Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:29, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу Конституции Соединенных Штатов Америки 1787г.";
2. Сказать об актуальности тематики «Конституция Соединенных Штатов Америки 1787г.»;
3. Обозначить структуру органов государственной власти и государственного управления по конституции США 1787г.; 4. Обозначить тенденции развития тематики "Конституция Соединенных Штатов Америки 1787г.";
Введение……………………………………………………………………...4
1. История создания и ратификации………………………………….....6
1.1. Конституционный конвент в Филадельфии…………………………...6
1.2.Ратификация……………………………………………………………...9
2. Источники конституции США……………………………………….11
3. Структура конституции……………………………………………….14
3.1.Преамбула………………………………………………………………14
3.2. Статьи Конституции США……………………………………………15
4. Особенности Конституции США …………………………………....20
5. Влияние конституции США на последующие документы……….29
5.1. Первые статьи Конституции……………………………………….....29
5.2. Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права…………………………………………………………...38
5.3. Статьи американской Конституции и создание американских нормативных актов………………………………………………………....41
Заключение…………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………..51
Монархическая идея не получила широкой поддержки на конвенте. Он склонился к наделению "единой и неделимой" исполнительной властью президента США, переизбираемого каждые четыре года (Мэдисон и Рандольф предлагали избирать президента на 7 лет, Элсворт и Уильямсон – на 6, Джерри – на срок от 10 до 20 лет, Вильсон, Пинкни, Бедфорд – на 3 года).
Четыре года были компромиссным сроком, значительно превышавшим срок полномочий губернаторов штатов. При определении полномочий президента формула "неделимой" исполнительной власти была урезана после того, как за сенатом было закреплено право давать "совет и согласие" президенту по вопросам формирования невыборного государственного аппарата, Верховного суда, а также право утверждать международные договоры.
Тем не менее власть президента в глазах многих американцев была неимоверно велика, а критики даже нарекли ее "выборной монархией", поскольку, согласно широко распространенным понятиям того времени, монархия означала не только институт наследственного правления, но и сосредоточение полноты исполнительной власти в одних руках. Критики подкрепляли свою аргументацию и тем, что переизбрание в должности президента не было ограничено, и формально один человек, если избиратели раз в четыре года давали на это согласие, мог занимать пост главы государства всю жизнь.
Наконец, кроме исполнительной власти президент был наделен очень большими законодательными правами. Кроме возможности издания президентских указов он, в отличие от губернаторов штатов, получил весомое право отлагательного вето в отношении решений законодательного органа. Чтобы преодолеть президентское вето, соответствующей палате при повторном обсуждении необходимо было собрать не менее двух третей голосов. Как показал американский опыт, преодоление президентского вето крайне затруднительно (оно происходит примерно в 1 случае из 10).
Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием.
Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. (В настоящее время Президент избирается в коллегии выборщиков, общее число которых равно общему числу депутатов Палаты представителей и сенаторов и плюс три представителя от округа Колумбия).
До 1913 г. и Сенат – верхняя палата Конгресса – состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.
В настоящее время один депутат представляет примерно 540 тыс. жителей. Выборы членов обеих палат проходят по униноминальной мажоритарной системе в один тур в избирательных округах, устанавливаемых легислатурами штатов.
5.2. Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права
Особенности англосаксонского права
Источник (форма) права – способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле – это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле – это способ закрепления и существования норм права.
Состав и система источников права, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской и т.д.).
Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности.
В Англии, начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права, а вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу.
Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – так называемое общее право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров – казусов.
Одновременно существует и статутное право – система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но известные аксиомы англосаксонского права: "право только там, где есть судебная защита", "закон – это то, что о нем говорят судьи", "если нет прецедента – право молчит". Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.
Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонской правовой системе носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов – дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.
Англосаксонская правовая семья до сих пор является одной из наиболее распространенных в мире. Ею охватывается территория таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Почти третья часть населения Земного шара в настоящее время живет по принципам, изначально заложенным в данную правовую семью и, в особенности, в ее ядро английское право.
Англосаксонскую правовую семью зачастую называют еще семьей общего права (common law). От других правовых семей она отличается, в первую очередь тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент.
Согласно существующим правилам, суд при решении любого правового вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Однако фактически в процессе выбора соответствующего прецедента, его толкования, принятия или непринятия под предлогом значительного отличия обстоятельств вновь рассматриваемого дела от ранее рассмотренного и ставшего прецедентом, суд в целом и отдельные судьи обладают значительной свободой. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право.
