Общая характеристика института главы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей конституционно-правового института главы государства в указанных государствах. Для того, чтобы провести сравнение и выявить особенности данного института, были поставлены задачи, изучение которых позволит достичь цели исследования:
- определить понятие и особенности главы государства в современном мире;
- определить место и роль Президента в системе государственной власти;
- проследить компетенцию главы государства в России, Польше и Германии;
- проследить ответственность Президента в указанных странах.

Оглавление

Введение
Глава I. Общая характеристика института главы государства.
Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.
2. 1. Президент РФ и государственная власть.
2. 2. Федеральный президент Германии в системе органов государственной власти.
2. 3. Положение Президента Республики Польша в системе государственной власти.
Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 1. Компетенция Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 2. Ответственность Президента в РФ, Польше и Германии.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.77 Кб (Скачать)

Потребность каждого государства  в существовании органа – должностного лица, который может обеспечивать конституционный порядок, устойчивость механизма власти, представительство  в международных отношениях существенна. – ссылка!!!

Появление института главы  государства вызвано потребностью упрочить государственную власть, обеспечить разрешение конфликтов между органами государственной власти конституционным  способом.

Президент является своеобразным связующим звеном, соединяющим ветви  власти, одновременно с этим, он выполняет  функции сдержек и противовесов, то есть не входя в состав какой-либо ветви власти, противостоит возможности узурпации одной ветви другой. В Российской Федерации Президент обладает правом вето в области законодательства, правом назначения судей и помиловании при осуществлении правосудия. В Германии же, хотя и считается, что исполнительной властью обладают Президент и правительство, на самом деле Президент является лишь главой государства, а реальная исполнительная власть осуществляется Правительством.

Вместе с тем, во-первых, компетенция главы государства  качественно есть нечто цельное  и определённое, то есть, она не растворяется в отдельных ветвях власти; во-вторых, значительная и важная часть конституционных полномочий может в такой мере входить в сферу одной из отраслей власти, когда глава государства возглавляет данную отрасль, становится её выразителем и гарантом; в-третьих, набор властных полномочий главы государства, закреплённых в конституции, обусловливает появление самостоятельной отрасли власти – президентской.

Как считает Г. Н. Чеботарёв, конституционное выделение такого органа власти, как президент, в качестве самостоятельного позволяет прийти к одному из двух выводов:

- либо президент как  орган государственной власти  осуществляет совместно с другими  органами законодательную, исполнительную  и судебную власть;

- либо президент осуществляет  самостоятельную и специфическую  власть – президентскую.

Президентская власть в Российской Федерации самостоятельна и существует наряду и в системе с законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти, а Президент как орган  этой власти самостоятелен в отношении  других органов государственной  власти. Глава государства не только не разделяет свою власть с другими лицами, но и ввиду принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти – ссылка на Баглая!!!

2. 1. Президент РФ и государственная  власть.

Конституция 1993 года не наделяет Президента функциями исполнительной власти, эту ветвь государственной  власти осуществляет Правительство  РФ. Однако конституционная роль Президента в формировании органов исполнительной власти чрезвычайно важна: им с согласия Государственной Думы назначается  Председатель Правительства РФ.

Согласно Конституции  РФ Президент вправе отменить постановления  и распоряжения федерального Правительства  в случае их противоречия Конституции  федеральным законам и указам Президента. Он, следовательно, обладает правом решать вопрос о законности принимаемых Правительством актов  и исключительным правом их отмены.

Президент в России не является главой исполнительной власти. Если же исполнительная власть независима  и самостоятельна, то от судебной и законодательной властей, а президентская же власть, включая в себя частично функции собственно исполнительной власти, стоит над ней, подчиняет и контролирует её.

На федеральном уровне действуют структуры президентской  власти, которые не являясь собственно органами исполнительной власти, способны во многом подменить и заменить Правительство. По мнению Ф. Розефета создаётся «полицентричная система исполнительной власти, где центры дублируют друг друга и противопоставляются именно для взаимного ослабления». – ссылка!!!

