Монетаристский подход финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового работы является рассмотреть теорию монетаризма, монетарийскую политику и ее популярность, а так же финансовую политику.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Содержание и задачи финансовой политики
1.1 Понятие финансовой политики…………………………………………. 4
1.2 Типы финансовой политики…………………………………………….. 6
1.3 Современная финансовая политика РФ………………………………... 8
Глава 2. Теория монетаризма и ее источники
2.1 Теория монетаризма.................................................................................. 10
2.2 Современный монетаризм........................................................................ 17
2.3 Монетаризм и кейнсианство..................................................................... 20
Глава 3. Монетаристский подход. Постоянные темпы роста предложения денежной массы
3.1 Монетарная политика................................................................................ 22
3.2 Снижение популярности монетаризма.................................................... 28
Заключение....................................................................................................... 31
Список литературы.......................................................................................... 33

Файлы: 1 файл

КР Красильников И.А..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет имени  М.Т.Калашникова»

Факультет «Менеджмент  и маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория финансовых учений»

по теме: «Монетаристский  подход финансовой политики государства»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                           Красильников И.А.

Студент группы                                                                   1-521-2(з)

 

Принял:                                                                                Лабутина Л.М.

 

Ижевск, 2012 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Содержание и задачи финансовой политики

1.1 Понятие финансовой политики…………………………………………. 4

1.2 Типы финансовой  политики…………………………………………….. 6

1.3 Современная финансовая политика РФ………………………………... 8

Глава 2. Теория монетаризма  и ее источники

2.1 Теория монетаризма.................................................................................. 10

2.2 Современный монетаризм........................................................................ 17

2.3 Монетаризм и кейнсианство..................................................................... 20

Глава 3. Монетаристский подход. Постоянные темпы роста предложения денежной массы

3.1 Монетарная политика................................................................................ 22

3.2 Снижение популярности монетаризма.................................................... 28

Заключение....................................................................................................... 31

Список литературы.......................................................................................... 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовые и денежные системы нуждаются в управлении. Правительственным органам, в том  числе Центральному банку, приходится принимать фундаментальные решения, касающиеся формулирования денежного  стандарта, определения величины денежной массы, находящейся в обращении, установления правил валютных курсов, управления международными финансовыми потоками, а также определения степени жесткости или мягкости своей кредитно-денежной политики.

Сегодня существуют разные мнения о предпочтительности того или иного метода управления денежной сферой. Некоторые специалисты верят в активную политику, когда при возникновении угрозы инфляции темпы роста денежной массы следует замедлять, и наоборот. Другие довольно скептически относятся к способности государственных чиновников использовать кредитно-денежную политику для "точной настройки" экономики, уровня инфляции и безработицы. И наконец, есть монетаристы, которые полагают, что волевая кредитно-денежная политика должна уступить место политике, подчиняющейся определенным правилам.

Иных взглядов придерживался  лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г., Милтон Фридман, ставший интеллектуальным лидером монетаристской школы. Он положил  начало эмпирическим и теоретическим  исследованиям, показывающим, что деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня экономической активности и цен, чем предполагала кейнсианская теория.

Но экономическая мысль  не стоит на месте, спустя некоторое  время Роберт Льюкес, Томас Саржент  и Нейл Уоллес разрабатывают теорию рациональных ожиданий (ТРО), представляющую часть так называемой новой классической экономической теории.

Целью курсового работы является рассмотреть   теорию монетаризма, монетарийскую политику и ее популярность, а так же финансовую  политику.

Глава 1. Содержание и  задачи финансовой политики

1.1 Понятие финансовой  политики

Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и  методов использования финансов, направленных на достижение эффективности  в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Финансовая политика позволяет соединить воедино  возможности управления (регулирование  со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление финансами  с учетом специфики звеньев  системы финансов;

- общность функций  всех финансовых учреждений;

- общее руководство  центром при активном участии  всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими  принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

- зависимость от конечной  цели;

- макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;

- соответствие интересам  всех членов общества;

- использование экономических  законов;

- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного  поступательного развитие экономики  государства и хозяйствующих  субъектов на основе использования  финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

Задачами финансовой политики являются :

- обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация, регулирование  и стимулирование экономических  и социальных процессов финансовыми  методами;

- выработка финансового  механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

1.2 Типы финансовой  политики

1. Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы

государственного бюджета, и через регулирование денежного  обращения, валютного курса, рынка  ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

 

1.3 Современная финансовая  политика РФ

В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

К основные направлениям (задачам) финансовой политики Росси  на современном этапе можно отнести  следующее:

- устойчивый профицит  федерального бюджета или сохранение  сбалансированности федерального бюджета;

- снижение государственного  долга;

- стабилизация национальной  валюты и снижение темпов инфляции;

- развитие банковского  сектора, в первую очередь,  в части совершенствования законодательной  базы функционирования банковской системы;

- переход к среднесрочному  планированию;

- продолжение налоговой  реформы и реформы межбюджетных  отношений (снижение налоговой  нагрузки и расширение налоговой  базы, внесение целого ряда поправок  в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование  схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

 

Известно, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние  годы в направлении ее совершенствования  сделано немало - сформирована налоговая  система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже шесть лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса - принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.

В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:

- налог на прибыль  предприятий снизился с 35% до 24%;

- введен налог на  добычу полезных ископаемых;

- снижение ставки единого  социального налога с 39,5% до 35,6%;

- сокращен НДС с  20% до 18%;

- отменен налог, уплачиваемый с выручки от реализации товаров;

- отменена инвестиционная  льгота;

- установление единой  ставки налога на доходы физических  лиц.

Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних  рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 дол. за баррель.

Информация о работе Монетаристский подход финансовой политики государства