Конституция РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:32, реферат

Краткое описание

Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.Исключений сегодня практически не существует.

Оглавление

Введение
Глава 1. История становления Конституции РК:
1.1.Первая Конституция независимого Казахстана 1993 год
1.2.Вторая Конституция РК 1995 год
1.3.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 1998 года
1.4.Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 2007года
Глава 2.Структура и содержание Конституции
2.1.Общее описание всего содержания Конституции
2.2.Подробное описание Конституции по разделам:
2.2.1.Общее положение
2.2.2.Человек и гражданин
2.2.3.Суды и правосудие.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 44.31 Кб (Скачать)

        Содержание:

 

Введение

Глава 1. История становления  Конституции РК:

1.1.Первая Конституция  независимого Казахстана 1993 год

1.2.Вторая Конституция  РК  1995 год

1.3.Закон «О внесении  изменений и дополнений в Конституцию  Республики Казахстан» 1998 года

1.4.Закон «О внесении  изменений и дополнений в Конституцию  Республики Казахстан» 2007года

Глава 2.Структура и содержание Конституции

2.1.Общее описание всего  содержания  Конституции

2.2.Подробное описание  Конституции по разделам:

2.2.1.Общее положение

2.2.2.Человек и гражданин

2.2.3.Суды и правосудие.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Каждая страна, считающая  себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция  важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его  исходные принципы и назначение, функции  и основы организации, формы и  методы деятельности. Конституция устанавливает  пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения  государства с человеком и  гражданином. Самое главное - конституция  придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и  достоинство.Исключений сегодня практически  не существует. Даже Великобритания, в  которой нет единого и кодифицированного  основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с  “Хабеас корпус акт” и “Билля о  правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее Конституцию. Более  того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными  переменами, происшедшими в названных  странах и во всем мире, условиями  нового времени. Принятие новой Конституции  в Казахстане тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Основы Конституционного строя - это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и  принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения  Конституции, и все нормативные  акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое  российское государство и гражданское  общество. 

Конституционное право - это  совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях  определенную систему государственной  власти.

 

Глава 1. История становления  Конституции РК:

 

1.1.Первая Конституция  независимого Казахстан 1993 года.

Актуальность вопросов конституционного развития определяется прежде всего  тем, что среди правовых актов  любого государства Конституция  занимает особое место, выступает в  качестве общепризнанной платформы  существования общества и представляет собой официальное выражение  его интересов.

16 декабря 1991 года Верховный  Совет Казахской ССР принял  Конституционный закон «О государственной  независимости РК»,который содержал  много новелл. Принципиально новыми  положениями Конституционного закона  стали провозглашение Казахстана  независимым, демократическим, правовым  государством, а также преобразование  Казахской ССР В Республику  Казахстан.

 

Конституционный закон 1991 г. вместе с упомянутой Декларацией 1990 г. юридически обосновал дальнейшее существование Казахстана в качестве суверенного государства. О принципиальном значении этих двух источников говорится  в ст. 18 Закона, которая устанавливает, что Закон наряду с Декларацией  о государственном суверенитете Казахской ССР 1990 г. служит основой  для разработки новой Конституции  Республики Казахстан.Начальный этап конституционного развития Республики Казахстан завершился принятием 28 января 1993 г. ее Верховным советом первой Конституции независимого Казахстана. Можно констатировать, что она  означала разрыв с большинством прежних  представлений о политико-властной организации общества, на которых  базировался советский тоталитарный режим, и движение в сторону либерализма  и демократии. Некоторое влияние  на содержание и форму этой Конституции  оказала публикация нескольких вариантов  проекта Конституции Российской Федерации, разрабатывавшегося Конституционной  комиссией Съезда народных депутатов  России.Конституция открывалась  небольшой преамбулой и вводной  частью "Основы конституционного строя", которая включала 9 принципов, сформулированных и пронумерованных именно как  таковые ("Первое", "Второе", "Третье" и т.д.), Республика Казахстан  определялась как демократическое, светское и унитарное государство, как "форма государственности  самоопределившейся казахской нации", обеспечивающая равные права всем гражданам. Территория республики — целостная, неделимая и неприкосновенная. Высшей ценностью республика признавала человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права и обязывалась действовать  в интересах гражданина и общества.    Народ характеризовался как единственный источник государственной власти в республике, которую осуществлял непосредственно и через представителей. "Никакая часть народа, либо организация или отдельная личность не могут присвоить  себе право осуществления государственной власти", — говорилось в Конституции. Право выступать от имени всего народа часть третья четвертого принципа предоставляла только Верховному совету и Президенту республики в пределах их конституционных полномочий. Общественным организациям в рамках Конституции и законов гарантировались равные правовые возможности и запрещалось превращение в государственную идеологии любой из них. Устанавливался принцип разделения властей с использованием системы сдержек и противовесов. Государственная власть подлежала осуществлению только на основе Конституции и законов, причем за Конституцией признавались высшая юридическая сила и прямое действие. Казахский язык объявлялся государственным, а русский — языком межнационального общения. Запрещалось ограничение прав и свобод граждан по принципу невладения этими языками. Столицей определялся город Алма-Ата (Алматы).

