Механизм государства как целостная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выяснение места и роли механизма государства в обществе. Изучение проблематики деятельности механизма и аппарата государства, эффективность его функционирования в условиях становления демократического правового государства позволяет более предметно анализировать новые для отечественной науки, но чрезвычайно актуальные и сложные вопросы его реформирования кадрового обеспечения, прохождения государственной службы, бюрократии и т.д.
Цель исследования конкретизирована в комплексе научно-исследовательских задач:
1. Раскрыть понятие механизма государства, государственного органа, определить соотношение со смежным понятием «государственный аппарат».
2. Выяснить основные принципы организации и деятельности механизма государства.
3. Проанализировать различные критерии классификации государственных органов.
4. Рассмотреть структуру государственного аппарата современного российского государства.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Любая сложная социальная система, каковой является и общество, нуждается в управлении. Управление обществом есть процесс организованного воздействия на различные стороны жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, культурную. Его целью является создание максимально благоприятных условий для удовлетворения потребностей отдельно взятого человека и эффективного функционирования общества в целом. Управляющее воздействие осуществляется как государственными, так и негосударственными органами политического, экономического, культурного характера, например политическими партиями, политическими лидерами, профессиональными объединениями, творческими союзами и т. д.

Однако наибольшим организационным потенциалом управленческого воздействия, способным оказать влияние практически на все сферы общества, обладает государство благодаря наличию системы специальных органов учреждений и предприятий, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Вместе взятые органы государства, а также занятые в них государственные служащие осуществляют цели, задачи, функции государства и составляют его механизм. Благодаря ему государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.

Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И.Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.

В советский и современный периоды отдельные вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, В.Е. Чиркин, и др.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выяснение места и роли механизма государства в обществе. Изучение проблематики деятельности механизма и аппарата государства, эффективность его функционирования в условиях становления демократического правового государства позволяет более предметно анализировать новые для отечественной науки, но чрезвычайно актуальные и сложные вопросы его реформирования кадрового обеспечения, прохождения государственной службы, бюрократии и т.д.

 Цель исследования конкретизирована в комплексе научно-исследовательских задач:

  1. Раскрыть понятие механизма государства, государственного органа, определить соотношение со смежным понятием «государственный аппарат».
  2. Выяснить основные принципы организации и деятельности механизма государства.
  3. Проанализировать различные критерии классификации государственных органов.
  4. Рассмотреть структуру государственного аппарата современного российского государства.

Предметом исследования является механизм государства как целостная система.

 Объектом исследования являются признаки и особенности механизма государства, определение его роли в процессе реформирования общества, экономики и государства; выяснение признаков, особенностей государственного органа; принципов организации и деятельности механизма государства.

 Методологической  основой исследования механизма  государства стало комплексное  сочетание общенаучных и специальных методов.Проведен анализ характеристик механизма государства как системы государственных организаций, особенностей структуры, синтез характерных особенностей государственного органа как основного звена государственного аппарата. Исторический и сравнительный методы использовались при исследовании возникновения и становления механизма государства в различные исторические периоды.

 Системный  метод применялся, в частности, при анализе понятий «государственный орган», «государственный аппарат», «механизм государства» и состоял в привлечении категориального аппарата теории систем.

Актуальность темы исследования заключается в значении, которое придается механизму государства в государственном строительстве в условиях развития демократического, социального, правового государства, признаками которой является приоритет прав и свобод человека и гражданина, подчиненность интересов государства интересам человека и общества, социально ориентированная рыночная экономика, политический и экономический плюрализм, демократия и справедливость.

Структура и объем работы. Согласно цели, задач, объекта и предмета исследования курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Механизм государства.

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Двигаясь по пути прогресса, общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное многообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные черты, характерные для большинства государств прошлого и современности.

 Механизм  государства − это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Хропанюк В.Н. выделяет следующие наиболее общие характерные признаки механизма государства:

 Во-первых, механизм государства состоит  из людей, специально занимающихся  управлением (законотворчеством, исполнением  законов, их охраной от нарушений).

 Во-вторых, механизм государства является  сложной системой органов и  учреждений, которые находятся в  тесной взаимосвязи при осуществлении  своих непосредственных властных  функций.

 В-третьих, функции всех звеньев государственного  аппарата обеспечиваются организационными  и финансовыми средствами, а в  необходимых случаях и принудительной  силой.

 В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.1

 Наряду  с указанными признаками О.Ф.Скакун  выделяет еще и такие качества  как:

  • единственная бюджетная, денежная, банковская системы, государственная собственность, которые составляют ее организационно-экономическую основу;
  • целостная система внутренне организованных элементов, которая имеет единые принципы построения и единые задачи и цели деятельности.2

1.1 Становление и особенности  механизма государства в разные  исторические эпохи.

 На  различных ступенях развития  общества механизм государства  имел свои особенности, своеобразную  структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным  составом населения государства, размерами территории, географическим  положением и другими факторами.

 Уже  в древневосточных и античных  европейских странах механизм  государства имел довольно стройную  систему. Он состоял из главы  государства (монарх или коллегиальный  орган), центральных учреждений, должностных  лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. На примере Римской республики можно подробно рассмотреть основные органы государственной власти, которыми являлись сенат, народное собрание, магистраты.

 Сенат  − один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важных вопросов общественной жизни. В сфере законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, принятых собранием центурионов и трибут. Сенат также мог издавать и общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности. В финансовой сфере сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с другими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, заключал мирные соглашения. Сенат обладал важными полномочиями в сфере военного строительства: он устанавливал количество призывников в армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял средства на ведение войны, объявлял чрезвычайное положение, наделялся и другими полномочиями.

 Народные  собрания (комиции) осуществляли высшие  законодательные и важные управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, привлеченных магистратом к тяжкому наказанию.

 Магистраты  выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть  любой римский гражданин, но фактически  их должности заменялись крупными  землевладельцами. Магистраты избирались  на один год, причем на конкретную  должность (кроме диктатора) избиралось  несколько человек, однако распоряжение  отдавал каждый магистрат самостоятельно. По выполнению своих должностных обязанностей магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные функции магистратов сводились к следующим функциям: верховному командованию войском, заключению перемирий и т.д.

 Механизм  феодального (средневекового) государства  переживал значительные изменения  в зависимости от основных  этапов развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной  монархии. В период раннефеодальной  монархии аппарат государства  имел несложную структуру. Он  состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков налогов. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.

 В  ХVII-XVIII вв., особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года осуществляется Конгрессом, который состоял из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд, создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

 Во  Франции появляются новые элементы  государственного механизма: Национальный  конвент, Директория, Консульство при  Наполеоне, Парижская коммуна и  другие.

В результате изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом.

1.2 Понятие и структура механизма государства.

«В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс, нацеленный на построение бесклассового коммунистического общества. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества».3

Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие «механизм государства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Он позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы.4

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства:

1) наличие  системы государственных органов, которая базируется на принципе  разделения властей в организации  и деятельности государственного  аппарата;

2)   сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение  задач по обеспечению управления  государством и выполнению государственных  функций.5

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

  1. государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
  • органы представительной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • судебные органы;
  • контрольно-надзорные органы.
  1. государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

Информация о работе Механизм государства как целостная система