем
делегирования полномочий на издание
нормативно-правовых актов санкционирования
устоявшихся обычаев создания юридических
прецедентов) то есть «возводит в закон».
Оно также осуществляет контроль за осуществлением
юридических предписаний и в необходимых
случаях обеспечивает их властную реализацию.
Право охраняется государственным принуждением.
Никакие другие социальные нормы не обеспечены
возможностью государственно-принудительной
реализации (речь может идти лишь об их
поддержке со стороны государства). Признанием
необходимости государственной охраны
права в понятие права вводится понятие
правонарушения: право для того и нужно,
чтобы пресекать отклонения от наиболее
важных с общественной точки зрения вариантов.
поведения. То есть в качестве признака
права можно назвать, то, что оно всегда
имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.
Определений права существует множество.
И это вполне закономерно, поскольку
никакое определение не может охватить
всех признаков понятия. Тем более такого
понятия как «право», к характеристике
которого существуют самые разнообразные
подходы. В то же время в какой-то мере
такое многообразие определений права
полезно, так как оно позволяет рассмотреть
право с разных позиций под разными углами
зрения и на этой основе составить о нем
многомерное объемное представление.
С учетом названных признаков вероятно
можно дать свое определение права
право есть оформленная в официальных
источниках и гарантированная государством
единая в масштабе общества нормативная
система призванная регулировать социально
значимое поведение участников общественного
процесса на основе баланса интересов
согласования воль и правовых притязаний
всех слоев общества. А вообще более плодотворным
в этом направлении является не формулирование
каких-либо определений, а совершенствование
право понимания на основе углубленного
изучения свойств права.6
2 Взаимодействие
и соотношения государства и права.
2.1 Государство
и право в их соотношении
и взаимодействии
Традиционно в науке по
вопросу о соотношении государства
и права различались два подхода.
Первый – этотистский, исходивший из
приоритета государства над правом.
Согласно этому подходу право
рассматривалось как продукт
государственной деятельности, как
его (государства) следствие. Такой
подход имел широкое распространение
в отечественной юридической
литературе. Считалось, к примеру, что
право находится в подчиненном
отношении к государству. Фактическим
условием для данного подхода
служила политическая практика, склонная
видеть в праве некий придаток государства.
Теоретической предпосылкой являлось
формально-догматическое отношение к
понятию права как совокупности норм,
издаваемых государством. Другой взгляд
на соотношение государства и права утвердился
в русле естественно-правовых воззрений.
Сторонники так называемой школы естественного
права, выводившие понятие государства
из общественного договора, исходили
из ограничения государством права, что,
по их мнению, вытекало из нерушимости
естественного закона и не отчуждаемости
основанных на нем субъективных публичных
прав индивида. С позиции данного подхода
праву принадлежит безусловный приоритет
в сравнении с государством. Право возникает
до образования государства. Оно старше
государства, никакое государство и никакая
власть не есть первоначальный источник
права7. Есть и третья точка зрения
на рассматриваемую проблему, позволяющая
в определенной мере интегрировать взгляды
сторонников отмеченных позиций и в то
же время избежать крайностей в оценке
связи государства и права. Согласно этому
подходу связь между государством
и правом не имеет столь однозначного
причинно-следственного характера, государство
порождает право или из права рождается
государство. Она (связь) видится более
сложной и носит характер двусторонней
зависимости: государство друг без друга
не могут существовать, а значит, между
ними имеется функциональная связь. Рассматриваемый
подход позволяет тем самым выявить глубинные
связи между государством и правом, избежать
односторонности, понять, что дает право
государству, и в то же время выяснить
истинную роль государства в обеспечении
права. Анализ такого рода зависимостей
имеет принципиально важное значение
для всей общественной практики.Признание
двустороннего характера связи между
государством и правом позволяет исключить
интерпретацию данного вопроса в духе
узко нормативного подхода к пониманию
права («право исходит от государства»
и т.п.). В то же время при данном подходе
роль государства по отношению к праву
не нивелируется, как это вытекает их некоторых
концепций так называемого широкого право-понимания.
Государственный нигилизм в такой же мере
опасен, как нигилизм правовой. Связь государства
и права представляется иной: государство
не порождает право, не производит
его, а является, с одной стороны, зависимой,
подчиненной ему силой, а с другой – мощным
средством, поддерживающим и усиливающим
мощь права, его потенциал в общественной
системе. Государство использует право
в качестве средства управления общественными
процессами, но лишь в той мере, в какой
само право ему это позволяет.
2.2 Воздействие
государства на право
Государство является непосредственным
фактором создания правовых установлений
и главной силой их осуществления.
Государственная власть имеет конструктивное
значение для самого бытия права
как особо институционального образования.
Она присутствует в праве и
как бы проникает в самую суть
права.8 Государство опекает право,
использует его потенциал для достижения
целей государственной политики. В тоже
время влияние государства на право не
следует абсолютизировать и рассматривать
в духе этатистских воззрений, признающих
право исключительно инструментом (средством)
государства, его признаком или атрибутом.
Не только государство, но и право обладает
относительной самостоятельностью, собственными,
внутренне присущими ему закономерностями
формирования и функционирования, из чего
следует, что право имеет по отношению
к государству самостоятельное значение.
Если и допустимо рассматривать право
в качестве инструмента государства, то
лишь с отговоркой, что и государство
в той же мере является инструментом по
отношению к праву. Наиболее ощутимое
воздействие государства на право проявляется
в сфере правотворчества и право реализации.
Право формируется при непосредственном
участии государства. Однако государство
не столько формирует право, сколько завершает
право-образовательный процесс, придавая
праву определенные юридические формы
(нормативный юридический акт, судебный
или административный прецедент и др.).
В этом смысле государство не является
его (права) начальной, глубинной причиной.
Государство создает право на институциональном
уровне9. Причины же возникновения
права коренятся в материальном способе
производства, характере экономического
развития общества, его культуре, исторических
традициях народа и пр. Недооценка этого
принципиально важного положения ведет
к тому, что единственным и определяющим
источником права признается государственная
деятельность. Именно в этом и заключался
основной порок юридического позитивизма.
Государство признавалось учредителем
права, в буквальном смысле считалось,
что оно творит право. Вряд ли можно согласиться
с имеющими распространение в юридической
теории взглядами, согласно которым образование
права рассматривается в полном отрыве
(изолированно) от государства. Вне
и помимо конструктивной деятельности
государства существовании права как
конституционного образования немыслимо.
Вместе с тем роль государства в правообразовательном
процессе достаточно специфична. По- настоящему
государство вмешивается в право образовательный
процесс лишь на определенных его стадиях.
Отсюда творческая роль государства в
отношении образования права заключается
в следующем.