Конституция США. Структура. Особенности. Значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу Конституции Соединенных Штатов Америки 1787г.";
2. Сказать об актуальности тематики «Конституция Соединенных Штатов Америки 1787г.»;
3. Обозначить структуру органов государственной власти и государственного управления по конституции США 1787г.; 4. Обозначить тенденции развития тематики "Конституция Соединенных Штатов Америки 1787г.";

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...4
1. История создания и ратификации………………………………….....6
1.1. Конституционный конвент в Филадельфии…………………………...6
1.2.Ратификация……………………………………………………………...9
2. Источники конституции США……………………………………….11
3. Структура конституции……………………………………………….14
3.1.Преамбула………………………………………………………………14
3.2. Статьи Конституции США……………………………………………15
4. Особенности Конституции США …………………………………....20
5. Влияние конституции США на последующие документы……….29
5.1. Первые статьи Конституции……………………………………….....29
5.2. Влияние содержания Конституции США на систему американских источников права…………………………………………………………...38
5.3. Статьи американской Конституции и создание американских нормативных актов………………………………………………………....41
Заключение…………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………..51

Файлы: 1 файл

Курсовая Конституция США..docx

— 91.38 Кб (Скачать)

Верховный суд включает 9 судей, находящихся в должности «до тех пор, пока их поведение является безупречным». Судьи назначаются Президентом с согласия сената. Важно отметить, что в США помимо указанных в Конституции функций Верховный суд стал исполнять функции органа конституционного контроля. Верховный суд в обязательном порядке рассматривает вопрос о конституционности актов Конгресса в следующих случаях: 1) когда апелляционный суд считает, что законодательный акт Конгресса США нарушает Конституцию, законы или международные договоры; 2) когда федеральный окружной суд или апелляционный суд считает, что акт Конгресса является неконституционным; 3) когда Верховный суд штата заявляет, что федеральный закон или договор является неконституционным; 4) когда апелляционный суд ставит вопрос о деле, решенному различно в двух окружных судах и по которому отсутствует окончательное решение Верховного суда.

Деятельность Верховного суда в области конституционного надзора весьма значительна. С 1803 по 1972 года им были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса, 796 положений конституций и законов штатов и 93 постановления муниципальных органов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственных решений, что говорит о стремлении Верховного суда приспосабливать эти решения к меняющимся условиям жизни. Таким образом, Верховный суд играет серьезную роль в жизни американского государства и системе высших органов государственной власти, реально участвуя в системе сдержек и противовесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние Конституции США на последующие документы

 

5.1. Первые статьи Конституции

 

Конституция США стала первой в мире конституцией, и для своего времени это был выдающийся документ. По этой причине авторы последующих конституций не могли не учитывать опыт составителей американской Конституции. Большое влияние Конституция США (вместе с Биллем о правах) оказала на современные ей программные документы: французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года и польскую Конституцию 1791 года. Вторая статья Декларации в числе целей политического союза упоминает свободу и безопасность, которые в качестве целей указаны и в преамбуле Конституции США. В польской Конституции (которая стала второй конституцией в мировой истории, но просуществовала всего год), несмотря на то, что она устанавливала в качестве формы правления конституционную монархию, также находили влияние Конституции США.

Конституции латиноамериканских государств, которые получили незавимимость в начале XIX века, позаимствовали у Конституции США не только общие принципы, но и государственное устройство (структуру органов власти, у некоторых стран — федеральное устройство). Практически все страны Латинской Америки являются президентскими республиками.

В некоторых случаях американские юристы непосредственно участвовали в создании конституций других государств, что с неизбежностью вело к заимствованию положений американской Конституции. Конституция Японии, принятая в 1947 году, была написана правоведами и офицерами американских оккупационных войск Майло Роуэллом и Кортни Уитни. В частности в Конституцию Японии был включён большой (почти одна треть от всего текста) раздел, посвящённый правам человека (здесь были заимствованы положения не только конституции США, но и американской судебной практики), а Верховный суд Японии был почти полностью списан с Верховного суда США.

Чаще всего из Конституции США заимствовались не какие-то конкретные положения, а концепции: разделение властей, федерализм, судебный контроль законодательства.

Принятию Конституции 1787 г. предшествовало принятие Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Эта декларация была провозглашена во время борьбы с Великобританией представителями тринадцати колоний – Виргинии, Делавэра, Джорджии, Северной Каролины, Южной Каролины, Коннектикута, Массачусетса, Мэриленда, Нью-Джерси, Нью-Гемпшира, Нью-Йорка, Пенсильвании и Род-Айленда.

Перечисленные колонии заявили, что их представители – есть представители Соединенных Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс и правомочны объявить от имени народа, что соединенные колонии суть и по праву должны быть свободными и независимыми Штатами.

Каждый из штатов стал независимым государством. Однако "необходимость борьбы с Великобританией заставила штаты заключить в 1777 г. конфедеративный союз. В 1783 г. война была завершена заключением Версальского договора, признавшего независимость колоний. В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации".

