Конституция РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:32, реферат

Краткое описание

Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.Исключений сегодня практически не существует.

Оглавление

Введение
Глава 1. История становления Конституции РК:
1.1.Первая Конституция независимого Казахстана 1993 год
1.2.Вторая Конституция РК 1995 год
1.3.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 1998 года
1.4.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 2007года
Глава 2.Структура и содержание Конституции
2.1.Общее описание всего содержания Конституции
2.2.Подробное описание Конституции по разделам:
2.2.1.Общее положение
2.2.2.Человек и гражданин
2.2.3.Суды и правосудие.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 44.31 Кб (Скачать)

Конечно, при этом нельзя не учитывать болезненную проблему недостаточной развитости казахского языка, который в советское время  оставался преимущественно бытовым  языком, вследствие чего образованные казахи предпочитали даже в быту русский  язык. Проблема развития казахского языка, конечно, должна решаться, но пока это  не достигнуто, искусственное его  насаждение порождает сложности  как для неказахов, составляющих почти половину населения республики, так и для самих казахов.

К конституционным личным обязанностям можно отнести предусмотренную  в ч. 1 ст. 34 обязанность уважать  права, свободы, честь и достоинство  других лиц.

 

2.2.3.Суды и правосудие.

 

Основы судоустройства урегулированы  разд. VII (ст. 75—84) Конституции. Подробная  регламентация деятельности судов  и статус судей установлены Указом Президента Республики Казахстан, имеющим  силу конституционного закона, "О  судах и статусе судей в  Республике Казахстан" от 29 декабря 1995 г.

В соответствии со ст. 75 Конституции  отправление правосудия в республике возложено только на суд. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных  законом форм судопроизводства от имени  Республики Казахстан и имеет  своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Она распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей ее территории.

Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов  под каким-либо названием не допускается. Систему судов республики образуют Верховный суд республики и местные суды республики, учреждаемые законом. Однако вопреки этому в Казахстане действуют Военный суд республики и военные суды войсковых объединений (армий, соединений, гарнизонов), общее число которых устанавливается Президентом республики, а число судей для каждого военного суда — министром юстиции.

Из всех судов Конституция  определяет задачи только Верховного суда. Согласно ст. 81 Верховный суд  Республики Казахстан есть высший судебный орган по гражданским, уголовным  и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, который также  осуществляет в предусмотренных  законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики. Председатель Верховного суда председатели коллегий и судьи Верховного суда избираются Сенатом по представлению Президента, основанному на рекомендации Высшего  судебного совета республики.

Председатели областных  и приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи этих судов назначаются  Президентом по рекомендации Высшего  судебного совета. Председатели и  судьи других судов назначаются  Президентом по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции.

Высший судебный совет  республики, напоминаем, — это один из консультативно-совещательных органов при Президенте. Совет возглавляется председателем, которого назначает Президент. В состав Совета входят: председатель Конституционного совета, председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, два депутата, делегированных из своего состава Сенатом, 6 судей, избранных пленумом Верховного суда, в числе которых два судьи Верховного суда, два — областного уровня судов, два — районного уровня судов, а кроме того, два члена Совета назначаются Президентом.

Квалификационная коллегия юстиции — автономное, независимое учреждение. Она принимает квалификационные экзамены, тестирует и при наличии альтернативных кандидатов на конкурсной основе рекомендует кандидатов в судьи, а также на должности председателей и судей районных (городских) судов; рассматривает вопросы об освобождении их от должности, рассматривает жалобы на решения областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегий; обеспечивает независимость судей, прекращает их отставку; принимает квалификационные экзамены и выдает патенты по заявлениям лиц, пожелавших заниматься нотариальной и адвокатской деятельностью. В состав Квалификационной коллегии юстиции входят: заместитель министра юстиции — председатель коллегии; два депутата, делегированных из своего состава Мажилисом, заместитель Генерального прокурора, 6 судей, избранных пленумом Верховного суда; адвокат, делегированный сообществом адвокатов, нотариус, делегированный сообществом нотариусов, два ученых-правоведа, делегированных сообществом юристов.

