Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей конституционно-правового института главы государства в указанных государствах. Для того, чтобы провести сравнение и выявить особенности данного института, были поставлены задачи, изучение которых позволит достичь цели исследования:
- определить понятие и особенности главы государства в современном мире;
- определить место и роль Президента в системе государственной власти;
- проследить компетенцию главы государства в России, Польше и Германии;
- проследить ответственность Президента в указанных странах.
Введение
Глава I. Общая характеристика института главы государства.
Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.
2. 1. Президент РФ и государственная власть.
2. 2. Федеральный президент Германии в системе органов государственной власти.
2. 3. Положение Президента Республики Польша в системе государственной власти.
Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 1. Компетенция Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 2. Ответственность Президента в РФ, Польше и Германии.
Заключение
Список литературы
Статус Президента как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определённых полномочиях.
- Как глава государства Президент представляет страну как внутри, так и в международных отношениях.
В России внутренний аспект
представительства государства
в лице Президента реализуется при
осуществлении им полномочий, непосредственно
исходящих от государства. Примерами
тому могут быть: решение вопросов,
связанных с принятием в
В Германии также Федеральный президент обладает значительными полномочиями в этой сфере: представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей и т. д. Президент обладает монопольным правом официального представительства, однако на практике данное положение не всегда соблюдается, поскольку происходит расхождение норм международного и национального права, и функции представительства выполняют Федеральный канцлер, федеральные министры и другие государственные органы. – ссылка!!! Поэтому, для снятия противоречий между практикой и нормой в случае принятия международных актов, не имеющих большого значения происходит передача представительских полномочий другим лицам. Хотя международное представительство относится к компетенции Федерального президента, это не означает, что он формирует внешнюю политику государства, он не является носителем материальной власти в сфере внешней политики, а лишь уполномочен осуществлять волю государства, сформулированную соответствующими органами власти. Президент выражает политическую волю, но сам не участвует в её формировании. В этом отношении Федеральный президент более связан, нежели Президент РФ.
В сфере внешней политики Президенту Республики Польша принадлежит ряд важных полномочий. Как представитель государства он ратифицирует международные договоры, о чём уведомляет Сейм и Сенат (в этом отношении он более «свободен», нежели Президент Германии, который ратифицирует договоры только после одобрения другими органами власти); назначает и отзывает полномочных представителей Республики в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей других государств и международных организаций. В сфере международной политики Президент взаимодействует с председателем Совета Министров и компетентным министром.
- Участие в формировании и деятельности высших органов государственной власти.
В России на Президента возложен
ряд полномочий в отношении Государственной
Думы: он назначает выборы Государственной
Думы в соответствии с Конституцией
и федеральным законом; может
досрочно созвать заседание
Назначения на должности,
осуществляемы Президентом
В Республике Польша Президент обладает правом назначения или инициативы назначения на важнейшие государственные должности и освобождения от этих должностей: выдвигает и назначает Председателя Совета Министров; вносит в Сейм предложения о назначении Председателя Польского Национального Банка; назначает судей, Первого Председателя Верховного Суда, Председателя и Вице-председателя Конституционного Трибунала, Председателя Высшего Административного Суда, членов Совета Денежной Политики, членов Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения и других высших должностных лиц. По вопросам особой важности Президент может созвать Совет Кабинета, который образуется из Совета Министров, заседающего под председательством Президента Республики, однако Совету Кабинета не принадлежит компетенция Совета Министров.
- Полномочия в области обороны, охраны суверенитета и безопасности государства.
Президент является Верховным
Главнокомандующим Вооружёнными Силами
Российской Федерации. Он утверждает военную
доктрину Российской Федерации, назначает
и освобождает высшее командование
Вооружённых Сил РФ. В условиях
чрезвычайных ситуаций Президент может
принять на себя непосредственное управление
Вооружёнными Силами. В случае агрессии
против Российской Федерации или
непосредственной угрозы агрессии Президент
вводит на территории Российской Федерации
или в отдельных местностях военное
положение в соответствии с федеральным
конституционным законом –
Согласно Конституции
Республики Польша Президент является
верховным главнокомандующим
- Иные полномочия Президента как главы государства.
Согласно Конституции
РФ Президент решает вопросы гражданства
Российской Федерации, предоставляет
политическое убежище; награждает государственными
наградами Российской Федерации; присваивает
почётные звания Российской Федерации;
высшие воинские и высшие специальные
звания; осуществляет помилование. Общими
признаками этих полномочий является
то, что осуществляются непосредственно
государством, от лица которого и выступает
Президент. Он решает вопросы приёма
в гражданство Российской Федерации,
выхода из него, восстановления в гражданстве.
Предоставление убежища осуществляется
изданием соответствующего указа Президентом
Российской Федерации, лишение его
также производится указом Президента.
В области награждения
Основной закон Германии не даёт ответа на вопрос о том, кто должен определять государственную символику, традиция отдаёт предпочтение главе государства. Закон предоставляет Президенту право учреждать ордена и медали. Осуществляя полномочия в данной сфере, Президент может действовать по своему усмотрению, но при этом его решения нуждаются в контрассигнации. Федеральный президент обладает правом помилования. Это право относится к полномочиям главы государства. Он позволяет полностью или частично отменять имеющие законную силу санкции, изменять их или приостанавливать исполнение. Право помилования Президент осуществляет только от имени Федерации, это означает, что в области уголовного права он может обладать такими полномочиями только после принятия решения судебной инстанцией в сфере осуществления федеральной юрисдикции. В основном, Федеральный президент принимает решения о помиловании по дисциплинарным делам, возбуждённым против государственных служащих и военнослужащих. Кроме того, эти полномочия осуществляются в случаях: при наложении федеральными властями денежных штрафов, при рассмотрении дел адвокатов судами чести в Федеральной судебной палате, при наложении федеральными судами административных взысканий и при решениях Федерального конституционного суда. Однако Федеральный президент может делегировать свои полномочия по помилованию другим органам и широко пользуется этим правом.
Как в Российской Федерации и Германии, согласно ст. 137 Конституции Президент Республики Польша «предоставляет польское гражданство и дает согласие на отказ от польского гражданства». Также Конституция наделяет Президента полномочиями в области предоставлении наград и почётных званий, которые предоставляются как гражданским служащим и военнослужащим, так и иностранным гражданам за заслуги перед Республикой Польша. Согласно закону Президент должен обладать милосердием, то есть он может даровать помилование осуждённым, однако оно не распространяется на лиц, осуждённых Государственным Трибуналом.
3. 2. Ответственность Президента в РФ, Польше и Германии.
Ответственность Президента заключается в лишении его данной должности.
Как глава государства Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, что закрепляется в Конституции. Какие-либо основания, допускающие возможность применения к нему уголовной, административной и иных форм ответственности, отсутствуют до тех пор, пока он сохраняет статус главы государства. Никакой государственный орган не может лишить его неприкосновенности, дать согласие на привлечение к ответственности, пока он Президент. Президент России несёт ответственность от лица государства, но и лично, только после отрешения его от занимаемой должности. «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения». Порядок отрешения предусматривается Конституцией. Исходя из статуса главы государства, факта народного избрания Президента, порядок его отрешения от должности не может быть упрощённым. Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. В самой процедуре задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Поскольку, как говорилось ранее, основанием является обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, эти категории имеют строго юридическое содержание, не могут произвольно трактоваться, подлежат квалифицированной правовой оценке.
Информация о работе Общая характеристика института главы государства