Национальные проблемы государственного управления: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются общественные отношения в области национальных проблем государственного управления.
Предметом исследования являются источники, в которых содержатся сведения об объекте исследования.
Целью работы является изучение национальных проблем государственного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………………5
1.1. Понятие государственного управления……………………………………..5
1.2. Государственно-административное и политическое управление…………10
ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ…………………………………………………12
2.1. Основные направления государственного управления…………………….12
2.2. Уровни и виды государственного управления………………………………15
2.3. Методы государственного управления. Принятие политических решений……………………………………………………………………………..21
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa[1].doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Функциональный тип распоряжения-подчинения возникает, когда вышестоящий орган (или должностное лицо) обладает полномочиями по методическому или процедурному руководству нижестоящими в рамках строго определенного вида деятельности. Линейное руководство имеет общий характер, а функциональное — специализированный.

При функциональном руководстве речь идет об обязательном следовании стандартам. Функциональное управление осуществляется органами исполнительной власти по следующим направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность.

Выделяют отраслевое управление, которое предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до уровня предприятия и реализуется через отраслевые министерства.

В зависимости от периода действия управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным [9, с. 23].

Стратегическое определяет долгосрочную перспективу развития общества как по всем, так и по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, задает программу деятельности каждому звену управления [14, с. 16].

Тактическое - это кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей.

В случае необходимости тактическое управление предполагает корректировку некоторых показателей стратегического плана (если, например, выявляется действие каких-либо ранее неучтенных факторов). Этот вид управления предполагает высокий профессионализм, гибкость мышления, инициативность управленческого персонала.

Оперативное - направлено на решение текущих задач, а также возникающих в процессе управления новых проблем. Этот вид управления предполагает четкую постановку задачи исходя из конкретной ситуации.

 

 

                                                                                                   Таблица 1

Этапы государственного управления

 

Содержание этапа государственного управления

Виды государственно- управленческих решений

Государственное строительство (политическое управление)

Определение формы государственного правления

Конституция, законы

Определение основных целей, приоритетов и функций государства

Конституция, законы, международные договоры

Определение административно- территориального устройства

Конституция, законы, указы Главы государства

Разделение полномочий между высшими органами и ветвями власти

Конституция, законы, референдумы

Формирование типа политического режима

Решения публичных политических лидеров, формы взаимодействия (формальные и неформальные) в центрах принятия политических решений

Определение стратегии развития государства

Государственные программы, сценарии развития, легитимность которых подтверждена правовыми актами

Содержание этапа государственного управления

Виды государственно-управленческих решений

Исполнительно-распорядительное управление

Правовые акты Главы государства, административно-правовые акты

Определение структуры органов исполнительной власти; определение соотношения полномочий между местными и региональными органами власти

Оперативное и тактическое управление (этап реализации государственной политики)

Дробление государственной политики по основным направлениям деятельности государства

Законы, правовые акты Главы государства, постановления правительства, программы социально-экономического развития, государственные программы

Кадровая политика

-

Программирование (формирование плана действий: состав и последовательность)

Национальные, государственные, региональные, отраслевые, межведомственные программы, инструкции

Формирование бюджета организаций исполнительной власти

Закон о государственном бюджете, постановления, инструкции


 

Можно выделить также такое управление, как антикризисное, которое вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий.

В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориального управления выделяют координационное и субординационное управление. Координационное управление присуще федерациям и конфедерациям. Субординационное управление основано на административном подчинении периферии центру, что характерно для унитарных государств [14, с. 16].

Административное управление оказывает непосредственное влияние на интересы, управляемые методами директивного принуждения (разрешение, запрет, дисциплинарные санкции, независимо от мнения объекта управления).

Экономическое управление — это воздействие на объект через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную государственную политику.

Административно-территориальное деление государства также определяет структуру уровней ГУ. Большинству стран присущи три уровня: национальный, региональный, местный. Каждому уровню управления отведена особая сфера компетенции, каждый из них подчинен в политическом отношении вышестоящим органам. Форма и пределы подчинения, как и самостоятельности, определены законом.

В большинстве стран их три: национальный, региональный и местный. Каждому из уровней управления отведена особая, автономная сфера компетенции, каждый подчинен определенным органам: парламенту, правительству, общинному представительству и т. д. (в соответствии с законом) [9, с. 24].

На национальном уровне ГУ осуществляется центральными органами, представляющими все общество. К таким органам относятся глава государства, парламент, правительство, министерства, ведомства и др. Они имеют широкие полномочия и призваны, прежде всего, решать вопросы обороны, внешней политики, экономического и социального развития, связи, транспорта, всего жизнеобеспечения государства. Принятые ими решения носят общеобязательный характер.

На региональном уровне управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие территорий, выравнивание уровней их экономического и социального развития.

На местном - вне зависимости от формы территориально-административного устройства, выполняются следующие функции:

    • обеспечение общественной безопасности;
    • решение проблем здравоохранения;
    • социальные программы;
    • регулирование (защита потребителей, дорожная безопасность);
    • обслуживание (школы, парки, библиотеки и т. д.);
    • планирование общественного строительства;
    • владение и распоряжение государственными предприятиями [9, с. 24].

