1. В осуществлении правотворческой
деятельности. Государство в соответствии
с познанными законами общественного
развития, закономерностями стихийного
право генеза определяет потребность
в юридической регламентации тех или иных
отношений (деятельности), определяет
потребность наиболее рациональную юридическую
форму (закон, акт исполнительной власти
и др.) и учреждает общие нормы, предавая
им авторитетом государственной власти
формально-юридический, всеобщий характер.
В буквальном смысле это означает, что
государство устанавливает нормы права.
2. В санкционировании
государством норм, которые не имеют (не
носят) прямого государственного характера.
Для некоторых правовых систем такой способ
«производства» права является преобладающим.
Так, образование мусульманского права
характеризовалось как раз тем, что государство
санкционировало главным образом те нормы,
которые выработаны были мусульманской
доктриной. Из истории права известны
случаи, когда положением, выработанным
правовой доктриной или появляющимися
вследствие толкования применяемой нормы,
государство придавало общеобязательное
значение.
3. В признании юридически
обязательными регуляторами поведения
фактически сформировавшихся и существующих
отношений и связей (соответствующих им
видов деятельности), вследствие чего
эти связи и отношения получают юридическое
значение. Таким образом формируется так
называемое обычное и прецедентное право,
признаются в качестве общих норм положения
нормативных договоров.10
Государство, таким образом,
обеспечивает развитие всей системы
источников права. Сообразуется с социально-экономическими
потребностями, политической ситуацией
в обществе, государство в
значительной мере оказывает на выбор
типов, государственно-юридических
средств обеспечения правомерного
поведения. В этом смысле можно сказать,
что государство управляет правовой
средой общества, обеспечивает ее обновление
соответственно духу времени. Достаточно
значимой представляется роль государства
в обеспечении реализации права. Исторический
опыт убедительно свидетельствует о том,
что вне и помимо государства использование
его ресурсов, осуществление правовых
установлений было бы вообще невозможно.
Назначение государства как раз и проявляется
в том, что оно своей деятельностью призвано
создавать фактические, организованные
юридические предпосылки для использования
гражданами, их организациями предоставленных
законом возможностей в целях удовлетворения
самых разнообразных интересов и потребностей.
Активность государства – необходимое
условие утверждения правовых начал в
общественной жизни. Государство обязано
проявлять эту активность, иначе оно не
соответствует своему предназначению,
вследствие чего государственная власть
утрачивает легитимный характер. Государство,
далее, обеспечивает охрану права и господствующих
правовых отношений. Государственное
принуждение является постоянно существующей
гарантией, которой подкрепляется право.
За ним всегда стоят сила, авторитет государства.11 Уже сама угроза государственного
принуждения охраняет право. Тем самым
упрочивается правопорядок, создается
режим наибольшего благоприятствования
для конструктивных действий социальных
субъектов. Государство, следовательно,
способствует распространению права в
социальном пространстве, оно обязывает
участников общественных отношений действовать
по праву, исключать противоправные подходы
в достижении общественно значимых результатов.
Несомненно, объективно существует пределы
воздействия государства на право. И, прежде
всего это обусловлено регулятивным потенциалом
самого права, возможностями государства,
его структур обеспечить действие права
в данных социально-экономических и политических
условиях. Государство не может также
использовать право в противоречии с его
истинным назначением. Важна по этой причине
научно обоснованная, эффективная юридическая
политика государства, позволяющая наиболее
рационально и в интересах общества использовать
правовой инструментарий.
2.3 Воздействие
права на государство
Государство нуждается в
праве не меньше, чем право в
государстве. Зависимость государства
от права проявляется: во-первых, во
внутренней организации государства
и во-вторых, в его деятельности.12
1. Исторический опыт
доказывает, что для своего существования
государства, как организация, нуждается
в праве. Право оформляет структуру государства
и регулирует внутренние взаимоотношения
в государственном механизме, взаимоотношения
между его основными звеньями. Посредством
права закрепляются форма государства,
устройство государственного аппарата,
компетенция государственных органов
и должностных лиц. Право создает юридические
гарантии против возможной узурпации
власти одной из ветвей власти. Таким образом,
отношение между государственными структурами
получают правовое регулирование, превращаются
в правоотношения.
