Мораль и право: взаимодействие и противоборство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в следующем: вопрос о сущности и соотношения права и морали до сих пор остается в центре внимания в современной правовой и политической мысли. Право вторгается в наиболее значимые, жизненно важные сферы общественного регулирования, со временем охватывая все больший спектр социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь при этом во многих правовых нормах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….5
1Общая характеристика права и морали……………………………………….....5
2Взаимодействие права и морали………………………………………………..15
3Противоречия между правом и моралью……………………………………....23
Заключение…………………………………………………………………………….....28
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………………...32
Приложения………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

          Право и мораль - дополняющие друг  друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право  и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически  переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга, «взаимодействуя» по следующим направлениям:

     1. Система права закрепляет жизненно  важные для всего общества  требования морали, нравственные  установления, такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Значит, прежде всего, взаимодействие права и морали выражается в одинаковости их требований. Мораль как бы проникает в правовую материю. Показательны в этом плане статьи 124, 125 Уголовного кодекса Российской Федерации (приложение Б), предусматривающие ответственность за неоказание помощи больному и оставление в опасности.

     2. Законодательная власть в работе  по совершенствованию права учитывает  состояние общественной морали, нравственную культуру населения. От этого зависит отношение людей к принятым законам, их реализации.

     3. Мораль влияет на процесс применения  норм права, принятие решений  компетентными государственными  органами. Можно отметить несколько  моментов.

     Во-первых, осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершенствования противоправных действий.

     Во-вторых, нормы права и нормы морали нередко направлены на достижение одной  правовой цели. Нормы права в ряде случаев предусматривают не только юридические санкции, но и меры морального воздействия. Так часть 3 статьи 91 Уголовного кодекса Российской Федерации (приложение В) предусматривает обязанность несовершеннолетнего загладить причинённый ущерб.

     В-третьих, мораль и право действуют совместно и в иных формах. Так, только с помощью морального подхода можно раскрыть и оценить такие понятия уголовного законодательства, как «аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления» (пункт «з» части 1 статьи 61 Уголовного кодекса Российской Федерации) (приложение Г); «совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего» (пункт «и» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации); « совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора» (пункт «м» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации) (приложение Д). Нормы нравственности позволяют также оценить личность человека, совершившего противоправное деяние. Например, в практике работы судов такая оценка необходима при рассмотрении дел о лишении родительских прав, расторжении брака, спорах об авторстве и других.

     3 Противоречия между  правом и моралью

     Между  правом  и  нравственностью  могут  быть  и   противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос  о  порождающих  их причинах   решается   по-разному.   Одни   объясняют   это   изменениями   в экономической жизни, другие - влиянием иных  частей  надстройки,  формальной определенностью правовых норм. Противоречия эти устранимы.

           Эти  противоречия  преодолеваются  как  путем   выработки   новых нравственных принципов  и  норм  в  ходе  развития  общества,  так  и  путем внесения корректив в действующее законодательство.

          И для права, и для нравственности  их тесная  связь  оказывается   с течением времени неудобной; обе сферы отношении стремятся к  отделению  друг от  друга.  Отделение   права   от   нравственности   вызывается   развитием общественной жизни,  когда более сложные   отношения   и   более   частые столкновения отдельных лиц заставляют  позаботиться  об  установлении  более твердые основ юридического  оборота.  Обособление  нравственности  от  права обусловливается  развитием  личности, когда пробудившееся   индивидуальное сознание  отказывается  следовать  во   всем   принудительному   руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.

