Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:42, реферат
В постсоветское время много внимания уделяется российской проблеме суверенитета, федерализма, разделения властей. При этом иногда упускается из ввиду то обстоятельство, что власть в своей первооснове едина. А это значит: важно не только правильно рассредоточить власть, но и обеспечить ее единство и согласовать деятельность государственных органов и должностных лиц, относящихся к различным направлениям, к разным секторам и уровням власти. Только в этом случае можно надеяться на успех в области формирования и развития структур правового государства и гражданского общества, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, повышения степени безопасности человека и общества.
Введение
Глава 1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти.
Заключение
Список использованных источников
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за законностью решений, принимаемых органами местного самоуправления, которые, не являясь органами исполнительной власти, по существу выполняют управленческие функции. А если принять во внимание выборность глав администраций городов и районов, затрудненность управления со стороны исполнительной вертикали, то актуальность прокурорского надзора значительно повышается.
Таким образом, вопрос о четвертой власти отнюдь не риторический. И ею являются не средства массовой информации, как они сами нередко называют себя. С научной, а не публицистической точки зрения в единой деятельности государства по осуществлению власти был бы значительный пробел, если бы не было контроля за соблюдением законности, причем со стороны не только суда, но и прокуратуры. Без прокурорского надзора, как и любого другого государственного контроля, неизбежны коррупция, взяточничество, нарушение прав личности, паралич органов расследования и т.д.
Создание прокуратуры в России именно как органа власти имеет исторические корни. Она создавалась, прежде всего, как государственный орган, осуществляющий от имени императора и по его поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений. Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Прокуратура являлась органом, чьи надзорные функции были полномочиями контрольной власти.
Поэтому не случайно в правовой науке отмечается, что классическая триада разделения властей не учитывала прокурорскую власть в силу чисто исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии. Однако зачастую заимствование прогрессивных (как это может показаться на первый взгляд) явлений из зарубежной практики есть механическое перенесение, принудительное вживление инородных правовых образований в государственно-правовую материю нашего общества без учета устоявшихся отечественных правовых традиций и институтов. При этом не всегда принимается во внимание то, что каждый отдельный институт в зарубежных системах - всего лишь элемент отлаженного правоохранительного механизма. Следовательно, изучение передового опыта государственного строительства должно осуществляться на комплексной основе.
Что же касается формирования правового государства, то развитие и дифференциация государственной деятельности неизбежно выдвигают проблему прокурорской власти на первое место и отвергают идею свертывания прокурорского надзора. С такой формулировкой следует согласиться, поскольку развитие прокурорской власти вполне соответствует принципам функционирования правового государства, в котором во всех сферах господствует закон и недопустимы какие-либо его нарушения. Укрепление положения прокурорской власти в политической системе предполагает наличие соответствующего правового статуса прокурора, свободного от местных влияний, любого давления или вмешательства в его деятельность. Основа такой независимости должна быть заложена на конституционном уровне.
Между тем в процессе подготовки проекта новой Конституции РФ была предпринята попытка ограничения роли прокуратуры выполнением лишь судебно-процессуальных функций и исключением надзора из сферы ее деятельности. Только перед самым опубликованием в проект был включен пункт об определении полномочий прокуратуры федеральным законом (ст. 129), т.е. за прокуратурой сохранялись ее надзорные полномочия, закрепленные в действовавшей в тот период редакции Закона о прокуратуре, и ей обеспечивался статус надзорной власти. Тем самым опровергается утверждение, что прокурор не может претендовать на роль четвертой (надзирающей) власти, ибо он призван быть только обвинителем, осуществлять публичное преследование, а обвинительная власть не может осуществлять надзор. Подобные представления о прокуратуре хорошо знакомы со времен тоталитаризма и не соответствуют процессу создания правового государства.
В свое время был поставлен вопрос о разработке концепции развития прокуратуры как самостоятельного многопрофильного государственно-правового института, имеющего собственные закономерности развития и деятельности. Как показало обсуждение этого вопроса на заседании «круглого стола» журнала «Государство и право», существуют разные, подчас противоположные мнения о прокурорской власти как особой, четвертой власти в государстве. Но независимо от этого признано, что отказ от прокурорского надзора в различных сферах государственной деятельности может привести общество к правовому бессилию, поэтому важно сохранить основные прежние функции прокуратуры (при известной их трансформации) и передать ей новые. Причем особо подчеркивалось, что, несмотря на включение в Конституцию РФ ст. 129 о прокуратуре (в главу 7 «Судебная власть»), полномочия прокуратуры не могут ограничиваться лишь сферой судебной деятельности, что предопределяет положение прокуратуры как самостоятельного органа власти.
На основании изложенного можно сделать вывод, что через соответствующие формы государственной деятельности происходит осуществление определенного вида государственной власти. Поэтому отмеченное выше несовпадение количества форм государственной деятельности и видов власти вполне преодолимо за счет признания прокурорской деятельности соответствующей (четвертой) ветвью государственной власти.
Заключение
Механизм государства – совокупность учреждений и органов (реальная материальная сила), посредством которой стоящие у власти силы осуществляют руководство и управление обществом (властвуют). В отличие от него государственный аппарат – механизм государства, взятый в единстве с его людским субстратом (т.е. властвующей элитой). Основной структурно-функциональный элемент государства – государственный орган, который достаточно многообразен.
Прокуратура – институт государственной власти, который в современном его понимании возник сравнительно недавно, и, хотя с начала XIX века стал господствующей формой обеспечения законности, в мире в целом как данность развивается в рамках четырех моделей. В России допетровских реформ прокуратуры не было. Возникновение ее своими корнями восходит к реформам Петра Великого. Несмотря на некоторую запоздалость в образовании, российская прокуратура в целом развивается в ключе общемировых тенденций, но по ряду моментов имеет и свои особенности.
Прокуратура не силовая структура, а правовая. Только идя правовым путем, она может достаточно успешно решать основную задачу, стоящую перед ней - укрепление законности. В новых постсоветский условиях нужна новая парадигма законности: интересы поддержания и углубления демократического режима в обществе и государстве требуют повседневной, кропотливой работы, в основе которой правозаконность. Правозаконность — истинная законность. Это не просто строгое соблюдение любых и всяких норм, а законность, основанная на совершенном праве, праве гражданского общества.
Важным условием реализации принципа правозаконности является независимость и самостоятельность прокуратуры. Но она не образует самостоятельную власть, а функционально и структурно близка к судебной власти. Идея о том, что интересы гражданского общества и правового государства, человека как «меры всех вещей», обеспечения правозаконности требуют того, чтобы прокуратура, являясь независимой и самостоятельной, была в рамках установленной компетенции активной, прежде всего, в следующем: охране прав и свобод человека и гражданина; защите конституционно-правовых основ государства, его целостности и безопасности; противостояния преступности, в частности, терроризму.
Список использованных источников
Информация о работе Место прокуратуры в системе органов государственной власти