Далее в Конституции следовали  четыре раздела:

I. Гражданин, его права,  свободы и обязанности; 

II. Общество, основы его  устройства;

III. Государство, его органы  и институты; 

IV. Гарантии соблюдения  Конституции. 

Разделы состояли из глав (всего 21), а главы — из статей (всего 131). Завершалась Конституция Переходными  положениями, включавшими три части  всего из 13 статей, имевших особую нумерацию.Гражданам гарантировалось  равноправие с запрещением любых  форм дискриминации. Признавался приоритет  признанных республикой международно-правовых актов о правах и свободах перед  ее законами. Допускалась возможность  двойного гражданства лиц, вынужденно покинувших республику, и казахов, проживающих  в других государствах (часть четвертая  ст. 4). Среди провозглашаемых экономических  и социальных прав следует отметить наряду с традиционными (на труд, отдых  и т. п.) право быть собственником (ст. 18). В ст. 36 гарантировалась судебная защита всех прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах. Следует  также отметить гарантированную  Конституцией неприкосновенность частной  собственности (ст. 47) и запрещение создания политических партий на религиозной  основе (часть вторая ст. 58).

Однопалатный Верховный  совет, избираемый на пять лет, определялся  как единственный законодательный  и высший представительный орган  республики. В его компетенцию  среди прочего входило принятие и изменение Конституции и  законов, принятие решения о проведении референдума, дача согласия на назначение Премьер-министра и ряда других членов Кабинета министров, по предложению  Президента избрание и смещение членов высших судов, назначение и смещение Генерального, прокурора и председателя Национального банка. Устанавливался принцип свободного депутатского мандата.

Президент, избираемый на пять лет, определялся как глава  государства, возглавляющий единую систему исполнительной  власти. В числе прочих полномочий Президента следует отметить его право вето в отношении законов, которое могло быть преодолено Верховным советом 2/3 голосов его состава, право принятия решений о проведении референдума после консультации с Верховным советом, верховное главнокомандование Вооруженными силами. К кандидату в Президенты предъявлялись такие требования, как гражданство республики, постоянное проживание на ее территории не менее 10 лет, возраст от 35 до 65 лет, владение в совершенстве государственным языком. Одновременно с Президентом избирался Вице-президент, который в случае досрочного выбытия Президента принимал на себя его полномочия. Однако требования к кандидату на эту должность были меньше: отсутствовали возрастные ограничения и государственным языком можно было владеть не в совершенстве. Учреждался Кабинет министров во главе с Премьер-министром, ответственный перед Президентом.

В административно-территориальных  единицах избирались на пять лет представительные органы, а главы исполнительных органов  назначались вышестоящими главами  исполнительных органов или Президентом.

Судебная власть осуществлялась Конституционным судом, Верховным  судом, Высшим арбитражным судом  и нижестоящими судами. Судьи назначались  на 10 лет. Предусматривалась централизованная прокуратура во главе с Генеральным прокурором, в функции которой входили общий надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и участие в судопроизводстве.