Остановимся на классификации государственно-управленческих решений (далее - ГУР) в зависимости от средств управленческой деятельности (табл. 2). Данная классификация предложена украинским ученым В. Д. Бакуменко.

 

 

                                                                                                            Таблица 2

 

Общая классификация государственно-управленческих решений

 

 

     Формы ГУР

Направления государственно-управленческих решений

государственное строительство

формирование государственной политики

реализация государственной политики

Нормативно- правовые

Конституция, конституционные акты, международные договоры

Законы, указы Главы государства

Постановления пра-вительства, акты министерств, государ-ственные стандарты

Программно- целевые

Национально-

государственные

приоритеты

Поручения и организационно-координационные решения высших органов власти

Программы и проекты

Организационно-распорядительные

_

Государственные, региональные, отраслевые программы

Деятельность министерств и ведомств, местных органов управления и самоуправления


 

Нормативно-правовые средства: Конституция, конституционные законы и акты, законы, международные договоры, указы Главы государства, постановления правительства, акты министерств, руководителей центральных органов государственной власти, положения, регламентирующие работу центральных органов государственной власти, государственные и отраслевые стандарты.

Программно-целевые средства: национальные, государственные, региональные, отраслевые и межведомственные концепции, программы, проекты. Программно-целевые методы ориентированы на подготовку технологических аспектов решений. К программно-целевым средствам относятся программы и проекты государственного уровня.

Организационно-распорядительные средства: поручения и организационно-координационные решения высших и центральных органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методы государственного управления. Принятие политических решений

 

Государственное управление осуществляется с помощью различных методов. ГУ — это совокупность технологий, приемов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов и упорядочивает публичную жизнь. Методы ГУ можно подразделить на несколько групп.

Во-первых — на административно-распорядительные, экономические и психологические (табл. 3).

Во-вторых, методы ГУ можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты (приказ, распоряжение, прямое финансирование). Прямые и административные методы используются в управлении объектами республиканской и коммунальной собственности.

Косвенные методы оказывают воздействие опосредованно, через налоги, кредитование. Косвенные и экономические методы чаще используются по отношению к объектам негосударственной формы собственности.

В развитых странах границы ГУ определяются принципами субсидиарности, согласно которым вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей определенный простор для действий и берет на себя лишь те функции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. В авторитарных государствах основным методом ГУ становится принуждение [14, с. 18].

Самостоятельность, свобода действий, право субъекта на принятие решения называется усмотрением или дискреционной деятельностью в ГУ. Дискреционной деятельности присущи следующие черты: первичное решение определенных вопросов и, следовательно, осуществление управленческих действий; принцип принятия оптимального для данной ситуации варианта решения. Управлению по усмотрению присуща субъективность, оно требует внутреннего убеждения в правильности принятия решения; границы и цели определяются нормами права.

Государственное управление воплощается в государственной политике (англ. аналог — public policy), в выработке конкретного политического курса (англ. аналог — policy making). Выделяют блоки государственной политики:

  1. формирование легитимных субъектов и институциональной иерархии;
  2. разработка стратегического курса и принятие государственных решений;
  3. административные средства реализации управленческих решений;
  4. государственный контроль и арбитраж, обеспечение самокоррекции политического режима и обратной связи с объектами государственного руководства.
  5. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь определены Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем: «Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране — важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику» [14, с. 19-20].

 

                                                                                                                                  Таблица 3

Методы государственного управления

 

Административно- распорядительные методы

Экономические методы

Психологические методы

Основаны на силе власти: запрет, разрешение, предупреждение

Основаны на экономических интересах: экономическое поощрение, экономическая ответственность. Воздействуют на экономику косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику

Основаны на социаль- но-психологическом воздействии на коллективы и людей через их социальные интересы

Реализуются через законодательные и нормативно-правовые акты, квоты, лицензии, стандартизацию. Примеры: распределение централизованных инвестиций, лицензирование отдельных видов деятельности

Реализуются через финансово-кредитную систему, нормы, нормативы, лимиты, индикаторы эффективности

Примеры: политическая агитация и пропаганда; разъяснение политики государства по основным вопросам; личные встречи руководителей с трудовыми коллективами; индивидуальное поощрение


Ядро государственного управления — процедура принятия решений. Управленческие решения — это осознанный выбор субъектом деятельности оптимального варианта действий из возможных. Данная сторона решения напрямую связана с такими условиями его принятия, как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение, тем выше степень его свободы в отборе вариантов действий, но вместе с тем — выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант. Решение есть еще и волевое усилие того, кто его принимает. Решение есть согласование целей и средств их достижения одного субъекта управленческой деятельности с целями и средствами, установленными другим субъектом [14, с. 20].

Решение — это всегда процесс, начинающийся с появления проблемы и заканчивающийся ее разрешением, снятием. Управленческие решения могут быть политическими, административными, оперативно-тактическими.

Политическое решение — это способ реализации интересов, выражаемых участниками политических событий, это также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. «Принятие политического решения — это выработка нескольких вариантов действия для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального из них, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью».

Информация о работе Национальные проблемы государственного управления: сравнительный анализ