2. С помощь права определяются
место, роль, функции частей государственного
механизма, их взаимодействие с другими
органами и населением. Упорядочивая внутри
организованные связи государства,
право позволяет обеспечить рациональное
устройство структуры государства. Нормативно-юридические
акты правоустановительного характера
формируют государство как систему с развитым
органическим построением. Тем самым право
создает юридические предпосылки для
эффективной работы всех звеньев государственной
машины.
3. Известны два метода,
посредством которых государство навязывает
свою волю обществу: метод насилия, присущий
тоталитарным государствам, и цивилизованное
управление социальными процессами с
помощью правового инструментария. Такой
метод органично присущ государствам
с развитым демократическим режимом. Следовательно,
современное демократическое государство
не может вне и помимо права осуществлять
свою деятельность. Право составляет необходимую
сторону, аспект, свойство государственной
деятельности. Такое качество присуще
праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный
регулятор и его использование обусловлено
объективными факторами, находившимися
вне государства. Право навязывается государству
в силу необходимости, поэтому оно в принципе
не может пренебречь правовой формой.
Государство без ущерба для общества не
может манипулировать правом или освободить
от него13.
4. Обобщенно можно
отметить ряд направлений, характеризующих
организующую роль права в отношении к
государству:
- Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу.
- Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.
- Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
- Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.
- Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
- Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
- Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.14
Итак, государство как
суверенная власть не может существовать
и функционировать вне права.
Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит
из того, что право в интересах
личности, общества в целом связывает,
ограничивает государство. Оно выступает
мощным ограничителем государственного
произвола. В указанном смысле право
выступает как сила, способная
подчинить государство. Образно
говоря, право выступает над государством
для того, чтобы господство не встало
над обществом. В современных условиях
связывающая роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается следующая
закономерность: чем точнее право отражает
объективные потребности общественного
развития, тем в большой мере оно связывает
государство. Активность государства
в этом случае не подавляется. Напротив,
она расходуется результативно и исключительно
в интересах общества и отдельной личности.
Только будучи связанным с правом, государство
может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.
2.4 Правовое государство:
основные признаки
Идея правового государства
основывается на необходимости достижения
гармонии, справедливости в обществе.
Вековой опыт государственного правового
развития вырабатывал основные признаки,
позволяющие при их реализации в жизни
общества оградить личность от произвола
государства, достичь оптимального соотношения
интересов государства и личности. Теория
правового государства изначально закладывалась
такими мыслителями как Платон, Аристотель,
Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье
и др. Эта идея, как противовес абсолютизму
разрабатывалась известными в России:
Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым
и др. Реализация основных признаков правового
государства является одним из условий
его формирования, и они отражают направление
движения к цивилизованному обществу.15 Можно выделить различные признаки
правового государства, которые будут
ему свойственны, и отражать его различные
стороны. Основными отличительными признаками
правового государства, как представляется,
его сущностными характеристиками можно
выделить следующее:
- верховенство закона;
- организация и функционирование
суверенной власти на принципе
разделения законодательной, исполнительной
и судебных функций;
- обеспечение взаимной
ответственности государства и
граждан.
Иные черты, которые встречаются
в литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных
признаков правового государства.
Верховенство закона связано с анализом
его содержательной стороны, т.е. что
закрепляется в законах, поскольку
законы могут быть справедливыми
и несправедливыми. В фашистской
Германии, в сталинский период тоже
были законы. Суть вопроса здесь
стоит в том, чтобы закон соответствовал
идее справедливости, приоритету общечеловеческих
ценностей и таким образом
соответствовал своей правовой природе.
Закон может быть правовым и соответствовать
воле большинства народа. Для реального
выявления воли большинства народа
есть механизм – это наиболее полное отражение
общественного мнения, гласность, свобода
слова. В государственной практике используются
такие формы, как выборы, референдумы.