Исходя из конституционного закрепления полномочий Президента и Федерального Собрания, можно сделать  вывод, что президентская и законодательная  власти в общем самостоятельны по отношению друг к другу. Президент – непременный участник законодательного процесса, он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, пользуется правом отклонения федеральных законов в течение срока их подписания и т. д.

Весьма обширным конституционным  основаниям, позволяющим Президенту влить на законотворческую деятельность Федерального Собрания противостоит единственное право Совета Федерации отрешить Президента от власти – ссылка!!!

То есть, можно говорить о том, что как Президент влияет на законодательную власть, так и  испытывает на себе её влияние, хотя и  очевидна односторонность в пользу президентской власти при практической её бесконтрольности, что делает независимость законодательной власти уязвимой.

Рассмотрим теперь взаимоотношения  Президента РФ с третьей ветвью государственной  власти – судебной. Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов, однако в его конституционные  полномочия входит участие в формировании органов этой власти. Только Президенту предоставлено конституционное  право выдвижения кандидатур для  назначения их Советом Федерации  на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, судей других федеральных судов.

Конституция РФ, определяя  основные функции и направления  осуществления президентской власти, не указывает на те конкретные правовые формы, в которые она может  и должная воплощаться, на пределы  распространения это й власти, равно как и на конституционные гарантии, обеспечивающие самостоятельность и независимость других ветвей государственной власти.

Президентская власть в России, с одной стороны, является независимой, самостоятельной и подчиняющей  себе традиционные ветви власти, но, с другой, её выделение является не вполне целесообразным, и, так или  иначе, Президент вынужденно вмешивается  в сферы деятельности этих властей,  но тем самым выполняя функции  своеобразного сдерживающего фактора.

 

2. 2. Федеральный президент  Германии в системе органов  государственной власти.

Что же касается Германии, то в Основном законе даже записи о  том, что Федеральный президент  является главой государства, нет.  Федеральный президент не является одновременно президентом земель или  главой их правительств. Федеральный президент – это Президент Федеративной Республики Германия. Основной закон говорит, что Президент выступает в качестве одного из конституционных органов власти, на которых лежит бремя власти и полномочий по принятию решений. Отсутствие у Президента значимой политической власти является в некоторой степени основой его силы, проявляющейся в духовном воздействии на политику общества. Федеральный президент олицетворяет собой то, что объединяет всех, тем самым как бы воплощая дух Конституции.

Статья 58 Основного закона гласит: «Для действительности предписаний  и распоряжений Федерального президента необходима их контрассигнация Федеральным  канцлером или компетентным федеральным  министром» - ссылка!!! Подготовка Президентом  законов к официальной публикации тоже требует их предварительной контрассигнации, также перечисляется, в каких случаях контрассигнация не требуется.

 Смысл контрассигнации  рассматривается в двух аспектах:

- политическая зависимость  Президента от Правительства

- политическая ответственность  Правительства перед парламентом.

Политическая зависимость  заключается в том, что Президент  не должен проводить самостоятельную  политику вопреки воле контрассигнующего  акты Правительства, не должен нарушать единство государственного руководства. Можно сказать, что контрассигнация  ставит Президента в зависимость  от Правительства, так как он не может  ни распустить его, ни заставить быть послушным под угрозой роспуска. Таким образом, Президент только частично участвует в управлении государством. Но вместе с тем Федеральный  президент должен проявлять лояльность по отношению к Бундестагу и к другим конституционным органам, а также быть сдержанным и стремиться к согласованности действий.

В сфере внутренней политики Федеральный президент выступает  от собственного имени. Но и здесь проявляются попытки связать Президента определёнными ограничениями, доходит до абсурда – констрассигнацию следует проходить и речам Президента.

Случаи, когда контрассигнация  не требуется, указаны в ст. 58 Основного  закона: 
- назначение и увольнение Федерального канцлера

- роспуск Бундестага

- ходатайства Президента  о продолжении исполнения Федеральным  канцлером или министром своих  обязанностей. Ссылка!!!

