Механизм государства как целостная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выяснение места и роли механизма государства в обществе. Изучение проблематики деятельности механизма и аппарата государства, эффективность его функционирования в условиях становления демократического правового государства позволяет более предметно анализировать новые для отечественной науки, но чрезвычайно актуальные и сложные вопросы его реформирования кадрового обеспечения, прохождения государственной службы, бюрократии и т.д.
Цель исследования конкретизирована в комплексе научно-исследовательских задач:
1. Раскрыть понятие механизма государства, государственного органа, определить соотношение со смежным понятием «государственный аппарат».
2. Выяснить основные принципы организации и деятельности механизма государства.
3. Проанализировать различные критерии классификации государственных органов.
4. Рассмотреть структуру государственного аппарата современного российского государства.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

1) государственные  учреждения и организации, осуществляющие  организационно-распорядительные и  социально-культурные функции в  областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные  предприятия и организации, сформированные  для производства разной продукции, а также для оказания услуг  населению страны;

3) государственные  гражданские служащие – те  лица, которые профессионально занимаются  управлением государства, поэтому  занимают назначенную государственную  должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии  с научно-техническим уровнем  действительное функционирование  механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1. Законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2. Исполнительная – та власть, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3. Судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

1.3 Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат».

В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. «Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства».6 Отдельные авторы считают понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры. Другие в аппарат государства включают только те структурные подразделения, которые обслуживают деятельность государственных органов.7

Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  • Разделение властей.
  • Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
  • Высокий профессионализм и компетентность.
  • Законность.
  • Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от организации государственной власти (в тоталитарных социалистических странах отрицается разделение властей), во-вторых, от политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), в-третьих, от деления на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия (например, парламент, судьи), и от деления на органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства Российской Федерации, канцелярии судов, эксперты — советники министерств).

2. Понятие и признаки государственного  органа.

Большое значение для науки конституционного права имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату, так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки:

1. Орган  государственной власти — это  в традиционном понимании, как  правило, организация, коллектив, объединенный  общностью целей и родом деятельности, ибо организация − это прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган  государственной власти наделен  частью единого фонда государственной  собственности. Материальные средства  выделяются ему для реализации  конкретных функций. Он имеет  свою смету, фонд заработной платы, помещение, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган  государственной власти отличают  государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от  имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять  творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий  является его компетенция, т. е. закрепленные  в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени  государства и издавать обязательные  веления.

4. Государственно-властные  полномочия реализуются присущими  только конкретному органу власти  методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо  выражаются его созидательная  роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на  современном этапе не может  отказаться и от принуждения, применяемого после того, как  исчерпаны иные методы.

5. Орган  государственной власти отличается своей структурой, соподчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.8

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента Российской Федерации, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти.

На основании изложенного,  орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).9

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

  1. через них народ осуществляет свою власть;
  2. они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
  3. они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку являются частью государственного аппарата;
  4. они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач Конституции. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, «недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования».10

Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, отметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

В действующей Конституции Российской Федерации общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суде (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).11

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды. Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции Российской Федерации («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7).12

В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты Российской Федерации устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах Российской Федерации, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

Информация о работе Механизм государства как целостная система