Таким образом, государственная власть
должна в своих законах закреплять волю
народа, и только такой закон является
правовым. Верховенство закона отражает
не только содержание законов, но и не
в меньшей степени связанность государства
и его органов и должностных лиц, а также
требования ко всем гражданам соблюдения
и исполнения законов. Верховенство закона
означает и определенную иерархию нормативных
актов, исключающую противоречие между
ними. 16В государстве законы должны
соответствовать нормам международного
права. Основной закон (Конституция) является
главенствующей в этой иерархической
лестнице и все остальные нормативные
акты должны ей соответствовать и не противоречить.
Цивилизованное существование государственной
власти может быть только не принципе
четкого разграничения законодательной,
исполнительной и судебных функций и отлаженного
механизма сдержек и противовесов между
ними. Ни одна власть не должна присвоить
несвойственные ей функции и четко руководствоваться
законом. Конституции устанавливают систему
разделения властей и осуществления полномочий
парламентом, правительствами, президентом
и разграничивает полномочия федеральных
органов и органов субъектов федерации.
Действенное разделение функций властей
может быть при взаимных сдержках и противовесах.
Таким механизмом можно считать выборность
органов, депутатский контроль за деятельностью
органов и должностных лиц исполнительной
власти формирование, избрание, утверждение
должностных лиц в отдельных случаях,
принятие решения об отрешение от должности
президента Российской Федерации, объявления
референдума, право созыва сессии парламента
и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек
и противовесов является деятельность
Конституционного Суда по разрешению
дел о конституционности законов и иных
нормативных актов, разрешению споров
о компетенции между государственными
организациями. Вопрос о взаимной ответственности
государства и гражданина связан с признанием
их равными субъектами. Следует отметить,
что именно преувеличение роли государства
является причиной того, что личность
вытесняется из политической системы
и гарантии обеспечения государством
прав и свобод в таких случаях носит формальный
характер. В правовом государстве как
государство должно нести ответственность
перед личностью, так и личность должная
нести ответственность перед государством.
Совершение преступлений, за которые виновные
несут ответственность и тем самым не
реализуется должная защита прав граждан,
прав потерпевших.17 Государство должно гарантировать
гражданам нормальные условия существования
и должно нести ответственность за выполнение
обязанностей. Государство считается
правовым, если выполняются и взаимные
обязанности, как государством, так и
личностью. Рассматривая основные признаки
правового государства, следует отметить,
что мерой каждому признаку должен быть
человек. Реализация указанных признаков
в жизни отражает движение к правовому
государству. Правовое государство не
следует понимать как законченную, совершенную
формулу, как некую статическую субстанцию.
Правовое государство одновременно является
категорией сущего и должного, идеалом,
преобразующим действительность.
Заключение
Разные подходы к праву,
разные взгляды на сущность и функции
государства обусловлены многообразием
взглядов на исторические судьбы права
и государства. Общее мнение одно
– право и государство развиваются.
Признание закономерностей социального
развития и обращение в связи с этим к
историческому опыту позволяет надеяться,
что прогностическое определение судеб
права и государства будет удовлетворять
научному подходу и служить практике государственного
правового строительства. Еще два – три
десятилетия назад политическая система
России развивалась в русле марксистско-ленинской
теории отмирания права и государства.
Ее основной вывод состоит в том, что государство
и право существуют не извечно, они опять
исчезнут с построением бесклассового
коммунистического общества. Не было бы
неверно оценивать весь опыт советского
государственного строительства только
отрицательно. Его компрометирует утопизм
отдельных теоретических положений (догм),
залегания вперед, прожектерство, огосударствление
форм общественной самодеятельности,
лицемерие властвующих структур. В любом
случае в постперестроечный период теория
отмирания государства и права не находит
своих сторонников. Единственной теорией,
которая в последнее десятилетие XX в. пришла
ей на смену в России является теория цивилизма
(В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе
реального социализма открылась возможность
формирования неотчуждаемого права каждого
на равную цивильную собственность и в
целом движения к более высокой ступени
прогрессе свободы. Негативное отношение
к государству и не правовым законам,
от него исходящим, может иметь место только
там, где законодательство и государство
характеризуются отрицательно.18 Но такую характеристику нельзя
распространять на государство и право
вообще. Уместно в это связи вспомнить,
в силу каких причин появилось государство,
почему его воле стали придавать общеобязательное
значение. И если среди этих обстоятельств
видеть некие обще социальные (общечеловеческие)
потребности, но именно с ними и следует
связывать судьбу права и государства.
