Национальные проблемы государственного управления: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются общественные отношения в области национальных проблем государственного управления.
Предметом исследования являются источники, в которых содержатся сведения об объекте исследования.
Целью работы является изучение национальных проблем государственного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………………5
1.1. Понятие государственного управления……………………………………..5
1.2. Государственно-административное и политическое управление…………10
ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ…………………………………………………12
2.1. Основные направления государственного управления…………………….12
2.2. Уровни и виды государственного управления………………………………15
2.3. Методы государственного управления. Принятие политических решений……………………………………………………………………………..21
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa[1].doc

— 234.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИП 2013

ТЕМА:

Национальные проблемы государственного управления:  сравнительный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………………5

1.1. Понятие государственного управления……………………………………..5

1.2. Государственно-административное и политическое управление…………10

ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ…………………………………………………12

2.1. Основные направления  государственного управления…………………….12

2.2. Уровни и виды государственного  управления………………………………15

2.3. Методы государственного  управления. Принятие политических решений……………………………………………………………………………..21

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой сфере жизнедеятельности общества государство определяет свои цели управления. Вместе с тем, они должны быть согласованы между собой. Так цели в сфере экономики оказываются взаимосвязанными с социальными и экологическими целями, а цели в административно-политической сфере обеспечивают, в конечном итоге, решение экономических и социальных задач. Для конкретного государства цели определяются, исходя из его национальных интересов. По времени реализации они могут иметь долгосрочный или краткосрочный характер, быть общенациональными или частными, жизненно важными или вспомогательными, конечными или текущими [11, с. 19].

Эффективная работа системы власти и государственного управления по реализации своих основных функций является важнейшим фактором её политической стабильности, и, наоборот, без политической стабильности затруднено эффективное функционирование системы государственного управления даже при наличии требуемых ресурсов.

Государственное управление (далее – ГУ) представляет собой целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Процесс ГУ распадается на несколько этапов: государственное строительство, исполнительно-распорядительное управление, оперативное и тактическое управление. Этап государственного строительства связан с формулированием государственной политики, а значит — с политическим управлением. Этапы исполнительно-распорядительного, оперативного и тактического управления — с реализацией государственной политики, с ГУ в узком значении, т. е. административным управлением [14, с. 4].

Объектом исследования являются общественные отношения в области национальных проблем государственного управления.

Предметом исследования являются  источники, в которых содержатся сведения об объекте исследования.

Целью работы является изучение национальных проблем государственного управления.

Основными задачами курсовой работы являются:

    • Дать определение понятия государственного управления;
    • Государственно-административное и политическое управление;
    • Охарактеризовать уровни и виды государственного управления;
    • Рассмотреть методы государственного управления и ринятие политических решений;
    • Определить основные направления государственного управления;
    • Рассмотреть национальные проблемы и их правовое регулирование в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются управленческие решения органов государственной власти в области решения национальных проблем.

Методологической основой настоящего исследования являются общенаучные методы познания и частно-правовые методы: диалектический, исторический, функциональный, статистический, формально-логический, комплексного исследования, сравнительного правоведения, системно-структурного анализа и др.

Для написания курсовой работы были использованы работы следующих авторов: Г. В. Атаманчук, Н.Б. Антонова, В.В. Заико, М.В.Ильина, В.П. Кляуззе, С. В. Решетников, Н.А. Саванович и др.

Структура и объем курсовой работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Полный объем курсовой работы составляет 33 страницы. Количество использованных источников – 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие государственного управления

 

В раскрытии понятия государственного управления, а на его основе всего богатства соответствующего научного знания важное значение имеет понимание обеих его составных частей: «государственное» и «управление». Дело в том, что до сих пор в каждое из слагаемых этого понятия привнесено столь много различных смыслов, интерпретаций, семантических нюансов, что порой даже специалистам трудно понять, о чем идет речь и что имеется в виду. Особенно много трактовок имеет понятие «управление», в результате чего последнее стало охватывать почти бесконечное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов [8, с. 16].

К управлению нередко относят любые появления взаимодействия: гравитационные, электромагнитные, волновые, корпускулярные и иные, которые существуют во Вселенной. Посредствам его понятий иногда описывают геологические и географические процессы. Управленческие аспекты усматривают в механизмах, в физических, химических и биологических взаимосвязях. Порой даже стихийное, произвольное действие природных и социальных элементов пытаются представить в виде управления. Пишут об универсальности вообще принципов управления в природе и обществе.

Возникло и получило признание родовое понятие управления, характеризующее упорядочение взаимодействия множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека.

С расширение понятия «управление», «подведение» под него действия природных и технических сил, а также механизмов объективной саморегуляции привели к тому, что оно начало терять собственный смысл, стало употребляться для обозначения явлений, отношений и процессов, в которых отсутствует сознательное начало — непременная связь управления с человеком. Ведь нетрудно заметить, что естественно-природные закономерности, формы их проявления в варианте стихийности (случайности) либо объективной саморегуляции весьма отличаются от отношений, процессов и явлений, формируемых людьми в рамках своей частной и особенно общественной жизни. При этом отличие здесь качественное, позволяющее разграничивать стихийные и саморегулятивные механизмы и управление [8, с. 17].

