Общая характеристика института главы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей конституционно-правового института главы государства в указанных государствах. Для того, чтобы провести сравнение и выявить особенности данного института, были поставлены задачи, изучение которых позволит достичь цели исследования:
- определить понятие и особенности главы государства в современном мире;
- определить место и роль Президента в системе государственной власти;
- проследить компетенцию главы государства в России, Польше и Германии;
- проследить ответственность Президента в указанных странах.

Оглавление

Введение
Глава I. Общая характеристика института главы государства.
Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.
2. 1. Президент РФ и государственная власть.
2. 2. Федеральный президент Германии в системе органов государственной власти.
2. 3. Положение Президента Республики Польша в системе государственной власти.
Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 1. Компетенция Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 2. Ответственность Президента в РФ, Польше и Германии.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.77 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика института главы государства.

Глава II. Место главы государства  в системе государственной власти.

2. 1. Президент РФ и государственная  власть.

2. 2. Федеральный президент  Германии в системе органов  государственной власти.

2. 3. Положение Президента  Республики Польша в системе  государственной власти.

Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и Германии.

3. 1. Компетенция Президента  в РФ, Польше и Германии.

3. 2. Ответственность Президента  в РФ, Польше и Германии.

Заключение 

Список литературы 

Введение.

Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он являемся символом государственности, единства нации, координатором взаимодействия различных ветвей власти.

В современном обществе у  руля в большинстве развитых стран  стоит именно президент, о институте которого речь пойдёт в данной курсовой работе.

Институт президентства  является одним из основополагающих элементов политической и государственной систем многих стран мира, а в особенности России.

Данная тема актуальна  тем, что в Российской Федерации  институт президентства отличается сравнительной новизной, особым местом Президента в системе государственной  власти. Рассматривая государства с отличными от России формами правления – Германия и Республика Польша, где форма правления – парламентарная, можно выявить сильные и слабые черты Президента Российской Федерации, а также перенять опыт этих стран.

Согласно действующей  Конституции Республика Польша является парламентарной республикой, главой государства  которой является Президент, осуществляющий широкий спектр полномочий и, в частности, вместе с Советом министров исполнительную власть.

Конституция Германии наделяет Президента статусом «первого гражданина», имеющего высокий моральный авторитет  и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной  власти. Здесь глава государства выступает в качестве высшего должностного лица, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию спокойствия в обществе и соблюдения всеми гражданами законности. Однако действия Федерального президента значительно ограничены процедурой контрассигнатуры.

В Российской Федерации Конституция  определяет статус Президента как главы  государства, который занимает особое место в системе государственной  власти, не входит напрямую ни в одну из её ветвей. Исходя из полномочий Президента, можно сделать вывод о наличии особой власти – президентской, которая не стоит над остальными, но всё же выделяется из общей триады ветвей.

Несмотря на различия в  эволюции развития, национальные особенности, специфику государственного устройства, институт президентства в данных странах имеет не только различия, но и сходства.

Исследования данной проблемы находили отражение в различных трудах как российских учёных, так и зарубежных. Однако, если же российская наука изобилует литературой об институте президентства в Российской Федерации, а также в Германии – С. А. Авакьян, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, В. Е. Чиркин, то в отношении Республики Польша такого сказать нельзя.

Цель данного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей конституционно-правового института главы государства в указанных государствах. Для того, чтобы провести сравнение и выявить особенности данного института, были поставлены задачи, изучение которых позволит достичь цели исследования:

- определить понятие и  особенности главы государства  в современном мире;

- определить место и роль Президента в системе государственной власти;

- проследить компетенцию  главы государства в России, Польше  и Германии;

- проследить ответственность  Президента в указанных странах.

При освещении данных вопросов исследование, главным образом, опиралось  на Конституции Российской Федерации, Республики Польша и Основной Закон  Германии, которые содержат основные положения о регламентации института  президентства, а также текущее  законодательство вышеперечисленных  стран.

В ходе исследования использовалась учебная литература по конституционному праву России и зарубежных стран, также научные статьи Г. Н. Чеботарёва, А. С. Сахаровой и других.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения главами государств в России, Польше и Германии возложенных на них функций посредством осуществления закрепленных в Конституциях и законодательных актах полномочий, а также общественные отношения, возникающие при привлечении Президентов указанных стран к конституционной ответственности.

Предметом исследования являются компетенция и ответственность глав указанных государств, правоотношения, возникающие на их основе, а также определение места Президента в системе государственной власти.