Хорошо сравнение изобретения права с
изобретением колеса. Последнее, как известно,
могло употребляться для казней людей
(колесование), но куда в большей степени
оно используется для обеспечения поступательного
развития общества. Наука общей теории
права и государства должна моделировать
прогрессивную роль государственно-правового
механизма. Проблема соотношения права
и государства будет стоять перед человечеством
всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать,
что когда-нибудь все законы будут
правовыми, а государства демократичными.
Но общественные отношения с
течением времени претерпевают изменения
(иногда даже кардинальные), и форма и содержание
- эти неотъемлемые характеристики права
- также должны изменяться. И в процессе
создания новых законов всегда неизбежны
ошибки как субъективного, так и объективного
характера. Общее мнение одно — право
и государство развиваются. Признание
закономерностей их развития, а также
обращение к историческому опыту позволяет
надеяться, что прогностическое определение
судеб права и государства будет удовлетворять
научному подходу и служить практике государственного
правового строительства.19
Библиографический
список
1. Нерсесянц, В.С. Наш путь к праву. От социализма
к цивилизму[Текст ] / В.С. Нерсесянц. –
М.: 1992. – 530 с. -ISBN 5-7260-0639-9
2.Основы государства и права:
Учебное пособие[Текст] /Под общей ред.
С.А. Камарова – М.:Манускрипт, 1996-312с.- ISBN 5-318-00670-1
3. Лазарева, В.В. Общая теория права и государства:
Учебник [Текст]– М.: Юрист, 1996
– 472 с.- ISBN 5-7357-0123-1
4. Теория государства и права:
Курс лекций в 2-х томах [Текст]/ Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М.: Юридический
колледж МГУ, 1995г.- 228с.- ISBN 5-98032-395-3
5. Теория права и государства:
Учебник для вузов [Текст] /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М.: БЕК, 1996- 336с.- ISBN 5-85639-104-7
1 Общая теория права и государства:
Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист,
1996 – С.472
2 Общая теория права и государства:
Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист,
1996 – С.472
3 Общая теория права и государства:
Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист,
1996 – С.472
4 Теория права и государства:
Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- С.336
5 Теория права и государства:
Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- С.336
6 Основы государства и права:
Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова
– М. Манускрипт, Русь-90, 1996-С.312.
7 Общая теория права и государства:
Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист,
1996 – С.472 .
8. Основы государства и права:
Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова
– М. Манускрипт, Русь-90, 1996-С.312
9 Теория права и государства:
Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996-С. 336
10 Основы государства и права:
Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова
– М. Манускрипт, Русь-90, 1996-С.312
11 Нерсесянц В.С. Наш путь к
праву. От социализма к цивилизму
М.1992г.-С. 320
12
. Нерсесянц В.С. Наш путь к
праву. От социализма к цивилизму
М.1992г.- С.320
13
. Нерсесянц В.С. Наш путь к
праву. От социализма к цивилизму
М.1992г.- С.320
14
. Нерсесянц В.С. Наш путь к
праву. От социализма к цивилизму
М.1992г.-С. 320.
15 Теория государства и права:
Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора
М.Н. Марченко – М. Юридический колледж
МГУ, 1995г.- С.228
16 Теория государства и права:
Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора
М.Н. Марченко – М. Юридический колледж
МГУ, 1995г.- С.228
17 Теория государства и права:
Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора
М.Н. Марченко – М. Юридический колледж
МГУ, 1995г.- С.228
18 Общая теория права и государства:
Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист,
1996 – С.472