          Право должно рано или поздно  выработать  для  себя  такие  формы, которые ставят его в известное противоречие с началом  нравственной  свободы и способствуют его обособлению  от  нравственности.  Первым  шагом  к  этому обособлению является установление  правил,  точно  и  подробно  определяющих

отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу.  И  нравственность  имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя  нравственному  чувству  каждого отдельного  человека  определить  подробности  и  избрать  меру   исполнения нравственных велений. Высказывая заповедь любви  к  ближним,  нравственность не определяет точно способов и  размеров  проявления  этой  любви.  Все  это предоставляется нашей  нравственной  свободе.  Отсюда  постоянные  и  вполне допустимые колебания в исполнении  нравственного  закона,  который  у  одних вызывает  лишь  слабую  дань  признания  к  его   требованиям,   у   других - пожертвование всех своих сил  и  средств  на  служение  нравственным  целям. Внести  сюда  какие-нибудь  точные  требования  -  значит  извратить   самую сущность нравственности, которая необходимо предполагает свободу  каждого  в исполнении нравственного закона. Это не значит, конечно, чтобы  в  моральной области не было общих  норм  поведения: не  может быть  для каждого лица совершенно особой  нравственности  и  своего  особого  кодекса  правил.  Это значит только, что нравственные заповеди  не  должны  ни  связывать  свободы человека мелочными и подробными определениями его .действий,  ни тем более навязываться ему при посредстве актов  принуждения  и  насилия.  Они  должны лишь руководить его свободной деятельностью и давать опорные пункты для  его собственных решений. Коренные нравственные  заповеди  навсегда  и  для  всех должны сохранить свое безусловное значение, но в отношении  к  осуществлению их человеку должна быть предоставлена полная свобода.

          Совершенно  обратно  с  этим,  право,  как  только  оно   достигает известного развития, должно усвоить для себя твердые и  определенные  нормы, принудительно  господствующие  в  жизни.  Будучи  призвано  к  тому,   чтобы устранять споры, возникающие в обществе,  оно  должно  выработать  точные  и подробные правила, определяющие устои общественной жизни. В то время,  когда судебные приговоры постановляются  по  свободному  усмотрению  судей,  они находятся в полной зависимости от всех колебаний их  нравственного  чувства. Не  связанные  в  своих решениях  ничем,  кроме  своей  совести   и   своих нравственных воззрений,  судьи  могут  постановлять  различные  приговоры  в сходных случаях в зависимости от своего  настроения  и  чувства.  Но  именно этого не может допускать развитый юридический  оборот.  Предназначенное  для того, чтобы создавать надежную  почву  для  разрешения  споров,  право  само должно  быть  бесспорным.  Имея  своей  целью  охранять  отдельных  лиц   от произвола, оно не может зависеть  от  субъективного  усмотрения  судей.  Оно должно быть свободным от изменчивых и временных колебаний  личного  чувства, ибо  только  в  этом  случае   может   оно   служить   задаче   установления общественного мира. Оно должно  установить  определенные  нормы,  наделенные авторитетной   непререкаемостью   и   с    неизменной    последовательностью применяющиеся ко всем случаям, которые под них подходят.  В  этих  качествах - твердости и определенности - заключается главный  залог  успешного  действия права в жизни; без них  оно  лишается  своего  существенного  значения.  Эти свойства организованного правового порядка и составляют то,  что называется положительным  характером  его.  Стремление  к  усвоению   этого   характера составляет самую основную черту в развитии права.

          Угрозы, содержащиеся в законах,  прямое побуждение к  осуществлению юридических норм, наказание за  их  неисполнение  -  такой аппарат внешних средств, и которых выражается принудительный характер  права и с помощью которых  поддерживается  его  обязательное  значение.  Но  чем  более  право усваивает  подобный  характер,  тем  более  стремится  оно  к  отрешению  от непосредственной  связи  с   нравственностью,   идеалом   которой   является свободное  осуществление  закона  независимо  от  контроля  власти  и   силы принуждения.