Практическое назначение данной курсовой работы заключается:

- в выявлении общих  и различных положений главы  государства в России, Польше  и Германии;

- в выявлении возможности  рецепции, заимствовании некоторых  особенностей опыта зарубежных  стран в регламентацию института  президентства в Российской Федерации;

- в повышении уровня знаний учащихся в области изучения исследуемого института.

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика института главы государства.

Глава государства – конституционный  орган и одновременно высшее должностное  лицо государства, представляющее государство  вовне и внутри страны, символ государственности  народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т. е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен – таковыми являются монарх в Великобритании, президент в Индии, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства – Египет, США, либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти – Германия, Россия.

Глава государства может  быть единоличным и коллегиальным. В первом случае – монарх или  президент, во втором – постоянно  действующий орган парламента, им избираемый.  В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма – в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше и других. В настоящее время таковым является Государственный совет на Кубе, президента там вообще нет. В КНР  по конституции главой государства является избираемый парламентом Председатель республики,  но многие функции главы государства выполняет совместно  с Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, а некоторые такие функции и сам Постоянный комитет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Во многих странах британского  содружества полномочия главы государства  принадлежат британскому монарху, но осуществляются генерал-губернатором  - его представителем, который утверждается монархом по рекомендации местного правительства.

После военных переворотов  функции главы государства обычно принадлежат хунте – военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту. Примерами могут служить страны Латинской Америки, Африки, Азии. Иногда руководитель хунты сам себя провозглашает президентом. При коллегиальной президентуре основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значимые, церемониальные, - председателем коллегии или его заместителем.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые  общие для всех стран полномочия:

- в отношении парламента: 1) созыв его сессий

                                                 2) опубликование законов

                                                 3) право роспуска

4) иногда – право вето.

- формирует правительство

- обладает правом увольнять  министров и правительство в  отставку

- назначает судей, предоставляет  гражданство и право убежища

- заключает и ратифицирует  определённого рода международные  соглашения

- назначает дипломатических  представителей и др.

Однако осуществление  этих полномочий на практике зависит  от формы правления, от реального  положения главы государства.

Как отмечалось ранее, единоличный глава государства может осуществлять свои функции в форме монарха или же президента. Для того, чтобы подробнее рассмотреть институт президентства, для начала остановимся на монархе.

Как правило, монарх является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Монарх – лицо неприкосновенное, он не может быть привлечён к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращён гражданский иск. Ответственность же за политические преступления за него несут его министры.

Монарх обладает правом на особый титул, к нему применяется  особое обращение, имеет государственные  регалии, свой двор – лиц, обслуживающих  его самого и семью. Зачастую монарх наделяется правом вето по отношению к законам. В отличие от президента он может иметь право абсолютного вето. В соответствии с конституцией назначает правительство.

В современном мире странами, в которых правление осуществляет монарх, являются Великобритания, Швеция, Нидерланды, мусульманские страны.

Остановимся подробнее на институте президентства, поскольку он является центральным в данной курсовой работе.

Институт президентства  является одним из основополагающих элементов политической и государственных  систем многих стран мира, в том  числе и Российской Федерации. – ссылка!!!

Он может занимать различное  положение в системе государственной  власти:

- быть только главой  государства, как это есть в  Германии;

- одновременно главой  государства и исполнительной  власти

- главой государства и  фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра.

Согласно многим конституциям президент пользуется неприкосновенностью, его, так же, как и монарха, нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности. В отличие от монарха, президенту может быть предъявлен гражданский  иск, не только ему самому, но и государству  в его лице.

Президент также пользуется определёнными привилегиями - имеет свою резиденцию, особый транспорт, охрану.

В ряду полномочий рассматриваются: представительство государства  вовне и внутри страны, гарант конституции, формирование других высших органов  государственной власти, нормотворческая  деятельность, урегулирование чрезвычайных ситуаций, распоряжение вооружёнными силами, назначение государственных  служащих.

Однако кроме полномочий конституции предусматривают обязанности президента и содержат определённые запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политических партиях. Нередко президент может покидать страну только с разрешения парламента.

При президенте создаются  различные совещательные органы, помогающие ему осуществлять конституционные  полномочия. Президент имеет свои собственные службы, аппарат, канцелярию. Роль подобных аппаратов особенно веелика в полупрезидентских и президентских республиках. В парламентарных же республиках роль их незначительна.

В отличие от монарха президент  несёт ответственность сам за свои действия. Он отвечает за государственную  измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений.

 

               

 

Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.

Информация о работе Общая характеристика института главы государства