Однако вместо пересмотра статуса существовавшего союза, после бурной полемики, была выработана Конституция нового государства. Конечно, с сегодняшней точки зрения состав Конвента нельзя назвать достаточно представительным: из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинули Конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона.

Конституционный конвент 1787 года заседал в первой столице США – Филадельфии, с мая по сентябрь в условиях секретности. Только в 1911 г. все относящиеся к заседаниям конвента материалы были изданы. Их изучение позволяет воссоздать истинные мотивы авторов американской конституции, установить, какой смысл вкладывался ими в те или иные положения основного закона.

В основном именно экономические интересы участников филадельфийского конвента 1787 г., выработавшего Конституцию США, выражали волю четырех групп: финансового капитала, владельцев государственного долга, промышленников, торгово-купеческих кругов.

Существует даже точка зрения, согласно которой участники конвента 1787 г. руководствовались исключительно личными экономическими мотивами, а противники этого мнения утверждают, что участники конвента, отклонив демократию "большинства", создали более высокий образец "плюралистской демократии", обеспечивавшей право на равное представительство самых разных социальных интересов. Они руководствовались идеалами Просвещения, воплотив в жизнь принципы, недоступные даже самым передовым и смелым умам Европы.

Очевидно, истина находится где-то посередине, и мотивы депутатов конвента сочетали в себе экономические интересы с приверженностью демократическим принципам, так как видели в этих принципах достаточно надежную охрану своим материальным интересам.

Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее "законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента".

При ратификации в большинстве штатов существовала значительная оппозиция Конституции: только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. И все же Конституция была ратифицирована. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. Последним был штат Род-Айленд, где ратификация произошла только29 мая 1790 г.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Медисоном было предложено принятие Билля о правах.. После ратификации Билля о правах Конституция США стала похожа на акт, обычно признаваемый Основным законом страны. До этого в тексте отсутствовала важнейшая часть любой конституции – нормы о правах и свободах.

Первоначальный текст Конституции на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым (собственно, для того времени он таким и являлся), хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В этом акте отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти – о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, местном управлении, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура.

Но законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США, состоящему из двух палат: палаты представителей и сената.

Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы: установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др.

Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства. Но уже после того как согласие на назначение дано, уже нельзя удалить назначенных лиц выражением недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства.

Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес "всенародной" палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые два года.

Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.

Таким образом, Конституция распределяла компетенцию "горизонтально" на федеральном уровне и "вертикально" между Союзом и штатами, а также устанавливала порядок изменения самого Основного закона и содержала разноплановые положения.

Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан. Но дело в том, что в то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в Основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне.

Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разд. 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия habeas corpus, если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex post facto.

Немаловажное значение имеет и норма разд. 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение разд. 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не вспомнить и о норме разд. 2 ст. IV: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и льготы граждан других штатов".

Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст, а также содержащихся в других юридических актах и судебных решениях. Здесь нельзя не упомянуть и о том, что из числа полноправных граждан фактически были исключены чернокожие и индейцы ( абз. 3 разд. 2 ст. IV).

Содержащиеся в Конституции США пробелы с годами восполняются не очень быстро. Одна из причин процедура его изменения Основного закона.

Например, в Конституции с самого начала было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

Тем не менее, особой популярностью среди участников конвента пользовалась концепция "единой и неделимой" исполнительной власти, которая, во-первых, провозглашала наделение таковой во всем объеме одного лица, а во-вторых, означала отстранение от контроля над аппаратом исполнительной власти законодательных органов и предоставление исключительного права формирования и руководства этим аппаратом президенту США. Своим истоком она имела не столько британскую государственную модель, утвердившую принцип ответственного парламентского правительства, сколько воззрения французского мыслителя Ш. Монтескье.

Достоинство концентрации и централизации исполнительной власти федералисты, подобно Ш. Монтескье, видели в быстром и эффективном проведении решений в жизнь. Поддержание социального порядка и экономической стабильности на огромной территории США, как и управление таким большим государством в целом, защита его от внешних врагов, доказывали они, возможны лишь при условии принятия быстрых решений и энергичного осуществления их одной сильной рукой. Разделение исполнительной власти между двумя, тремя и большим числом лиц, нашедшее воплощение в ряде штатов, было, по их убеждению, губительно для государства.

Некоторые федералисты разделяли мысли Ш. Монтескье о том, что "единая и неделимая" исполнительная власть должна быть облачена в монархические одежды. Так с монархической идеей на конвенте в Филадельфии выступали А. Гамильтон. Д. Дикинсон, Д. Макклюр, Г. Моррис, Д. Брум. Но они не были сторонниками монархического устройства, известного тогда в Европе. Все эти федералисты являлись противниками неограниченной и наследственной монархии, понимая под монаршей властью применительно к США пожизненное правление выборного единоличного главы исполнительной власти. Они ухватились за эту политическую форму, полагая, что она лучше всего будет отвечать условиям США в эпоху экономических неурядиц, социальных конфликтов и борьбы за самостоятельную позицию на мировой арене.

Информация о работе Конституция США. Структура. Особенности. Значение