Следует отметить, что признание прецедента имеет место и за пределами англосаксонского права. Так, например, в Швейцарии судья не имеет права отказать в исковых требованиях только на том основании, что отсутствует соответствующий источник права, он "должен принять решение, как если б данный источник существовал, и судья им руководствовался". Однако при этом такое решение не претендует на роль основного источника права, в отличие от решения суда страны, где существует англосаксонская система права.
Таким образом, основная особенность англосаксонской правовой семьи в том, что основным источником права является нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. Вторым источником права являются статуты – законы, принятые парламентом. В странах англосаксонской правовой семьи как правило нет писанной конституции. Кроме того, там нет четкого деления на публичное и частное право.
Работать во имя прогресса и установления господства права -- по-прежнему дело всех юристов, но в этой общей деятельности в современную эпоху ведущая роль принадлежит законодателю.
Закон в силу самой строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного решения его точность и ясность. Но на верхней ступени в романо-германской системе стоят конституции или конституционные законы.
Так же, как Конституция остается основным законом США, где система права – англосаксонская. В последнее время там предпринимаются все более удачные попытки систематизации нормативных актов, все большая часть законов приобретает федеральный масштаб.
Сегодня в США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.
Одним словом, к достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке, а к недостаткам – несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточную определенность.
5.3. Статьи американской
Конституции и создание
Конституция США – трудноизменяемый акт, но все же за более чем 200-летний период своего существования он проделал заметную и значительную эволюцию. Эта эволюция коснулась главным образом трех направлений – улучшения функционирования центральных органов государственной власти, развития избирательного права и развития прав граждан. Первая линия прослеживается из содержания пяти поправок: XII (1804 г.) – о выборах Президента США; XVII (1913 г.) – о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 г.) – о вступлении в должность Президента страны; XXII (1951 г.) – о том, что мандат Президента может быть возобновлен только один раз, и XXV (1967 г.) – о замещении Президента и Вице-президента.
Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права, предоставляя такое право, или исключая из избирательного корпуса какие-либо категории граждан.
Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV (1870 г.), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX (1920 г.), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII (1963 г.), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия, и, наконец, XXIV (1964 г.), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. Иными словами, XXIV поправка упразднила имущественный ценз, существовавший на определенной части страны, а в 1971 г. XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.
Конституция 1787 года заложила и механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.
При всем том, что препарирование федералистами концепции разделения властей носило в целом умеренно-консервативный характер, оно включило и важную либеральную черту, благодаря которой было создано мощное и непреходящее по значению препятствие для возникновения тирании. Это и придало американской схеме разделения властей оригинальность: учредители конституции положили в основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов государственной власти – конгресса, президента и Верховного суда – свой собственный, американский вариант разделения властей, трансформированный впоследствии в систему "сдержек и противовесов". Система "сдержек и противовесов" означала, что ветви власти были не просто разделены, но они сдерживали и контролировали друг друга.
Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Известны три вида этого института. Прежде всего, если проект, принятый Конгрессом, не удовлетворяет Президента, то он возвращается обратно в парламент с изложением мотивов такого шага. На практике нередко случается, что Президент обращается к населению страны через средства массовой информации для объяснения своего решения. Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате, что является весьма значительном барьером. С 1789 г. такое преодоление встречалось только в 6% случаев.
Конституция предоставляет Президенту и десятидневный срок для подписания законопроекта. Если в течение этого срока Конгресс прекращает работу и уходит на каникулы, то десятидневный срок не пролонгируется. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения такого, так называемого "карманного вето".
Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Впрочем, для принятия Конгрессом поправок (точнее, предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах, именно столько необходимо для преодоления вето Президента.
До 9 апреля 1996 г многие Президенты настаивали на введении такого вето, которое позволило бы отклонять некоторые положения, а не весь законопроект, наконец, был принят закон, введший выборочное вето, ранее существовавшее в 43 из 50 штатов и находившееся в распоряжении их губернаторов.
Несомненно, систематическое использование Президентом своего права вето в отношении различных категорий актов может повлиять значительным образом на законодательную деятельность Конгресса. Вторым важным юридическим средством воздействия на Конгресс являются послания Президента. Посредством этих посланий Президент может косвенно направлять работу Конгресса, они также предназначены для ориентирования общественного мнения страны в отношении политики исполнительной власти.
Информация о работе Конституция США. Структура. Особенности. Значение