Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:08, реферат
Развитие российской государственности на современном этапе тесно связано с реализацией правовых положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В статье 1 Основного закона РФ устанавливается, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
- закрепляет субсидиарную
ответственность федеральных
- предоставляет
право органам государственной
власти субъектов РФ
- включает в качестве
основополагающих элементов: а)
Осуществив классификацию основных черт взаимодействия федеральных органов государственной власти субъектов РФ, проведем анализ их юридического оформления. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года и подписан Президентом 6 октября 1999 года (далее - Закон). В преамбуле Закона сказано, что образование, формирование, и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Глава IV Закона посвящена взаимоотношениям законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, законодательный (представительный) и высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет свои полномочия самостоятельно.
Согласно п.2 ст.23
Закона взаимодействие законодательного
(представительного) и высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации осуществляется
в целях эффективного управления
процессами экономического и социального
развития субъекта Российской Федерации
и в интересах его населения.
Формы такого взаимодействия устанавливаются
Федеральным законом и законом
субъекта РФ. Принятие в субъектах
федерации подобных законодательных
актов возможно, однако вопросы взаимодействия
могут регулироваться и другими
законами. Например, в Липецкой области
взаимоотношения органов
Можно выделить несколько направлений взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации.
Первое. В процессе принятия нормативных правовых актов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
п.3 ст. 23 Закона правовые акты высшего
должностного лица субъекта РФ (руководителя
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ),
нормативные правовые акты органов
исполнительной власти субъекта РФ направляются
в законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
РФ в сроки, установленные конституцией
(уставом) и (или) законом субъекта РФ.
Важным условием взаимодействия является
право законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
РФ обращаться с предложением о внесении
изменений и (или) дополнений в акты,
указанные в п. 3. ст.23, либо об их отмене,
а также право обжаловать указанные
акты в судебном порядке или в
установленном порядке
Обязательное уведомление
представительного органа государственной
власти субъекта РФ обо всех нормативных
правовых актах, принятых органами исполнительной
власти субъекта РФ, служит важной гарантией
единства правового регулирования
в рамках соответствующей территории.
Обжалование правовых актов нормативного
характера осуществляется в порядке,
предусмотренном гражданским
Согласно ст.46 Устава Липецкой области постановления и распоряжения главы администрации области направляются в областной Совет депутатов. Областной Совет депутатов может обратиться к главе администрации области с предложением (представлением) о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
Второе. Взаимодействие в законодательном
процессе. Важнейшим вопросом и принципом
современного федерализма является
разграничение компетенции
В России институт совместной
компетенции в первые был закреплен
в Конституции РФ 1993 года. В названом
документе вводится правило взаимодействия
Федерации и ее субъектов, обозначаются
предметы не только федерального и
регионального, но и совместного
ведения. И поэтому в этой сфере
важны не только правила разграничения
предмета ведения, сколько поиск
оптимальных механизмов взаимодействия
между Федерацией и ее субъектов.
В современной науке нет
Данный подход вызывает
неоднозначное мнение ученых: одни
считают, что полномочия Российской
Федерации необходимо закрепить
исчерпывающим образом, а полномочия
субъектов РФ изложить по остаточному
принципу, поскольку это отвечало
бы смыслу статьи 73 Конституции РФ.
Другие утверждают, что принципы и
порядок разграничения
Согласно федеральному
закону РФ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ» (поправки от 04.07.2003
г.) детализируется процедура участия
органов государственной власти
субъектов РФ в рассмотрении Государственной
Думой проектов федеральных законов
по предметам совместного ведения.
Данные проекты согласовываются
с органами государственной власти
субъектов РФ в 30-ти дневной срок.
Если законодательные (представительные)
и высшие исполнительные органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
более чем одной трети
Отзыв органов государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения считается положительным в случае, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации выскажутся за принятие данного проекта федерального закона. Отзыв органов государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения считается отрицательным в случае, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации выскажутся против принятия данного проекта федерального закона.
Если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации разделились, следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта Российской Федерации не выражено.
Отзыв законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации
на проект федерального закона по предметам
совместного ведения
Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления в Государственную Думу поправок к указанным законопроектам в тридцатидневный срок. До истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается. Исходя из новых положений федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», необходимо внести изменения в Уставы субъектов РФ и регламенты законодательных органов субъектов РФ. На наш взгляд, анализируемый закон требует детальнейшей доработки.
Горизонтальное
взаимодействие проявляется в совместной
законотворческой деятельности органов
законодательной и
Порядок планирования
нормотворческой деятельности в
Липецкой области определен Законом
области «О нормативных правовых
актах Липецкой области» (гл. III). Указанным
Законом области утвержден