Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ механизма государства.
Задачами данной работы являются:
1) дать понятие и определить основные черты, концепции государственной власти;
2) определить характерные признаки, структуру механизма государства;
3) проанализировать классификацию органов государства.
ВВЕДЕНИЕ……...…………..…………..………………………………………...3
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ……………………...………………………6
1.1 Понятие, свойства и методы осуществления государственной
власти………………………………………………………….…….….6
1.2 Концепции государственной власти………………...…………..…...10
2 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ
МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА……………………………………………….15
3 ОРГАН ГОСУДАРСТВА.……...…….…...………………………………...…20
3.1 Понятие, признаки и классификация органов государства………...20
3.2 Органы законодательной, исполнительной и судебной власти……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………...……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…29
2) единоначальные (министерства, правления, отделы)
Коллегиальными органами являются те, которые в коллегиальном порядке решают наиболее важные вопросы. Для них коллегиальность является основной формой работы.
Единоначальные органы значительную часть вопросов своей компетенции решают единоначально. Для них это основная форма работы.
Между
тем, следует подчеркнуть, что коллегиальных
и единоначальных органов в чистом
виде практически не существует, за
исключением комиссий. В коллегиальных
органах применяется
д) по способу образования органы государства также подразделяются на:
1) выборные
2) назначаемые
Выборные органы (например, парламент) создаются с участием народа. Назначаемые органы (например, Конституционный Суд Республики Беларусь) создаются вышестоящими государственными органами.
На механизм государства, классификацию
его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения
властей, в соответствии с которым создаются
законодательные, исполнительные и судебные
органы [4, с.158].
3.2
Органы законодательной,
исполнительной и судебной
власти
Законодательная власть- это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства и т.п. Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами[11, с.510].
В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» — собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.
Расцвет парламентаризма приходится на период становления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т. д. Все это получило свое обобщенное выражение в принципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возрастание роли правительства и снижение роли парламента.
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате[4, с.158].
Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент - Национальное собрание. Срок его полномочий - четыре года. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (ст.90) [10, с.23].
Согласно ст.97 Конституции, Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
Палата представителей рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента, даёт согласие Президенту на назначение Премьер- министра, заслушивает доклад Премьер- министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента; принимает решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Совет Республики (ст.98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.
Совет Республики даёт согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.
В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей.
Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст.101) [10, с.25-30].
Исполнительная власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства. Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство, а в странах с президентской формой правления - и Президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению административно- территориальных единиц [10, с.510].
В
унитарном государстве
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких.
Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации — министерства, ведомства, комиссии и т.д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства [4, с.160].
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство- Совет Министров - центральный орган государственного управления (ст.106).
Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.
Правительство руководит системой органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчёт о его исполнении; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Согласно ст.108 Правительство издаёт постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси.
Премьер-министр издаёт в пределах своей компетенции распоряжения [10, с.31-33].
В правовом государстве важное место в системе власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут отменять решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат Конституции и законам [11, с.510].
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.[4, с.161]
Знакомство с Конституцией Республики Беларусь позволяет утверждать, что Основной Закон закрепил конституционные основы судебно- правовой реформы.К ним прежде всего следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно- исследовательской и т.д.). В ст.112 Основного Закона подчёркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более.
Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией или законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.
В соответствии с Основным Законом в судебную систему республики включается и Конституционный Суд (ст.116). Шесть судей назначаются Президентом Беларуси. Шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституционный Суд призван обеспечивать соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно - правовым обязательствам республики. Рассмотрение споров о праве, дел о юридической ответственности не входит в его компетенцию. Это сфера деятельности обычных судов [11, с.513].
Таким
образом, в государственно- организованном
обществе для поддержания нормальной
его жизнедеятельности, решения
задач, стоящих перед государством,
необходимо функционирование различных
государственных органов и учреждений,
которые различаются между собой по функциям,
задачам, структуре, компетенции, сферам
деятельности. Все государственные органы
и учреждения, выполняя определенные задачи,
связаны между собой и являются «приводными
ремнями» общего механизма государства,
в котором все органы действуют согласованно,
в единой системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.
Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально- техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, организационных и т.д.