            Чем   более   право   приобретает   черты    положительного    и принудительного порядка, чем живее  сказывается  потребности  в  обособлении нравственности  от  тесного  с  ним   союза.   Эта   потребность   возникает обыкновенно в тех случаях, когда личное нравственное  сознание  отказывается следовать авторитету общественного мнения и заявляет притязания  на  свободу нравственных действии. С постепенным усложнением общественных отношении и  с постоянно  возрастающим  разнообразием  положений  и   мнений   сама   собой открывается возможность столкновении между нравственным сознанием  отдельных лиц и убеждениями среды, к которой они принадлежат. Если в случаях  подобных столкновений  общество  рассматривает  все  спои  этические  требования  как нормы,  подлежащие  принудительному  осуществлению,  это   должно   вызывать протесты  и  противодействие  со  стороны  лиц,   не   согласных   с   этими

требованиями.  Поступать  сообразно  с  общей  нормой,  но  вопреки   своему нравственному  решению  для  нравственно  развитой  личности  представляется таким невыносимым внутренним противоречием, что рано или поздно  она  должна потребовать и завоевать для себя свободу в этом отношении. Принудительная система нравственности в  случае  несогласия  лица  с  общими требованиями  не  оставляет  иных  выходов,  как  лицемерие  для  слабых   и мученичество для сильных. Отнимая у человека  возможность,  делать  добро по собственному побуждению и  постичь  истину  силой  собственного  внутреннего развития, она,  в  сущности,  преграждает  доступ  к  высшему  нравственному совершенствованию. "Что может быть  тягостнее для развитого нравственного сознания, как не средневековый  способ  нравственно-религиозного  воспитания при помощи костров инквизиции и государственного меча? Там, где  водворяется подобная  система,  рано  или  поздно  должен  явиться и Лютер со  своими протестами".

          "Общество не может не высказываться  относительно  поведения  своих членов, и чем сильнее говорит в нем голос нравственного чувства,  тем  резче и решительнее будет оно осуждать отдельных лиц  за  отступление  от  заветов морали". Общественное   мнение   воздействует,   поэтому    с    неизбежной необходимостью  на  нравственное  настроение  отдельных  лиц,  и   устранить подобное воздействие не представляется возможным.

          На долю нравственности остаются те  высшие  этические требования, которые, завершая собой полноту  нравственного  общения  лиц,  не  являются, однако, неизбежными условиями их сожития.

           Право,  например,  разрешает   согнать  с  квартиры  бедняка,   не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать своего,  допуская  в известных пределах  эгоизм.  Напротив,  мораль  при  всех  условиях  требует сострадания к ближнему, она зиждется  на  любви,  а  любовь,  по  известному изречению, тем и отличается, что "не ищет своего".  Во  многих  случаях  то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается  к  человеку с заповедями высшими и более строгими.

          Разграничивая нравственность и  право и утверждая практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать  несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к  их  обособлению, но она не может устранить их взаимодействия

          Гегель сказал примерно следующее:  “Право  и мораль  отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права  может  быть чем-то таким,  что  моралью  запрещается.  Право,  например,  мне  разрешает распоряжаться своим  имуществом,  совершенно  не  определяя  пределов  этого распоряжения,  и   только   мораль   содержит   определения,   которые   его ограничивают”. 

     Заключение

     Подведем  итоги данной работы.

     Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью норм права государство добивается утверждения  прогрессивных норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права, совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.

     Но  при этом существуют определенные различия и противоречия. Мораль - это область  нравственных ценностей, которые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществами. Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.

     И. Кант писал: «Ни один философ не мог  согласовать государственные принципы с моралью, и никто не сумел  предложить лучшие принципы, которые  не противоречили бы человеческой природе».

     Методологическую  основу данной работы составили общенаучные  методы (сравнение, анализ, синтез, обобщение  информации) и частнонаучные методы (исторический).

     В теологическую основу легли труды  многих философов, ученых-юристов, а  также учебная литература.

     В заключении хотелось бы еще раз отметить, что и право, и мораль являются видами социальных норм. Это – самостоятельные  части целого. Их объединяет общая  цель – регулирование общественных отношений. И оба феномена, в противоречии и взаимодействии, при всех существующих различиях и единстве сотрудничая друг с другом, направляют поведение людей, обеспечивая тем самым общественный порядок.

Информация о работе Мораль и право: взаимодействие и противоборство