Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ механизма государства.
Задачами данной работы являются:
1) дать понятие и определить основные черты, концепции государственной власти;
2) определить характерные признаки, структуру механизма государства;
3) проанализировать классификацию органов государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……...…………..…………..………………………………………...3
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ……………………...………………………6
1.1 Понятие, свойства и методы осуществления государственной
власти………………………………………………………….…….….6
1.2 Концепции государственной власти………………...…………..…...10
2 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ
МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА……………………………………………….15
3 ОРГАН ГОСУДАРСТВА.……...…….…...………………………………...…20
3.1 Понятие, признаки и классификация органов государства………...20
3.2 Органы законодательной, исполнительной и судебной власти……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………...……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

         г) государственные предприятия  – это такие подразделения  механизма государства, которые  тоже властными полномочиями (за  исключением их администрации)  не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

          д) государственных служащих(чиновников),специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.

          В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

          1) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.);

     2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

     3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

     4) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

          е) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

           Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

          Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективный характер            [11, с.113].

     Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны требуют постоянного внесения существенных поправок в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

          а) Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности.

          б) Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиции, обычаев.

           в) Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

           г) Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений.

            д) Принцип законности, правовых начал деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями.

            е) Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно.

          ж) В федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

          Чтобы эффективно действовал механизм государства, следует также учитывать принцип планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемирного учёта и обеспечения прав человека.

     Можно не сомневаться, что построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе вышеизложенных принципов окажет заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, будет способствовать углублению демократии и организованности в стране, улучшению благополучия населения                  [11, с.113-114].

     Таким образом, продвигаясь по пути социального  прогресса, человеческое общество создавало  такие механизмы государства, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Вследствие изменений, происходивших в общественной жизни, возникли новые и отмирали устаревшие культуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества, что и засвидетельствовала всемирная история государства и права. 
 

           
 
 

     3 ОРГАН ГОСУДАРСТВА 
 

     3.1 Понятие, признаки и классификация органов государства 
 

     Механизм  государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

     Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая, в соответствии с законом, собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующих единое целое [14, с.201].

     Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

       а) государственный орган является самостоятельным элементом механизма (аппарата) государства и образуется в установленном законом порядке. Иными словами, для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства).  

          б) для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией (совокупностью прав и обязанностей). В соответствии со своей компетенцией орган издаёт обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные, например, персонально определённым гражданам или должностным лицам.

     Исходя  из предмета ведения государственный  орган выполняет свойственные только ему задачи и функции, например, принцип  «разрешено всё, что не запрещено» не относится к деятельности государственных органов. Он действует в сфере имущественных отношений граждан, юридических лиц.

           в) государственный орган характеризуется определённой структурой, располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции [11, с.114].

           г) орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.

          Положения, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

     Служащие  непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату согласно занимаемой должности [4, с.137].

     Органы  государства тесно взаимодействуют  между собой, образуя тем самым  единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных интересов личности, охрана суверенитета и территориальной целостности государства [11, с.116].

     Раскрытие понятия, признаков органа государства позволяет сделать практический вывод о том, что государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию. Впрочем, совершенно правы исследователи А.Б.Венгеров, Л.А.Морозова и Т.Н.Клепцов, которые считают, что «не обязательно и создание отдельного государственного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена…Напротив, недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами» [15,с.160].

         Органы государства классифицируются по различным основаниям:

         а) по способу возникновения они подразделяются на:

         1) первичные

         2) производные

         Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

         Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.

         б) по объему властных полномочий органы государства классифицируются на:

         1) высшие

         2) местные

         Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства.

     Местные органы государства функционируют  в административно-территориальных  единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

          в) по широте компетенции выделяются органы государства:

          1) общей компетенции

          2) специальной компетенции

     Органы  общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

     Органы  специальной (отраслевой) компетенции  специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции, отделы исполкомов)         [4, с. 157- 158].

     г) по способу осуществления своих полномочий различают:

     1) коллегиальные (парламент, Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы)

Информация о работе Механизм государства