Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:10, доклад
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
Обобщение
всех анализируемых признаков
Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со-ставляющих:
1) структурную - совокупность определенных органов;
2) функциональную - совокупность определенных функций, для реали-за-ции которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов;
3) инструментальную - совокупность определенных полномочий, спосо-бов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;
4) правовую - совокупность определенных правовых норм, опреде-ляю-щих структурную организацию государственных органов, а также их полномо-чия, методы и формы реализации функций государства.
Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зави-си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.
Механизм государства - это система государственных органов с их пол-номочиями, формами и методами воздействия на общественные процес-сы, а также способами реализации задач и функций государства Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 56..
Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую поли-тические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспе-чивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, кото-рая обеспечивает реальность этой силы.
Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние эко-номического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую-щими свойствами.
1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет.
2.
Образующие его
3.
Каждый орган обладает
4.
Обязательно наличие
Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государ-ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу-дарственного аппарата.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, представ-ляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В
структуру механизма
Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по вы-полнению функций государства в различных сферах: экономической, социаль-ной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государствен-ные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйст-венной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетво-рения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Государственный аппарат специально предназначается для осуществле-ния государственной власти, на его структуру и принципы формирования ока-зывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политиче-ского, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования го-сударственного аппарата, появления новых органов государства.
В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов:
а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы госу-дарственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив-ную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль-ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высо-кая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.
В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуата-торских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был тех-нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 66.
Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа-ев определяю-щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он - ис-тинное лицо государства, необ-ходимая предпосылка эффективности работы всего государ-ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство-вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.
Макс Вебер, чьи работы в области государственного упра-вления счита-ются классическими, сформулировал следую-щие принципы рациональной бю-рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда-емой сис-темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающей-ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко уста-навливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно опреде-ленных методов и приемов ре-шения стоящих перед чиновником задач Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996. С. 77.
3. Орган государства: понятие, признаки и
классификация
Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес-кими признаками.
Государственный
орган наделен властными
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
Ш порядок формирования и деятельности органа, его струк-тура и компе-тенция (права и обязанности) закрепляются норма-ми права;
Ш орган государства наделен правом издания юриди-ческих актов, со-держащих обязательные общие и индивидуаль-ные правовые пред-писания;
Ш установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре-менно с тем охраняемы-ми от нарушений возможностью примене-ния принудительной силы государства;
Ш государственный орган опирается на мате-риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож-ности распоряжаться опреде-ленной частью средств из государст-венного бюджета.
В
категории государственно-
Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан-ных элементов, образующих понятие государствен-но-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями - важнейший признак государственного органа.
Государственный орган обладает определенной экономи-ческой и органи-зационной обособленностью и самостоятель-ностью.
Каждый
государственный орган
Для
осуществления функций
Представление о государственном органе было бы непол-ным без указа-ния на то, что его физическим воплощением явля-ются люди, из которых со-стоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова-ние государственной влас-ти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра-жение, простое название» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287..
Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга-низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи-зическом воплощении органа государст-ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.
Согласно Федеральному закону «Об основах государствен-ной службы Российской Федерации»Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990., государственным служа-щим является гражданин Рос-сийской Федерации, исполняю-щий в порядке, установленном Федеральным за-коном, обязан-ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе-дерального бюд-жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти-туцией Россий-ской Федерации, признаются настоящим Феде-ральным законом государствен-ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).
Рассмотренные признаки в своей совокупности и органичес-кой взаимо-связи раскрывают понятие органа государства, позво-ляют сформулировать его определение. Орган государства - это юридически оформленная, организаци-онно и хозяйственно обособ-ленная часть государственного механизма, состоя-щая из государ-ственных служащих, наделенная государственно-властными пол-номочиями и необходимыми материальными средствами для осу-ществле-ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Разделение
труда между государственными органами
происходит вслед-ствие многообразия
решаемых социально-политических, экономических
и про-чих задач происходит в рамках единой
государственной власти и закрепляется
организационно-технически в компетенции.
Следовательно, одностороннее ос-лабление
или законодательной, или исполнительно-
Разносторонность и многосложность деятельности государст-венного ме-ханизма обусловливает значительное число его Орга-нов. По различным научно обоснованным критериям они класси-фицируются на соответствующие виды.
Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:
Информация о работе Механизм государства: понятие и структура