Конституция РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:32, реферат

Краткое описание

Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.Исключений сегодня практически не существует.

Оглавление

Введение
Глава 1. История становления Конституции РК:
1.1.Первая Конституция независимого Казахстана 1993 год
1.2.Вторая Конституция РК 1995 год
1.3.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 1998 года
1.4.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 2007года
Глава 2.Структура и содержание Конституции
2.1.Общее описание всего содержания Конституции
2.2.Подробное описание Конституции по разделам:
2.2.1.Общее положение
2.2.2.Человек и гражданин
2.2.3.Суды и правосудие.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 44.31 Кб (Скачать)

Во-вторых, важнейшей частью внешней политики стало участие  в составе Содружества Независимых  Государств (СНГ) с момента подписания соответствующей декларации.

В-третьих, Казахстан, активно  включившись в современную международную  жизнь, официально провозгласил свою приверженность принципам международного права  и признал принципы и нормы  международного права, а также международные  договоры составной частью своей  правовой системы.

Указанные выше и другие причины  привели к тому, что 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме  была принята вторая. Конституция  независимого Казахстана. Член-корреспондент  АН Республики Казахстан Г. С. Сапаргалиев  отмечает, что в период действия первой Конституции наряду с новыми законодательными актами, утверждавшими  независимость государства Казахстан, продолжали действовать союзные  законы, что обусловливалось переходными  положениями Конституции 1993 г. Конституция 1995 г. знаменует начало следующего этапа  формирования единой национальной системы  законодательства, для которого характерна потеря значения союзного законодательства в связи с принятием новых  законов. Поэтому Конституция не содержала норм о действии союзных  нормативных актов, хотя отдельные  из них продолжают действовать*. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что главное  отличие второй Конституции независимого Казахстана от первой заключается в  усилении власти Президента. Чтобы  подтвердить это, приведем лишь формулировку третьего предложения ч. 3 ст. 3 Конституции, которая в отличие приведенной  выше части третьей четвертого принципа основ конституционного строя, установленных  Конституцией 1993 г., гласит: "Право  выступать от имени народа и государства  принадлежит Президенту, а также  Парламенту республики в пределах его  конституционных полномочий". Нельзя умолчать и о замене Конституционного суда Конституционным советом, которая  выглядит как результат конфликта  Конституционного суда с Парламентом и Президентом. Вообще на содержании Конституции 1995 г. в части отношений между властями весьма заметно сказалось влияние французской Конституции 1958 г.

 

Таким образом, Конституция  РК 1995 года - принципиально новый  политико-юридический документ. Ее существенная новизна проявляется  прежде всего в принципах, которые  решающим образом определяют содержание и форму всех ее институтов. Базовыми здесь выступают следующие утверждающиеся в общественной жизни идеи: народовластие  и народный суверенитет, что предполагает разделение государственной власти; конституционализм, законность и правовое государство; естественные и неотъемлемые права человека и гражданина; унитаризм  и свободное национальное развитие; укрепление мира между народами и  государствами, соблюдение принципов  и норм международного права; общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо  всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной  жизни демократическими методами, включая  голосование на республиканском  референдуме или в Парламенте.

Очевидной новизной отличаются положения Конституции, определяющие конституционный статус личности: естественные права человека, полное юридическое  равенство всех граждан независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, пола, национальности, языка; отношения к  религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Новым  является установленное правило, согласно которому гражданин республики ни при  каких условиях не может быть лишен  гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана, запрещен принудительный труд граждан и признано их право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  законом способов их разрешения, включая  право на забастовку.

Нововведением Конституции  является признание защиты частной  собственности, что предполагает и  защиту интеллектуальной собственности. Закрепляя равноправие всех конституционных  форм собственности, Конституция фиксирует  принцип “собственность, в том  числе право наследования, гарантируется  законом”, в соответствии с которым  использование права собственности  не должно нарушать права и свободы  других лиц.

Новый шаг вперед делает Конституция  в решении вопроса о перераспределении  конституционных полномочий между  Президентом, Парламентом, Правительством и судом. Фактически в Казахстане за последние годы произошел переход  от парламентской, затем смешанной  парламентско-президентской формы  правления к президентской. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что  по Конституции 1993 года, а также Конституции 1995 года у Парламента меньше полномочий, чем у Верховного Совета образца  Конституции 1978 года.

