Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ механизма государства.
Задачами данной работы являются:
1) дать понятие и определить основные черты, концепции государственной власти;
2) определить характерные признаки, структуру механизма государства;
3) проанализировать классификацию органов государства.
ВВЕДЕНИЕ……...…………..…………..………………………………………...3
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ……………………...………………………6
1.1 Понятие, свойства и методы осуществления государственной
власти………………………………………………………….…….….6
1.2 Концепции государственной власти………………...…………..…...10
2 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ
МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА……………………………………………….15
3 ОРГАН ГОСУДАРСТВА.……...…….…...………………………………...…20
3.1 Понятие, признаки и классификация органов государства………...20
3.2 Органы законодательной, исполнительной и судебной власти……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………...……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…29
Идея, формулируемая Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего, определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание-гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель а, средство осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение свободы.
В основу советской концепции
государственной власти были
положены взгляды К. Маркса, Ф.
Энгельса и В. И. Ленина, которые
рассматривали механизм
Долгое
время теория разделения властей
рассматривалась советской
Государственная власть, реализуемая как единое целое (здесь и единая компетенция советов и их органов), с необходимостью приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в последнем всех функций государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской узурпации власти особым слоем людей. Сказанное не означает, что рассматриваемая концепция отрицает необходимость разделения труда, функций между различными органами государства. Но это именно «прозаическое деловое разделение труда» (Энгельс), которое приводит к формированию различных групп органов. Не случайно в этой связи соответствующие классификации подменяли основополагающую категорию государственной власти понятием государственного органа, и только при характеристике компетенции последнего возникала потребность в использовании категории «властные полномочия». Иными словами, власть трактовалась исключительно в структурно-функциональном плане, в аспекте разделения труда по ее осуществлению. Тем самым из всестороннего и углубленного научного анализа исключалась сама потребность в самостоятельном исследовании законодательной, исполнительной и судебной властей. Такая традиция имела место в дореволюционной России[7, с.319-320].
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств:
а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;
б)
исключает возможность
в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объём властных полномочий и т.д. [4, с.139].
Этот принцип находит поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь» [8, с.82].
И всё же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками, а то есть всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными и часто выходят из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). Так же, система соединения властей приводит к установлению и функционированию диктатуры и тиранического режима.
Принципы
разделения властей – это рациональная
организация государственной
Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами:
Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.
Во-вторых, данный принцип позволяет
решить сложнейшую проблему —
создать непрерывно
Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.[9, с.145].
В Конституции Республики Беларусь в ст. 6 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга [10, с.4].
Таким образом, государственная власть
есть концентрированное выражение воли
и силы, мощи государства, воплощенное
в государственных органах и учреждениях.
Она обеспечивает стабильность и порядок
в обществе, защищает его граждан от внутренних
и внешних посягательств путем использования
различных методов, в том числе государственного
принуждения и военной силы.
2
ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, СТРУКТУРА
И ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВА
Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного механизма. Понятия «механизм государства» и «аппарат государства» по своей основе совпадают. «Термин «механизм», - указывает профессор С.С.Алексеев, - лишь оттеняет целостность аппарата, его нацеленность на деятельность, на достижение известного результата». Правда, в юридической науке и учебной литературе существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями, а в понятие государственного механизма включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. При рассмотрении поставленного вопроса мы будем исходить из того, что механизм государства есть та реальная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Он является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальный каркас, из которого оно состоит [11, с.109].
Таким образом, механизм государства - это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [3, с.134].
Приведённое определение позволяет выделить следующие наиболее общие характерные свойства механизма государства.
Во-первых, механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Во-вторых, первичными структурными элементами механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных элементов механизма и превращение их в доминирующую силу само по себе является показателем кризиса политической власти, который нередко испытывают государства.
В-третьих, каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Поэтому выступая от собственного имени, он действует как орган государственного властвования.
В-четвёртых, для обеспечения властных велений государственный орган при необходимости имеет возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооружённые отряды людей, тюрьмы и др.).
В-пятых, механизм государства призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Последнее означает, что сфера властных полномочий государственных органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
Таким образом, анализ наиболее общих характерных свойств механизма государства свидетельствует, что при помощи механизма практически осуществляется государственная власть и выполняются задачи и функции государства, о чём было сказано в определении понятия «механизм государства» [11, с.110-111].
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. Это связано с тем, что аппарат государства как раз и создаётся для выполнения его функций, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Не случайно поэтому органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из социальных или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы аппарата государства, как органы и учреждения насилия, принуждения [3, с.135].
В различные эпохи развития цивилизованного общества механизм государства имел свои особенности, неодинаковую структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами: национальным составом населения и территориальными размерами государства; геополитическим положением и климатическими условиями, а также целым рядом других факторов.
История свидетельствует, что на ранних стадиях государственно-организованного общества державный механизм был слабо развит, а его органы структурно не были дифференцированы по составу и компетенции. Вплоть до начального этапа развития буржуазного государства основу его механизма составляли силовые ведомства, а также ведомства финансов и иностранных дел [12, с.158].
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь [13, с.112].
Структура механизма государства включает в себя:
а) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и
соподчиненности
при осуществлении своих
б) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
в) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);