Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:10, доклад
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде-рации, феде-ральными законами, конституциями, уставами субъ-ектов РФ для непосредст-венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави-тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол-нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол-нительной власти субъектов РФ);
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио-нирования указанного в преды-дущем пункте вида государствен-ных органов (Администрация Президента, ап-параты палат фе-дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга-нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот-ренных ви-дов, представляется обоснованным именовать первич-ными органами, ко вто-рому - вторичными, производными от первых.
На основе принципа разделения властей государственные орга-ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
По действию в пространстве государственные органы подраз-деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.
При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят-ся к фе-деральным органам.
По длительности действия государственные органы делятся на постоян-ные и временные. Абсолютное большинство государст-венных органов Россий-ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу-циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха-рак-тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек-тива государственных служащих. Например, Федеральное Со-брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во-площаться в одном лице, занимающем государственную долж-ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене-ральный прокурор РФ.
Своего
рода обобщающим основанием классификации
государственных органов
Исследование
различных видов
В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза-тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.:Юрайт, 1997 С. 65.
Ретроспективный
взгляд на условия и реалии существования
СССР и республик в его составе
позволяет сделать вывод о
том, что речь об ответствен-ности государственных
органов можно вести лишь применительно
к органам исполнительной власти. Советы
народных комиссаров и сами народные комис-сары
в соответствии с первыми советскими конституциями
несли ответствен-ность перед представительными
органами государственной власти - съездами
Советов и ЦИК, например, по Конституции
(Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному
Закону - Конституции БССР 1927 г.). В этот
период даже суще-ствовала практика привлечения
к кол-лективной судебной ответственности
ра-ботников губисполкома, наркомов и
других должностных лиц органов испол-нительной
власти. Однако с укреплением власти исполнительных
органов, пре-вращением их в "высшие
исполнительно-распоряди-
Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво-дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы-делялся особый ее вид - конституционная ответственность или ответствен-ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле-тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88..
Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую-щей сис-темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион-ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе-чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4. С. 96.
2. Теория разделения властей и иные
принципы организации и деятельности
механизма российского государства
Принципы,
о которых здесь идет речь, - это
законодательные отправные
В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу-альными законами прин-цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра-вия сторон, на закреплен-ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий-ской Федера-ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель-ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за-конами, независимо от федераль-ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин-ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи-руя их примени-тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.
К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулиро-ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде-ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про-ку-ратуре Российской Федерации» и др.).
Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор-ганизации и деятельности механизма государства:
Ш разделение властей;
Ш народовластие;
Ш гуманизм;
Ш федерализм;
Ш разделение властей;
Ш за-конность.
Принцип разделения властей, согласно которому государствен-ная власть осуществляется на основе разделения на законода-тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само-стоятельность органов, относящихся к различ-ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха-низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно-мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от-меча-лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип народовластия проявляется в демократической орга-низации го-сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени-тета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонацио-нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не-посредственно (например, выборы президента и представитель-ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий-ского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государ-ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль-ных потребностей личнос-ти, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос-новах кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-занность государства». Это конституционное требование обра-щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст-венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно-часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги-стральный путь развития России.
Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе-дерация состоит из равноправ-ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде-рального значения, авто-номные области, автономные округа. Во взаимоотно-шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера-ции равноправны между собой.
Согласно
статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
осуществляется настоящей Конституцией,
федеративными и иными
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон-ституции РФ органы государ-ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Применительно
к организации и деятельности
механизма Российского
Рассмотренные общие конституционные принципы органи-зации и дея-тельности механизма государства получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци-пов, закрепляемых в федеральных за-конах. Комплексное выраже-ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу-дарственной службы Российской Федерации».
Наряду с подтверждением конституционного принципа раз-деления зако-нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:
Ш верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных за-конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны-ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
Ш приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средствен-ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
Ш равный доступ граждан к государственной службе в соответ-ствии со способностями и профессиональной подготовкой;
Ш обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково-дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст-ва Российской Федерации;
Ш профессионализм и компетентность госслужащих;
Ш гласность в осуществлении государственной службы;
Ш ответственность служащих за принимаемые решения, неис-полне-ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно-стей;
Ш внепартийность государственной службы; отделение рели-гиозных объединений от государства;
Ш и некоторые другие.
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета-ние коллеги-альности и единоначалия, экономичность государст-венной службы. Выполне-ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Информация о работе Механизм государства: понятие и структура