По Конституции 1993 года Конституционный  суд являлся органом конституционного надзора. По Конституции 1995 года главной  задачей Конституционного совета является: оградить граждан, интересы государства, общества в целом от наступления  неправомерных юридических последствий, которые могли бы быть вызваны  неприменением конституционных  законов и заключенных международных  договоров, нелигитимным функционированием  государственно-правовых институтов. С другой стороны, Конституционный  совет осуществляет и последующий  конституционный контроль, рассматривая обращения судов о признании  неконституционности того или иного  закона и другого нормативного правового  акта, подлежащего применению, который  ущемляет закрепленные Конституцией права  и свободы гражданина.

Итак, по своей сути и содержанию, которые обусловлены общечеловеческими  ценностями и общедемократическими принципами, Конституция полностью  соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, европейским и мировым стандартам конституционного законотворчества, не только использует опыт конституционного развития передовых демократических государств, но и учитывает практику текущего законодательного регулирования общественных отношений в Казахстане на современном этапе.

 

1.3.Закон «О внесении  изменений и дополнений в Конституцию  Республики Казахстан» 1998 года

Через три года состоялась новая, хотя и частичная, конституционная  реформа. 30 сентября 1998 г. Президент  использовал свое право инициативы внесения изменений и дополнений в Конституцию республики, выступив по этому вопросу на совместном заседании  палат Парламента. Концепция преобразования всех институтов государственной власти, расширения полномочий Парламента и  повышения его роли в политической жизни государства, повышения статуса  депутатов, усиления ответственности  членов правительства и реформирования судебной системы была изложена им в ежегодном послании "О положении  в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии". Конкретные предложения по поправкам  были сформулированы в проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан", внесенном Президентом в Парламент  в тот же день.Президентский проект касался положений 13 из 98 статей Конституции. Обсуждение положений проекта Закона началось на раздельных заседаниях палат  Парламента и в комитетах с 30 сентября. Одним из итогов этого обсуждения явилось обращение 88 депутатов к  Президенту республики с предложением целого ряда дополнительных изменений, в том числе и основательного пересмотра всей Конституции. На совместном заседании палат Парламента 7 октября  президентский законопроект был  отклонен. Главой государства была немедленно создана согласительная комиссия, в которую вошли по три  представителя от Президента и обеих  палат Парламента. На вечернем совместном заседании обеих палат Парламента Закон Республики Казахстан "О  внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" был принят. В тот же день — 7 октября 1998 г. — он был подписан Президентом  и вступил в силу. Этим законом  были дополнены и уточнены 19 статей Конституции 1995 года: увеличены сроки  полномочий Президента республики до 7 лет, депутатов Мажилиса (Собрания — нижней палаты Парламента) — до 5, Сената — до 6 лет, снят предусмотренный  ранее верхний возрастной предел для государственного служащего, в  частности и Президента, повышен  возрастной ценз для кандидата на должность Президента республики с 35 до 40 лет. Кроме того, исключена  норма о проведении внеочередных выборов Президента, включена норма  о порядке перехода полномочий главы  государства в случае его досрочного выбытия. Лицу, исполняющему обязанности  Президента, запрещено инициировать изменения и дополнения к Конституции. Исключена норма о том, что  депутату Парламента при досрочном  прекращении или по истечении  его полномочий не гарантируется  сохранение прежней работы или предоставление равноценной работы или должности. Отменен необходимый для действительности голосования минимальный предел явки избирателей.

 

1.4.Закон «О внесении  изменений и дополнений в Конституцию  Республики Казахстан» 2007 года

В 2007 г. в общественно-политическом развитии Республики Казахстан произошли  существенные изменения, знаменующие  новый этап политической модернизации  страны.

16 мая 2007 г. президент  Н.Назарбаев на совместном заседании  Палат Парламента внес на рассмотрение  парламентариев проект конституционных  поправок к действующей Конституции  РК.