Контрассигнация является необходимой  предпосылкой юридической действенности  предписаний и распоряжений Федерального президента. Благодаря этой процедуре, согласованность между Президентом  и Федеральным правительством дополняется  общепризнанным принципом: Федеральный  президент должен соблюдать нейтралитет. Он должен проявлять внимание и интерес  к любому политическому движению, к любой партии или группировке. Президент выказывает своё отношение  не конкретными действиями, поскольку  «связан» контрассигнацией, а поясняя, что не обладает полномочиями принимать  решение, так как это компетенция других соответствующих органов власти.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Федеральный  президент в Германии обладает больше номинальными функциями, его место  прочно не закреплено в системе государственной власти, как такового решающего положения он не занимает, реальной властью обладает Бундестаг.

 

2. 3. Положение Президента  Республики Польша в системе  государственной власти.

Согласно Конституции 1997 года формой правления становится республика смешанного типа – полупрезидентская. Конституционно-правовая позиция Президента определяется, прежде всего, в ст. 10 Конституции, где закрепляется, что «исполнительную власть осуществляет Президент Республики Польша и Совет Министров». Согласно ст. 126 Конституции Президент является верховным представителем Республики и гарантом непрерывности государственной власти. Президент следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также неприкосновенности и неделимости его территории. Подобные функции Президента характеризуют его статус как главы государства и арбитра. Он обладает полномочиями, позволяющими ему воздействовать на парламент. Помимо осуществления права законодательной инициативы Президент обладает правом вето, может обращаться в Конституционный Трибунал с вопросом о соответствии закона Конституции, направлять послания Сейму и Сенату, которые не подлежат обсуждению. Он также может принять решение о проведении общепольского референдума с согласия Сената. В установленных Конституцией случаях Президент обладает правом сокращения полномочий Сейма и Сената: «Президент Республики, запросив и получив мнения Маршала Сейма и Маршала Сената, может в определенных в Конституции случаях издать распоряжение о сокращении срока полномочий Сейма. Вместе с сокращением срока полномочий Сейма сокращается и срок полномочий Сената». – ссылка!!!

В отношениях с правительством полномочия Президента носят неоднородный характер. Президенту принадлежат важные полномочия по процедуре формирования Совета Министров: он выдвигает кандидатуру и назначает Председателя Совета Министров вместе с остальными членами Совета Министров, принимает отставку Совета Министров, отзывает министра, которому Сейм выразил вотум недоверия, и обладает иными полномочиями. Однако в реальности значение полномочий Президента в отношении органов исполнительной власти зависит от расстановки политических сил в Сейме. Если имеется стабильное большинство, то полномочия Президента приобретают в большей степени формальный характер, в то же время отсутствие такого большинства повышает роль Президента.

Конституция 1997 года предусматривает  институт контрассигнатуры актов Президента  Председателем Совета Министров. Она подтверждает положения 1935 года об ограничении широты президентских полномочий. Контрассигнатура распространяется не только на нормативно-правовые акты Президента, а в целом на официальные акты, которые издаёт Президент, используя свою конституционную и законную компетенцию. Согласно Конституции никто из членов правительства, кроме его Председателя, функцией контрассигнатуры не обладает. Однако, в ч. 3 ст. 144, как и в Основном Законе Германии, Конституция Польши устанавливает исключения, среди которых просматриваются отношения с парламентом, роспуск Сейма, законодательная инициатива, назначение общепольского референдума и другие.

Перечень прерогатив, реализация которых не связана с изданием актов, требующих дополнительного  подтверждения, позволяют Президенту самостоятельно осуществлять его дискреционные  полномочия, которые существенно  значимы и связаны с выполнением Президентом его прямых полномочий главы государства.

Таким образом, Конституция  Республики Польша именует Президента не номинальной, а реальной главой государства. Хотя его полномочия ограничиваются по отношению к парламенту и правительству, однако в наиболее существенных вопросах он обладает самостоятельностью. В  судебной же ветвью власти Президент  взаимодействует в основном в  плане назначения судей:

- назначает первого Председателя Верховного суда

- назначает президента и вице-президента в Конституционный суд

- назначает Председателя Верховного административного суда.

 

Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и  Германии.

3. 1. Компетенция Президента  в РФ, Польше и Германии.

Говоря о статусе гражданина используют термин «права и обязанности», в отношении же органов власти применяется «компетенция и полномочия».

Информация о работе Общая характеристика института главы государства