Общая характеристика института главы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей конституционно-правового института главы государства в указанных государствах. Для того, чтобы провести сравнение и выявить особенности данного института, были поставлены задачи, изучение которых позволит достичь цели исследования:
- определить понятие и особенности главы государства в современном мире;
- определить место и роль Президента в системе государственной власти;
- проследить компетенцию главы государства в России, Польше и Германии;
- проследить ответственность Президента в указанных странах.

Оглавление

Введение
Глава I. Общая характеристика института главы государства.
Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.
2. 1. Президент РФ и государственная власть.
2. 2. Федеральный президент Германии в системе органов государственной власти.
2. 3. Положение Президента Республики Польша в системе государственной власти.
Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 1. Компетенция Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 2. Ответственность Президента в РФ, Польше и Германии.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.77 Кб (Скачать)

Федеральный президент Германии пользуется аналогичным правом неприкосновенности, то есть он не может подвергаться преследованию  и каким-либо ограничениям личной свободы, против него не может быть возбуждено уголовное дело. Бундестаг своим  решением может отменить иммунитет, а также потребовать приостановления  уже начатого судебного процесса. В случае, если Президент осуждается к наказанию, последствием которого является утрата им государственной должности, его полномочия прекращаются. Внутригосударственный иммунитет Федерального президента дополняется международно-правовым. По ходатайству Бундестага или Бундесрата Федеральный конституционный суд может установить, что Президент виновен в умышленном нарушении Основного закона или иного федерального закона, и лишить его должности. Предложение может быть внесено четвертью любого из вышеперечисленных органов, принятие решения, то есть предъявление обвинения требует большинства в две трети. Отрешённый от должности Президент в дальнейшем может быть подвергнут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституционный суд вправе также временно отстранить Президента от должности при предъявлении парламентом обвинения – до разрешения дела по существу. Федеральный президент может выступать как истцом, так и ответчиком в Федеральном суде, то есть при разрешении спорных вопросов между конституционными органами, каковым он и является.

Президент Республики Польша обладает особой правовой охраной, поскольку  за совершённые преступления может  быть привлечён к ответственности  только перед Государственным Трибуналом. Обвинение Президенту может быть представлено постановлением Национального Собрания, принятым большинством не менее двух третей голосов от законного числа членов Национального Собрания по предложению не менее 140 членов Национального Собрания. При этом со дня принятия постановления о предъявлении обвинения перед Государственным Трибуналом исполнение Президентом полномочий подлежит приостановлению, а его обязанности исполняет Маршал Сейма или Маршал Сената. Если же Государственный Трибунал подтверждает вину Президента, он оставляет свой пост, и назначаются новые выборы. Президент несёт ответственность перед Государственным Трибуналом за нарушение Конституции или закона в связи с занимаемой должностью или в сфере исполнения своих служебных обязанностей.

 

 

Заключение.

Как показывает практика, глава государства - необходимый институт в системе власти, какими бы ни были его конкретные полномочия. Единоличная форма этого института наиболее удобна для осуществления его функций - высшего представительства государства вовне и внутри страны, арбитража между ветвями власти и координации их деятельности. Рассматриваемые страны как нельзя полно и подробно показывают необходимость единоличности главы государства. Именно президент является показателем уровня развития государства, поскольку именно он представляет его на международном уровне.

Президент – гарант осуществления  и соблюдения прав человека и гражданина. Он  должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение основного закона – Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод бесперебойно.

В Российской Федерации, исходя из проведённого исследования, Президент  обладает наиболее полным и широким  спектром полномочий, он является реальным органом, осуществляющим власть.

В Германии Президент ограничен  властью парламента, осуществление  его функций требует дополнительного  одобрения со стороны Бундестага – контрассигнации.

В Республике Польша ограничение  власти Президента также происходит посредством контрассигнатуры, однако не столь жёсткое, нежели в Германии.

Фактически, в Германии Федеральный  президент является номинальной  фигурой, реальная власть принадлежит  Бундестагу и Бундесрату.

В Польше же Президент относительно самостоятелен в решении ряда вопросов: в области предоставления и лишения гражданства, в сфере  безопасности государства и т. д.

В России и Польше Президент  выполняет также функции так  называемого арбитра между ветвями  государственной власти. Он является той гарантией противовеса, предупреждения попытки узурпации одной ветвью власти другой.

В Российской Федерации Конституция  не относит Президента ни к одной  ветви власти, хотя ошибочно считается, что он является органом исполнительной власти.

В Германии и Польше Президент входит в исполнительную власть и является её органом, осуществляя полномочия в подведомственной ей сфере.

Президент Российской Федерации  не «номинальная фигура», в России действует  модель «президентство с ощутимыми  полномочиями» или «суперпрезидентство», о чём свидетельствует следующее:

- только Президент наделяется  задачей обеспечения согласованного  функционирования и взаимодействия  всех иных органов государственной  власти. Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

- Президент в целом  независим от других органов  государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более, контроль осуществляются в минимальных размерах. Конституционный контроль в виде отрешения Президента от должности настолько сложен и трудно осуществим на практике, хотя и предусмотрен Конституцией, что можно сказать невозможен.

- Президент обладает большими  возможностями по отношению к  парламенту, о чём свидетельствуют  его послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск  нижней палаты парламента –  Государственной Думы. Правительство  в реальности подвластно Президенту.

Таким образом, Президент  в России выделен, как уже отмечалось, из триады властей, он находится над  ними, олицетворяя так называемую президентскую власть.

В Республике Польша и Германии такого не наблюдается. Президент здесь  фактически не имеет права вмешиваться  в деятельность правительства. В отношениях с законодательной властью Президент лишь может оказать опосредованное влияние на деятельность парламента.

Рассмотренные в ходе исследования полномочия Президента в данных странах  имеют общие черты, однако объём  этих полномочий различен. В области формирования высших органов власти Президент России обладает наибольшим объёмом полномочий, он не просто действует «по указке», а именно самостоятельно, издавая соответствующие указы, в Германии же назначение на должности происходит в соответствии с мнением Канцлера, с которым Президент не может не согласиться.

В Польше и России Президент  обладает правом вето, в Германии же такого права у Федерального президента нет.

На мой взгляд, положение  Президента в Российской Федерации  наиболее, так сказать, выгодно. Президент России  - это должность, которая требует качеств именно личности, целеустремлённости, упорства, безусловно, умственного развития, а не просто символа, красивого атрибута, ширмы, за которой кроется реальный правитель.

Однако, с одной стороны, давая такое широкое поле для  деятельности, есть опасность единоличного захвата власти, возможность которого в рассмотренных странах практически равна нулю.

Рецепция положений рассмотренных  стран в отношении института  президентства, по моему мнению, не требуется, поскольку в Российской Федерации, опять же на мой взгляд, сложилась наиболее удачная и успешная модель устройства статуса Президента.

 


Информация о работе Общая характеристика института главы государства