Механизм государства как целостная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выяснение места и роли механизма государства в обществе. Изучение проблематики деятельности механизма и аппарата государства, эффективность его функционирования в условиях становления демократического правового государства позволяет более предметно анализировать новые для отечественной науки, но чрезвычайно актуальные и сложные вопросы его реформирования кадрового обеспечения, прохождения государственной службы, бюрократии и т.д.
Цель исследования конкретизирована в комплексе научно-исследовательских задач:
1. Раскрыть понятие механизма государства, государственного органа, определить соотношение со смежным понятием «государственный аппарат».
2. Выяснить основные принципы организации и деятельности механизма государства.
3. Проанализировать различные критерии классификации государственных органов.
4. Рассмотреть структуру государственного аппарата современного российского государства.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента Российской Федерации, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

4.4 Судебная власть

Судебная власть – одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть имеет следующие особенности: она осуществляется исключительно судом; объектом ее воздействия является система общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора; равноправие сторон в судебном процессе.

Организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необходимо выработать критерии, которым должен соответствовать судья.

Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или ноги) объективно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые дефекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические болезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наделение данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на повестку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть, Указа Президента Российской Федерации) о проверке кандидата в судьи на наличие компрометирующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не потребуется изменения действующей Конституции Российской Федерации, так как в ее ст. 119 предусмотрена возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации.32

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».33

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

4.5 Прокуратура Российской Федерации.

Прокуратура РФ, как определено в Конституции Российской Федерации, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Статья 129 Конституции Российской Федерации посвящена прокуратуре Российской  Федерации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.34 Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.35

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.36 Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, механизм современного Российского государства – это закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Принципы организации и деятельности государственного механизма – это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.

К общим конституционным принципам организации и деятельности механизма современного Российского государства относятся: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в России – это обособленная и специфическая форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Правительство Российской Федерации самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Таким образом, в России создается «полицентричная» система исполнительной власти.

Государственные органы играют немаловажную роль в слаженной работе механизма государства. Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993г.
  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 //Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.11.1995г. – № 47. – Ст. 4472.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ г. Москва «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03.06.1996. – № 23. – Ст. 2750.

  1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г. − №1 − Ст. 1.
  2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 3.03. 1997г. − №9. −  Ст.1011.
  3. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. − №51 − Ст. 5712.
  4. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание  законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г. − №7 − Ст. 878.
  5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) //Российская газета − Федеральный выпуск №2974 от 15 июня 2002 г.
  6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета − Федеральный выпуск №2995 от 13 июля 2002 г.
  7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета − Федеральный выпуск №6053 от 10 апреля 2013 г.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П // Российская газета − Федеральный выпуск №3466 от 28 апреля 2004 г.
  9. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. №1-П // Российская газета. – Федеральный выпуск №4285 от 2 февраля 2007 г.

Специальная литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с. 
  2. Байтин М.И. Понятие механизма современного Российского государства // Правоведение. 1996. №3. С. 4-15.
  3. Братановский С. Н. Теория государства и права. Издательство: ЮНИТИ, 2013. – 215 с.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) – М.: Фонд «Правовая культура», 1996. – 552 с.
  5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Спарк», 1998. – 448 с.
  6. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2005. – 304 с.
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. М: Проспект. 2010. – 640 с.
  8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
  9. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / – 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. академика Кутафина О.Е. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с.
  10. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. − М.: Норма, 2004. − 832 с.
  11. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. − Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 с.
  12. Скуратов Ю. «Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой» // Российская юстиция. 1999. №3.
  13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
  14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. − М.: Юристъ, 2003. − 592 с.
  15. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. − 2-е изд., изм. и доп. − М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА−ИНФРА), 2002. –   616 с.
  16. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001. – 126 с.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384 с.   
  18. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 384 с.

Информация о работе Механизм государства как целостная система