Модель взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти: характерные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:08, реферат

Краткое описание

Развитие российской государственности на современном этапе тесно связано с реализацией правовых положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В статье 1 Основного закона РФ устанавливается, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 37.77 Кб (Скачать)

Взаимодействие  федеральных органов власти и  Президента РФ выражается также в  подписании и обнародовании принятого  федерального закона Президентом Российской Федерации: Закон, одобренный Советом  Федерации, в соответствии с Конституцией РФ течение пяти дней направляется Президенту. Согласно части 3 статьи 107 Конституции РФ, если Президент в  течение четырнадцати дней с момента  поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном  Конституцией порядке вновь рассматривают  данный закон. В этом случае Президент  использует свое право отлагательного вето. В Конституции РФ термин «вето» не употребляется. Вместе с тем, по существу это право вето предусмотрено  ч.3 ст. 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться  с доводами Президента, изменить закон  или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно  может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное  большинство голосов, т.е. не менее 2/3 голосов от общего числа членов палат. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен  в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Наряду с предусмотренным  ст. 107 Конституции Российской Федерации  правом Президента РФ отклонять принятые федеральные законы, Президент Российской Федерации нередко возвращает принятые федеральные законы без рассмотрения, мотивируя это тем, что была нарушена конституционная процедура принятия или одобрения закона и, следовательно, такой закон не может считаться  принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Указанная практика вызывает множество споров, вплоть до обвинения Президента РФ в нарушении  Конституции и неисполнении им своих  конституционных обязанностей. Право  Президента на возвращение принятых палатами федерального собрания законов  без рассмотрения действительно  прямо не предусмотрено Конституцией, тем не менее, оно вытекает из смысла Основного закона, установившего, что  Президент является ее гарантом и  подписывает принятые Государственной  Думой и одобренные Советом Федерации  законы.

Однако, если Президент  Российской Федерации усматривает  в процессе принятия или одобрения  федерального закона нарушение конституционной  процедуры, он, как гарант конституции, не может считать такой закон  принятым и подписать его. Президент  возвращает закон в палату Федерального Собрания, нарушившую Конституцию, для  повторения процедуры в порядке, установленном Конституцией. Это  право Президента подтверждено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации  по делу «О толковании отдельных положений  статьи 107 Конституции Российской Федерации» от 22 апреля 1996 года.

Анализируя положения  Конституции Российской Федерации  и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, можно определить следующие нарушения установленных  Конституцией условий и процедур принятия федеральных законов, являющиеся причиной для возвращения закона без рассмотрения:

- законопроект внесен  ненадлежащим субъектом;

- отсутствует заключение  Правительства в необходимых  для этого случаях;

- закон не рассмотрен  Советом Федерации, когда это  является обязательным;

- нарушены сроки  направления закона в Совет  Федерации, рассмотрения в Совете  Федерации и направления Президенту  на подписание и обнародование;

- федеральный конституционный  закон принят по вопросу, не  предусмотренному Конституцией  РФ;

- процедура голосования  в палате Федерального Собрания  ставит под сомнение результаты  волеизъявления палаты;

- текст присланного  для подписания и обнародования  закона не соответствует тексту, за который голосовали депутаты.

Таким образом, право  Президента РФ возвращать без рассмотрения и подписания принятые с нарушением конституционной процедуры законы вытекает из смысла Конституции и  подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ. Однако практика применения указанной  процедуры свидетельствует о  необходимости ее закрепления и  детальной регламентации федеральным  законом.

Подводя итоги исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимо в законодательстве дать понятие: «модели  взаимодействия федеральных органов  власти и органов власти субъектов  РФ», «правовой модели взаимодействия федеральных органов государственной  власти и органов власти субъектов  РФ», процедуры взаимодействия органов  государственной власти.

Во-вторых, необходимо выделить несколько особенностей современной  российской модели взаимодействия органов  государственной власти:

Первая. Указанный  конституционно-правовой институт не проработан детально ни в научной  литературе, ни в законодательном  плане (особенно отношения взаимодействия органов государственной власти, основанные на принципе субсидиарности).

Вторая. Отсутствует  завершенная правовая база административного  реформирования, которая непосредственным образом влияет на характер взаимодействия органов государственной власти.

Третья. Перераспределение  функций и полномочий государственных  органов ведет к усилению реализации отношений подчинения и сужению  круга отношений сотрудничества и взаимопомощи.

Четвертая. Усиление функции контроля в компетенции  федеральных органов государственной  власти слабо увязано с нормами  бюджетного и налогового законодательства, закрепляющих соответствующую бюджетную  обеспеченность исполнения совместных полномочий федеральных и региональных органов власти.

Пятая. Особенности  российского федерализма (ассиметричность  федерации) отражаются на социально-экономических  характеристиках отношений взаимодействия органов государственной власти.


Информация о работе Модель взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти: характерные черты