Статус Конституционного суда отличался странной особенностью: согласно частям третьей — пятой  ст. 131 Конституции постановления  Конституционного суда вступали в силу с момента принятия, если Президент  или председатель Верховного совета не внесут в Конституционный суд  возражение на его постановление  в 10-дневный срок с момента его  принятия. Такое возражение приостанавливало действие постановления, которое все  же вступало в силу с момента принятия, если Конституционный суд подтвердит его 2/3 голосов от общего числа судей. Противоречивость такого регулирования  бросается в глаза и вряд ли требует комментария.

Имелись и другие недостатки Конституции, препятствовавшие построению демократического общества и формированию новой правовой системы. Среди них  в первую очередь следует упомянуть  о том, что переходные положения  сохраняли полномочия представительных органов государственной власти, сформированных в порядке, который  давал однозначное преимущество представителям Коммунистической партии и номенклатуры. Так, за Коммунистической партией были заранее законодательно зарезервированы 17 депутатских мандатов совета из 90 мандатов, закрепленных за общественными объединениями. В  целом же половина парламентариев 171 из 340 составляли представители номенклатуры.

Как отмечает в своей характеристике Конституции 1993 г. проф. Е. К. Кубеев, "жизнь  показала, что отдельные вопросы, требующие конституционного закрепления, в ней не были решены, а если и  решены, то половинчато"*. Столь противоречивое содержание конституционного регулирования  сказалось и на практике его применения: в период с апреля 1990-го по март 1995 г. в Казахстане произошло два  парламентских кризиса. Первый из них  был связан с решением о досрочном  прекращении полномочий Верховного совета, принятым самими депутатами. Второму  кризису предшествовало решение  Конституционного суда о признании  нелегитимными полномочий Депутатов  Верховного совета, избранных 7 марта 1994 г.**, но в основе кризиса лежали непрофессионализм  депутатов и низкая эффективность  работы Верховного совета в целом. После  выборов Верховного совета и до момента  прекращения его работы было принято 8 законов и 120 постановлений, посвященных, в частности, решению собственных  материально-бытовых и организационных  проблем и популистским мероприятиям.

 

1.2.Вторая Конституция  РК  1995 год

 

Необходимость разработки и  принятия в Казахстане новой Конституции  объективно была обусловлена двумя  группами причин.

Первую составили принципиальные изменения в жизни казахстанского общества, произошедшие в конце 80-х - начале 90-х гг.

Во-первых, в течение 1990-1995 гг. мощно утвердилась полисубъектная многопартийная политическая система. Это создало совершенно новые  условия для реализации гражданами своей политической воли, привело  к утверждению широкой сети политических партий и общественных движений.

Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положении  государственной собственности  и сверхцентрализованном государственном  управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями. Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечило свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную инициативу граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной экономической системы являются равноправие всех форм собственности и их равная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговли, свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностями личности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции.

В-третьих, характерное для  советского периода общественного  развития господство одной официальной  идеологии (коммунистического мировоззрения) уступило место идеологическому  и религиозному плюрализму, на основе которого стала утверждаться свобода  мысли и слова, получила развитие гласность.

В-четвертых, кардинально  изменился государственно-правовой статус Казахстана.

В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа Казахстана как унитарного государства. Он перестал существовать в составе федерации, основанной на автономии, и стал развиваться  как унитарное государство с  президентской формой правления.

В-шестых, коренным образом  трансформировалось правовое положение  личности, ибо в соответствии с  Конституционным законом РК от 16 декабря 1991 года “О государственной  независимости Республики Казахстан” признан приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права. Государство  и его органы защищают и обеспечивают достоинство и права человека.

Вторая группа причин - принципиальные изменения в международном положении  страны.

Во-первых, провозглашение Казахстана суверенным и независимым государством привело к тому, что он получил  членство в таких международных  организациях, как ООН, Международный  валютный фонд, и др.

Информация о работе Конституция РК