18 мая Парламентом был  принят и 21 мая 2007 года вступил  в силу Закон «О внесении  изменений и дополнений в Конституцию  Республики Казахстан».

Дух и вектор конституционной  реформы лежит в контексте  рекомендаций Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы  демократических реформ, аккумулированных впоследствии  рабочей группой из числа авторитетных казахстанских юристов по разработке изменений и дополнений в Основной закон государства.

В целом, конституционные  поправки на 80% состоят из предложений, высказанных в ходе двухлетней работы упомянутой Государственной комиссии, представлявшей весь спектр политических сил республики.

После принятия поправок в  Конституцию Парламентом был  принят пакет конституционных законов - «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан  и статусе его депутатов», «О Правительстве  Республики Казахстан», «О выборах  в Республике Казахстан», являющихся законодательным фундаментом общественно-политической системы страны.

Конституционная реформа  затронула множество правовых норм законодательных и нормативных  правовых актов, касающихся конституционной  законности, в том числе вопросы  функционирования политических партий и неправительственных организаций, защиты прав и свобод человека.

Основные положения конституционной  реформы сводятся к следующему.

Во-первых, формируется более  эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов в виде властных полномочий и ответственности  между ветвями власти при повышении  роли Парламента.

Часть полномочий Президента перераспределяется в пользу Парламента, который получает возможность формировать  Правительство, две трети Конституционного совета, Центральной избирательной  комиссии, Счетного комитета и контролировать их работу.

Усиливается роль и статус Сената, который наделен полномочиями всего Парламента в период отсутствия Мажилиса.

Срок полномочий Президента сократится с 7 до 5 лет.

Исключается норма, ограничивающая право Президента на осуществление  деятельности в политической партии на период осуществления своих полномочий.

По единодушному решению  парламентариев первому Президенту Республики Казахстан и общенациональному  лидеру Н.Назарбаеву, предоставлено  исключительное право и возможность  баллотироваться на пост главы государства  сверх законодательно установленных  двух сроков, естественно, на альтернативной основе.

Уточнены полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной  комиссии, Национального банка и  акимов - глав местных исполнительных органов.

Так, Президент теперь назначает  выборы не только в Парламент в  целом, но и в его Палаты по отдельности. Для обеспечения представительства  в Сенате национально-культурных и  иных значимых интересов общества глава  государства утверждает 15 депутатов  вместо прежних 7.

Президент наделяется правом законодательной инициативы и роспуска Мажилиса в отдельности, а не всего  Парламента.

Премьер-министра руководитель республики назначает теперь с согласия только нижней Палаты, а министров  иностранных и внутренних дел, обороны  и юстиции, председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии - самостоятельно. На утверждение Президентом  председателя Национального банка  необходимо одобрение Сената.

Маслихаты же станут давать Президенту согласие на назначение акимов областей, города республиканского значения и столицы.

Нижняя Палата Парламента получает большее влияние на судьбу исполнительной власти.

Отныне Премьер-министр  обязан ставить перед вновь избранным  Мажилисом вопрос о доверии Правительству, а для вотума недоверия теперь достаточно простого большинства голосов  депутатов.

Устанавливаемая ответственность  Правительства не только перед Президентом, но и всем Парламентом, что, по сути, знаменует начало перехода от президентской  к президентско-парламентской форме  правления.

Численность Парламента увеличивается  с нынешних 116 до 154 депутатов. 

Исключена норма о том, что парламентарий не связан каким-либо императивным мандатом.

Во-вторых, обеспечивается более  широкое участие общества в управленческих процессах путем укрепления роли политических партий. 

Вводится система пропорционального  представительства для избрания депутатов Мажилиса. 

Одновременно для дальнейшего  развития общественного консенсуса и обеспечения представленности этнических групп в высшем законодательном  органе страны, дальнейшей консолидации полиэтнического общества Ассамблея  народа Казахстана получила статус конституционного органа и фиксированную квоту  мест - 9  мандатов в нижней Палате Парламента. 

Осуществлен переход к  процедуре формирования Правительства  партией парламентского большинства, которая будет нести ответственность  за действия Кабинета.

Информация о работе Конституция РК