Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей конституционно-правового института главы государства в указанных государствах. Для того, чтобы провести сравнение и выявить особенности данного института, были поставлены задачи, изучение которых позволит достичь цели исследования:
- определить понятие и особенности главы государства в современном мире;
- определить место и роль Президента в системе государственной власти;
- проследить компетенцию главы государства в России, Польше и Германии;
- проследить ответственность Президента в указанных странах.
Введение
Глава I. Общая характеристика института главы государства.
Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.
2. 1. Президент РФ и государственная власть.
2. 2. Федеральный президент Германии в системе органов государственной власти.
2. 3. Положение Президента Республики Польша в системе государственной власти.
Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 1. Компетенция Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 2. Ответственность Президента в РФ, Польше и Германии.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Общая характеристика института главы государства.
Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.
2. 1. Президент РФ и
2. 2. Федеральный президент Германии в системе органов государственной власти.
2. 3. Положение Президента Республики Польша в системе государственной власти.
Глава III. Конституционно-правовой статус Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 1. Компетенция Президента в РФ, Польше и Германии.
3. 2. Ответственность Президента в РФ, Польше и Германии.
Заключение
Список литературы
Введение.
Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он являемся символом государственности, единства нации, координатором взаимодействия различных ветвей власти.
В современном обществе у руля в большинстве развитых стран стоит именно президент, о институте которого речь пойдёт в данной курсовой работе.
Институт президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственной систем многих стран мира, а в особенности России.
Данная тема актуальна тем, что в Российской Федерации институт президентства отличается сравнительной новизной, особым местом Президента в системе государственной власти. Рассматривая государства с отличными от России формами правления – Германия и Республика Польша, где форма правления – парламентарная, можно выявить сильные и слабые черты Президента Российской Федерации, а также перенять опыт этих стран.
Согласно действующей
Конституции Республика Польша является
парламентарной республикой, главой государства
которой является Президент, осуществляющий
широкий спектр полномочий и, в частности,
вместе с Советом министров
Конституция Германии наделяет
Президента статусом «первого гражданина»,
имеющего высокий моральный авторитет
и представляющего свою страну во
многих официальных актах
В Российской Федерации Конституция
определяет статус Президента как главы
государства, который занимает особое
место в системе
Несмотря на различия в эволюции развития, национальные особенности, специфику государственного устройства, институт президентства в данных странах имеет не только различия, но и сходства.
Исследования данной проблемы находили отражение в различных трудах как российских учёных, так и зарубежных. Однако, если же российская наука изобилует литературой об институте президентства в Российской Федерации, а также в Германии – С. А. Авакьян, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, В. Е. Чиркин, то в отношении Республики Польша такого сказать нельзя.
Цель данного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей конституционно-правового института главы государства в указанных государствах. Для того, чтобы провести сравнение и выявить особенности данного института, были поставлены задачи, изучение которых позволит достичь цели исследования:
- определить понятие и особенности главы государства в современном мире;
- определить место и роль Президента в системе государственной власти;
- проследить компетенцию главы государства в России, Польше и Германии;
- проследить ответственность
Президента в указанных
При освещении данных вопросов
исследование, главным образом, опиралось
на Конституции Российской Федерации,
Республики Польша и Основной Закон
Германии, которые содержат основные
положения о регламентации
В ходе исследования использовалась учебная литература по конституционному праву России и зарубежных стран, также научные статьи Г. Н. Чеботарёва, А. С. Сахаровой и других.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения главами государств в России, Польше и Германии возложенных на них функций посредством осуществления закрепленных в Конституциях и законодательных актах полномочий, а также общественные отношения, возникающие при привлечении Президентов указанных стран к конституционной ответственности.
Предметом исследования являются компетенция и ответственность глав указанных государств, правоотношения, возникающие на их основе, а также определение места Президента в системе государственной власти.
Практическое назначение данной курсовой работы заключается:
- в выявлении общих и различных положений главы государства в России, Польше и Германии;
- в выявлении возможности
рецепции, заимствовании некоторых
особенностей опыта зарубежных
стран в регламентацию
- в повышении уровня знаний учащихся в области изучения исследуемого института.
Глава I. Общая характеристика института главы государства.
Глава государства – конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т. е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен – таковыми являются монарх в Великобритании, президент в Индии, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства – Египет, США, либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти – Германия, Россия.
Глава государства может
быть единоличным и коллегиальным.
В первом случае – монарх или
президент, во втором – постоянно
действующий орган парламента, им избираемый.
В прошлом это были президиумы высших
представительных органов, постоянные
комитеты, государственные советы в странах
тоталитарного социализма – в СССР, Болгарии,
Венгрии, Польше и других. В настоящее
время таковым является Государственный
совет на Кубе, президента там вообще нет.
В КНР по конституции главой государства
является избираемый парламентом Председатель
республики, но многие функции главы
государства выполняет совместно с
Постоянным комитетом Всекитайского собрания
народных представителей, а некоторые
такие функции и сам Постоянный комитет.
Во многих странах британского
содружества полномочия главы государства
принадлежат британскому
После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте – военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту. Примерами могут служить страны Латинской Америки, Африки, Азии. Иногда руководитель хунты сам себя провозглашает президентом. При коллегиальной президентуре основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значимые, церемониальные, - председателем коллегии или его заместителем.
Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия:
- в отношении парламента: 1) созыв его сессий
4) иногда – право вето.
- формирует правительство
- обладает правом увольнять министров и правительство в отставку
- назначает судей,
- заключает и ратифицирует
определённого рода
- назначает дипломатических представителей и др.
Однако осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.
Как отмечалось ранее, единоличный глава государства может осуществлять свои функции в форме монарха или же президента. Для того, чтобы подробнее рассмотреть институт президентства, для начала остановимся на монархе.
Как правило, монарх является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Монарх – лицо неприкосновенное, он не может быть привлечён к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращён гражданский иск. Ответственность же за политические преступления за него несут его министры.
Монарх обладает правом на особый титул, к нему применяется особое обращение, имеет государственные регалии, свой двор – лиц, обслуживающих его самого и семью. Зачастую монарх наделяется правом вето по отношению к законам. В отличие от президента он может иметь право абсолютного вето. В соответствии с конституцией назначает правительство.
В современном мире странами,
в которых правление
Остановимся подробнее на институте президентства, поскольку он является центральным в данной курсовой работе.
Институт президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и Российской Федерации. – ссылка!!!
Он может занимать различное
положение в системе
- быть только главой государства, как это есть в Германии;
- одновременно главой государства и исполнительной власти
- главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра.
Согласно многим конституциям президент пользуется неприкосновенностью, его, так же, как и монарха, нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности. В отличие от монарха, президенту может быть предъявлен гражданский иск, не только ему самому, но и государству в его лице.
Президент также пользуется определёнными привилегиями - имеет свою резиденцию, особый транспорт, охрану.
В ряду полномочий рассматриваются: представительство государства вовне и внутри страны, гарант конституции, формирование других высших органов государственной власти, нормотворческая деятельность, урегулирование чрезвычайных ситуаций, распоряжение вооружёнными силами, назначение государственных служащих.
Однако кроме полномочий конституции предусматривают обязанности президента и содержат определённые запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политических партиях. Нередко президент может покидать страну только с разрешения парламента.
При президенте создаются
различные совещательные
В отличие от монарха президент несёт ответственность сам за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений.
Глава II. Место главы государства в системе государственной власти.
Информация о работе Общая характеристика института главы государства