В природе любая саморегулирующаяся система имеет в известной мере, в контурах саморегуляции, замкнутый, локализованный, в какой-то степени закрытый характер (атом, молекула, клетка, организм, популяция, солнечная система и т.д.) и объективно (независимо от желания и воли человека) детерминирована внутренними, имманентными данной системе закономерностями и источниками (импульсами) существования, движения и развития. Человеку приходится познавать тайны таких систем и вводить их в свою жизнедеятельность лишь с обязательным учетом их закономерностей, форм и возможностей. Здесь субъективное, сознательное проявление воли и влияния человека весьма ограниченно.

Управление осуществляется в системах «человек — техника», «человек—технология», «человек—природа», «человек — техника (технология) — природа» и др., но осуществляется именно потому, что в них первичным, «управляющим» компонентом выступает человек, да и созданы они в целях обслуживания интересов человека. Какой бы сложной ни была подобная система, она формируется и действует по модели, заданной ей человеком, и призвана удовлетворять его потребности. Хотя сейчас и имеются автоматизированные (даже автоматические) системы, которые управляются компьютерами и без прямого участия человека, они создаются и программируются по замыслу человека и являются отражением его творческого потенциала — продуктом его сознания и труда. Тем самым все знания, накопленные кибернетикой, общей теорией систем, теорией информации, математикой, синергетикой, техническими и другими отраслями науки, требуют при их применении в управлении существенной поправки на то обстоятельство, что управление — это общественное явление.

Одновременно хотелось бы обратить внимание на то, что названная проблема гораздо сложнее и принципиальнее. Дело в том, что любая механическая, физическая, химическая и биологическая системы, любое явление и вещество природы приобретают для человека смысл только при соотнесении их с потребностями, интересами и целями его жизнедеятельности, тогда, когда он с ними соприкасается и ощущает их в своем существовании. Разумеется, речь идет не об отдельном человеке, а о человечестве в целом в его историческом развитии. Утилитарная точка зрения, конечно, не лучшая, но нельзя не признавать, что естественно-природные «продукты» и творения «второй», искусственной природы значимы для человека главным образом тем, что обеспечивают его частные и общественные запросы.

Управление (в латинском языке — regere, в английском — control, management, во французском — administration, в немецком — Regierung и т.д.) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека [8, с. 19].

Управление находится в ряду явлений «второй» (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации. Оно создано людьми в целях сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, что и семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.

Отсюда «связанность» управления уровнем развития и организации человеческого потенциала, его зависимость от состояния общества, его закономерностей и форм, идеалов и ценностей. В каждый данный исторический момент управление воспроизводится соответствующим обществом, от него «берет» свою сущность, в нем реализует свои возможности, является его частью, существует для него, по уровню его развития характеризуется и совершенствуется. В глубоких и активных взаимосвязях со всей системой организации и функционирования общества, в поддержании ее динамики, рациональности, эффективности и содержится секрет управления, исследование и овладение которыми — очень непростая задача. Она обусловлена исключительной сложностью данной системы, в которой представлены интересы и воля, сознание и поступки миллионов людей, ее инертностью и подвижностью, жесткостью и изменчивостью и в то же время многообразным элементным составом самого управления, огромнейшим спектром его взаимосвязей и взаимодействий с обществом. Можно утверждать, что управление - это одна из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей. Это сфера, от состояния которой во многом зависит благополучие общества и в конечном счете — судьба каждого человека.

Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления люди прежде всего связываются между собой, совместными усилиями формируют «ткань» коллективной и общественной жизни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди. И положение не меняется ни при создании автоматизированных систем управления (АСУ), ни при взаимодействии управления с техническими, технологическими и биологическими системами с самым высоким уровнем объективной и искусственной саморегуляции — в управлении все исходит от человека и ориентировано на человека.

Исключительно важным представляется то, что управление как явление детерминируется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью. Властью в широком социологическом смысле, выражающем бесчисленные взаимосвязи между людьми, при которых одни люди в силу разных причин, условий и факторов подчиняются интересам и воле других людей либо созданным людьми общественным институтам: обычаям, традициям, религиям, морали, праву и т.д. В нашей стране принято стыдливо замалчивать проявления власти, встречающиеся на каждом шагу и оказывающие управляющее воздействие на наше сознание, поведение и деятельность. Даже слово обладает властью, ибо оно несет информацию, ориентацию, психологическую нагрузку и многое другое, на что мы не можем не реагировать. Между тем власть — категория совершенно общественная, хотя находятся авторы, которые пытаются придать свойства власти популяционным отношениям среди животных, а иногда и растений, и к тому же по принципу аналогии перенести эти отношения на человеческие взаимосвязи.

В связи с этим нельзя особо не подчеркнуть, что управление есть процесс и продукт сознания и воли людей, важнейшее направление действия их разума. Сегодня многие считают, что разум посрамлен, хотя вся современная цивилизация создана разумом и пока сохраняется и воспроизводится им. Разум объективно диктует не только общественное поведение, но и личное. Разум определяет судьбу человека, несмотря на действие множества жизненных обстоятельств. И надо не бояться разума, выражаемого в знаниях, опыте, таланте, а, наоборот, бояться следует отсутствия разума, т.е. всякого самодурства, произвола, безграмотности, авантюризма, некомпетентности и прочих подобных явлений, которыми, к сожалению, заполнены российская история и современность.

Итак, управление порождается и осуществляется мышлением, чувствами и волей человека, а в отношениях между людьми к ним добавляется власть, источником которой служит объединение людей и создаваемых ими ресурсов.

Информация о работе Национальные проблемы государственного управления: сравнительный анализ