Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 18:22, курсовая работа
Целью исследования является выяснение места и роли механизма государства в обществе. Изучение проблематики деятельности механизма и аппарата государства, эффективность его функционирования в условиях становления демократического правового государства позволяет более предметно анализировать новые для отечественной науки, но чрезвычайно актуальные и сложные вопросы его реформирования кадрового обеспечения, прохождения государственной службы, бюрократии и т.д.
Цель исследования конкретизирована в комплексе научно-исследовательских задач:
1. Раскрыть понятие механизма государства, государственного органа, определить соотношение со смежным понятием «государственный аппарат».
2. Выяснить основные принципы организации и деятельности механизма государства.
3. Проанализировать различные критерии классификации государственных органов.
4. Рассмотреть структуру государственного аппарата современного российского государства.
ВВЕДЕНИЕ
Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается в управлении. Управление обществом есть процесс организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, культурную. Его целью является создание максимально благоприятных условий для удовлетворения потребностей отдельно взятого человека и эффективного функционирования общества в целом. Управляющее воздействие осуществляется как государственными, так и негосударственными органами политического, экономического, культурного характера, например политическими партиями, политическими лидерами, профессиональными объединениями, творческими союзами и т. д.
Однако наибольшим организационным потенциалом управленческого воздействия, способным оказать влияние практически на все сферы общества, обладает государство благодаря наличию системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Вместе взятые органы государства, а также занятые в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и составляют его механизм. Благодаря ему государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.
Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И.Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
В советский и современный периоды отдельные вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, В.Е. Чиркин, и др.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выяснение места и роли механизма государства в обществе. Изучение проблематики деятельности механизма и аппарата государства, эффективность его функционирования в условиях становления демократического правового государства позволяет более предметно анализировать новые для отечественной науки, но чрезвычайно актуальные и сложные вопросы его реформирования кадрового обеспечения, прохождения государственной службы, бюрократии и т.д.
Цель исследования конкретизирована в комплексе научно-исследовательских задач:
Предметом исследования является механизм государства как целостная система.
Объектом исследования являются признаки и особенности механизма государства, определение его роли в процессе реформирования общества, экономики и государства; выяснение признаков, особенностей государственного органа; принципов организации и деятельности механизма государства.
Методологической
основой исследования
Системный метод применялся, в частности, при анализе понятий «государственный орган», «государственный аппарат», «механизм государства» и состоял в привлечении категориального аппарата теории систем.
Актуальность темы исследования заключается в значении, которое придается механизму государства в государственном строительстве в условиях развития демократического, социального, правового государства, признаками которой является приоритет прав и свобод человека и гражданина, подчиненность интересов государства интересам человека и общества, социально ориентированная рыночная экономика, политический и экономический плюрализм, демократия и справедливость.
Структура и объем работы. Согласно цели, задач, объекта и предмета исследования курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
1. Механизм государства.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Двигаясь по пути прогресса, общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное многообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные черты, характерные для большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства − это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Хропанюк В.Н. выделяет следующие наиболее общие характерные признаки механизма государства:
Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Во-вторых,
механизм государства является
сложной системой органов и
учреждений, которые находятся в
тесной взаимосвязи при
В-третьих,
функции всех звеньев
В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.1
Наряду
с указанными признаками О.Ф.
1.1 Становление и особенности
механизма государства в
На
различных ступенях развития
общества механизм государства
имел свои особенности, своеобразную
структуру. Это объясняется
Уже
в древневосточных и античных
европейских странах механизм
государства имел довольно
Сенат − один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важных вопросов общественной жизни. В сфере законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, принятых собранием центурионов и трибут. Сенат также мог издавать и общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности. В финансовой сфере сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с другими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, заключал мирные соглашения. Сенат обладал важными полномочиями в сфере военного строительства: он устанавливал количество призывников в армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял средства на ведение войны, объявлял чрезвычайное положение, наделялся и другими полномочиями.
Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важные управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, привлеченных магистратом к тяжкому наказанию.
Магистраты
выполняли управленческие
Механизм
феодального (средневекового) государства
переживал значительные
В ХVII-XVIII вв., особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года осуществляется Конгрессом, который состоял из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд, создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.
Во
Франции появляются новые
В результате изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом.
1.2 Понятие и структура механизма государства.
«В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс, нацеленный на построение бесклассового коммунистического общества. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества».3
Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие «механизм государства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Он позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы.4
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Признаки механизма государства:
1) наличие
системы государственных
2) сложная структура;
3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
4) решение
задач по обеспечению
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
Информация о работе Механизм государства как целостная система