Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:08, реферат
Развитие российской государственности на современном этапе тесно связано с реализацией правовых положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В статье 1 Основного закона РФ устанавливается, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Взаимодействие
федеральных органов власти и
Президента РФ выражается также в
подписании и обнародовании принятого
федерального закона Президентом Российской
Федерации: Закон, одобренный Советом
Федерации, в соответствии с Конституцией
РФ течение пяти дней направляется
Президенту. Согласно части 3 статьи 107
Конституции РФ, если Президент в
течение четырнадцати дней с момента
поступления к нему федерального
закона отклонит его, то Государственная
Дума и Совет Федерации в
Наряду с предусмотренным
ст. 107 Конституции Российской Федерации
правом Президента РФ отклонять принятые
федеральные законы, Президент Российской
Федерации нередко возвращает принятые
федеральные законы без рассмотрения,
мотивируя это тем, что была нарушена
конституционная процедура
Указанная практика вызывает множество споров, вплоть до обвинения Президента РФ в нарушении Конституции и неисполнении им своих конституционных обязанностей. Право Президента на возвращение принятых палатами федерального собрания законов без рассмотрения действительно прямо не предусмотрено Конституцией, тем не менее, оно вытекает из смысла Основного закона, установившего, что Президент является ее гарантом и подписывает принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации законы.
Однако, если Президент Российской Федерации усматривает в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение конституционной процедуры, он, как гарант конституции, не может считать такой закон принятым и подписать его. Президент возвращает закон в палату Федерального Собрания, нарушившую Конституцию, для повторения процедуры в порядке, установленном Конституцией. Это право Президента подтверждено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу «О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» от 22 апреля 1996 года.
Анализируя положения
Конституции Российской Федерации
и Постановления
- законопроект внесен ненадлежащим субъектом;
- отсутствует заключение Правительства в необходимых для этого случаях;
- закон не рассмотрен Советом Федерации, когда это является обязательным;
- нарушены сроки
направления закона в Совет
Федерации, рассмотрения в
- федеральный конституционный закон принят по вопросу, не предусмотренному Конституцией РФ;
- процедура голосования
в палате Федерального
- текст присланного
для подписания и
Таким образом, право
Президента РФ возвращать без рассмотрения
и подписания принятые с нарушением
конституционной процедуры
Подводя итоги исследования
можно сделать следующие
Во-первых, необходимо
в законодательстве дать понятие: «модели
взаимодействия федеральных органов
власти и органов власти субъектов
РФ», «правовой модели взаимодействия
федеральных органов
Во-вторых, необходимо выделить несколько особенностей современной российской модели взаимодействия органов государственной власти:
Первая. Указанный
конституционно-правовой институт не
проработан детально ни в научной
литературе, ни в законодательном
плане (особенно отношения взаимодействия
органов государственной
Вторая. Отсутствует
завершенная правовая база административного
реформирования, которая непосредственным
образом влияет на характер взаимодействия
органов государственной
Третья. Перераспределение функций и полномочий государственных органов ведет к усилению реализации отношений подчинения и сужению круга отношений сотрудничества и взаимопомощи.
Четвертая. Усиление
функции контроля в компетенции
федеральных органов
Пятая. Особенности
российского федерализма (ассиметричность
федерации) отражаются на социально-экономических
характеристиках отношений