Суды состоят из постоянных судей, независимость которых защищается Конституцией и законом. Судьями могут быть граждане республики, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования. К числу таких дополнительных требований упомянутый Указ относит, например, необходимость для кандидата в судьи районного (городского) суда иметь безупречную репутацию и рекомендацию Квалификационной коллегии юстиции, а для кандидата в судьи вышестоящих судов, кроме того, — стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, в том числе, как правило, два года работы судьей, в органах юстиции, прокуратуры, дознания и следствия. Получивший рекомендацию Высшего судебного совета кандидат в судьи военного суда должен быть, помимо того, военнослужащим.

Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме  преподавательской, научной или  иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного  взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности  без согласия Президента республики, основанного на заключении Высшего  судебного совета, либо, если речь идет о лишении неприкосновенности, без  решения Сената, кроме случаев  задержания на месте преступления или  совершения тяжких преступлений.

Для усиления независимости  судей ст. 80 Конституции предписала, что финансирование судов, обеспечение  судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета  и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия.

Полномочия судьи могут  быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным  законом.

В предусмотренных законом  случаях уголовное судопроизводство ведется с участием присяжных заседателей. Однако на начало 2000 г. институт присяжных заседателей даже не был предусмотрен законом*.

* См.: Правовые системы  стран мира. М., 2000. С. 301. 

При отправлении правосудия судья независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

В ч. 3 ст. 77 Конституции установлены  общие и единые для всех судов  принципы, которыми судья должен руководствоваться  при применении закона:

1) лицо считается невиновным  в совершении преступления, пока  его виновность не будет признана  вступившим в законную силу  приговором суда;

2) за одно и то же  правонарушение никто не может  подлежать повторно уголовной  или административной ответственности;

3) никому без его согласия  не может быть изменена подсудность,  предусмотренная для него законом;

4) каждый имеет право  быть выслушанным в суде;

5) законы, устанавливающие  или усиливающие ответственность,  возлагающие новые обязанности  на граждан или ухудшающие  их положение, обратной силы  не имеют, тогда как законы, отменяющие или смягчающие ответственность  после совершения правонарушения, подлежат применению;

6) обвиняемый не обязан  доказывать свою невиновность;

7) никто не обязан давать  показания против себя, супруга  и близких родственников, равно  как священнослужители не обязаны  свидетельствовать против доверившихся  им на исповеди;

8) любые сомнения в виновности  толкуются в пользу обвиняемого;

9) не имеют юридической  силы доказательства, полученные  незаконным способом, и никого  нельзя осудить на основе лишь  его собственного признания;

10) применение уголовного  закона по аналогии не допускается.

Суды не вправе применять  законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и  гражданина. Как мы уже упоминали, если суд усмотрит, что закон или  иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и  гражданина, он обязан приостановить  производство по делу и обратиться в Конституционный совет с  представлением о признании этого  акта неконституционным.

 

Заключение

Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, то есть главный источник права, характеризующийся  в качестве ядра всей системы правового  регулирования общественных отношений  в государстве. Принимаемые в  Республике Казахстан правовые акты, включая конституционные законы, законы и другие источники права  должны соответствовать Конституции  РК и не противоречит ей.

Конституцию можно определить, как основной закон общества и  государства, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы общественного  строя, правового положения личности, государственного устройства, а также  основы организации и деятельности органов государственной власти к местного самоуправления

Принятая 30 августа 1995 г всенародным  голосованием Конституция РК - это  принципиально новый политико-юридический  документ, существенная новизна которого проявляется в концептуальном подходе  при определении основополагающих принципов общественного строя  и правового положения личности. Конституция РК, отражая опыт конституционного развития демократических государств, соответствует международным стандартам конституционного законотворчества и  призвана гарантировать общечеловеческие ценности, которые, и определяют ее сущность и содержание

 

                            Список использованной литературы:

1.Конституция Республики  Казахстан 1995  30,08 1995с изменениями  и дополнениями 1998 и 2007 года.

2. Сапаргалиев Г. С.Конституционное  право РК Академический курс  Алматы2006

3. Конституция Республики  Казахстан. Научно-практический  комментарий.

– Алматы: Раритет, 2010. – 400 с.

4.Кубеев Е. К. Основы  конституционного строя Республики  Казахстан. Дисс, д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 59.

5.Окушева Р. Т. Особенности  процедуры внесения изменений  и дополнений в Конституцию  Республики Казахстан: опыт и  проблемы // Право и политика. 2000. № 8. С. 14—21.


Информация о работе Конституция РК