Конституция РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:32, реферат

Краткое описание

Эволюция Казахстанской Конституции. Первая Конституция РК: принятие, положения.

Файлы: 1 файл

конституция РК.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

1. Понятие Конституции

 

Понятие “конституция” применяется в двух смыслах. В формальном смысле юридическая Конституция— это основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе его практического применения обстановка меняется (появляются новые учреждения, принимаются новые конституционные законы и т.д.). На практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической Конституции. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической Конституции или Конституции в материальном смысле слова. Фактическая и юридическая Конституции могут как совпадать, так и расходиться. В некоторых странах политическая элита стремится править помимо Конституции, объясняя это необходимостью и целесообразностью. Получается, что, с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, Конституция вступает в противоречие с реальностью. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстановки политических сил в обществе.

В декабре 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик, состоящий из 15 союзных республик. Все бывшие союзные республики провозгласили себя суверенными, независимыми государствами. Казахская Советская Социалистическая Республика тоже объявила себя самостоятельным государством.

16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики  Казахстан принял конституционный  закон «О государственной независимости  Республики Казахстан».

28 января 1993 года Верховный Совет Республики  Казахстан принял первую Конституцию  суверенного независимого государства. 30 августа была принята новая  Конституция Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан  – основной, главный нормативный  акт государства и общества, избравших  путь демократического, цивилизованного  развития. Конституция как, основной  закон государства и общества, является источником всего законодательства. Конституция принята народом  Казахстана и в ней выражается  воля народа. Конституция 1993 года  впервые отказалась от классовой  характеристики народа.

 

2. Эволюция Казахстанской Конституции

 

Как известно, история развития общества полна парадоксов, и один из них - страна может иметь Конституцию и не иметь конституционализма. Ведь юридическая форма не всегда наполняется соответствующим содержанием. Это случается, когда Основной Закон не отражает и не закрепляет либерально-демократические ценности правовой организации власти, собственности и свободы в обществе, права человека и гражданина в государстве.

История первой Конституции Республики Казахстан начинается с распада Союза ССР и принятия Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР в 1990г.

Распад Союза ССР еще можно было отсрочить, но уже нельзя было предотвратить. Однако тогда, в начале 90-х годов, мало кто предполагал, что распад Союза ССР начнет с катастрофической скоростью перерастать в его развал.

И нужно отметить, что Казахстан, в отличие от ряда других союзных республик меньше всего стремился к «отделению» и был готов войти в новое содружество республик на основе Союзного договора.

15 ноября 1990г. на пленарном заседании Верховного  Совета республики обсуждался  проект Союзного договора, поступивший  из Центра, и выяснялось отношение к нему республиканского Парламента. Проект был воспринят положительно. Однако, несмотря на интенсивную работу по подготовке Союзного договора он так и не был заключен.

И как оказалась, движение за суверенизацию в бывших союзных республиках было намного сильнее, чем новое объединительное движение, ведущее к Союзу суверенных государств. Именно в этих сложнейших политических условиях разрабатывалась и 25 октября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.

Высшей, наиболее развитой формой социальной власти, единство всеобщей и мобилизирующей, способной на определенной территории сплотить людей в один народ, является власть государственная. Сущность ее – суверенитет.

Суверенитет – сущность государственной власти, которая реализуется в деятельности государства по осуществлению социальных функции власти.

Государственная власть не подчинена власти какого-либо другого государства, т.е. независимо вовне, и верховна внутри страны, потому как она централизована и едина.

Можно сказать, что эволюция Казахстана к конституционализму вбирает в себя практически весь двадцатый век. Ее, с известной долей условности, можно разделить на следующие основные периоды, это:

досоветский – 1900-1917 гг. –от национально- демократических идей к проекту Конституции Алаш;

советский период – 20-е конец 80-х гг.;

завершающий советский период – 2-я половина 80-х-1990-й гг.;

постсоветский период утверждения суверенитета де-юре – 1991-1993гг.;

начальный период суверенного развития Казахстана - с ноября1993гг.

И, после неудавшегося в результате гражданской войны опыта национально – территориальной автономии Алаш, с республиканским парламентско – президентским строем в рамках демократической Федеративной России, надежды на которую давала февральская буржуазно – демократическая революция 1917 г., государственность Казахстана объективно развивалась на советской основе, по возможности сохраняя свою национальную природу.

Следующая веха – Декрет ВЦИКа «Об образовании Автономной Киргизкой Советской социалистической Республики» от 26 августа 1920 г. Была определена территория казахстанской автономии в составе Российской Федерации.

С образованием Союза ССР и принятием Конституции РСФСР 1925 г., КазЦИК 18 февраля 1926 г. постановил принять окончательную редакцию проекта Конституции КАССР.

Нельзя не отметить, что ретроспекция этого периода приводит к выводу, что он оказался во всей советской истории Республики если не наиболее, то весьма благотворным для политического самоопределения казахской нации в пространстве этногенетической родины своих предков как необходимой основы ее консолидации в государственно-территориальную общность и для дальнейшего становления государственного суверенитета. Юридические признаки последнего уже складывались и проявлялись в виде собственной Конституции казахской автономии, в деятельности высших органов государственной власти и управления, в определенной возможности законодательствовать на территории Казахстана, наконец, республика осуществляла прямые внешние межгосударственные контакты внутри Союза ССР.

Дальнейшую конституционную эволюцию Казахстана можно назвать периодом казахской советской республиканской государственности в составе Союза ССР, когда он заимел повышенный статус непосредственного субъекта советской Федерации и по Конституциям Казахской ССР 1937 и 1978 гг.развивался формально - юридически как суверенное государство.

Особого внимания в эволюции Казахстана к конституционализму заслуживает период утверждения суверенитета республики де-юре(1989-1993гг.). Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» принятая Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 г., впервые установила три принципиальные для состояния суверенных прав Казахской ССР государственно-правовые нормы:

а) о верховенстве Конституции и законов республики на территории Казахской ССР, и о праве республики «приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики»;

б) об исключительной собственности Казахской ССР, составляющей основу ее суверенитета, на землю и недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на весь экономический и научно-технический потенциал, на «все национальное богатство, имеющееся на ее территории» и также закреплялось «право Казахской ССР на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе»;

в) о праве Казахской ССР «выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах».

С Декларации, вобравшей основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразованиях в Казахстане, началась разработка проекта новой Конституции Республики.

2 марта 1992 г. Республика Казахстан была  принята в Организацию Объединенных  Нации в качестве полноправного  члена.

28 января 1993г., после двухлетних поисков  компромиссов, Верховный Совет 12 созыва  принял первую постсоветскую  Конституцию Казахстана, завершившую  становление суверенитета Республики  де-юре и продолжившую утверждение  подлинного конституционализма.

Нельзя не отметить, что Конституция 1993 г. открыла простор для положительной динамики казахстанского общества, уходя вперед от однопартийного наднародного политического правления, от монополистической экономической системы и от идеологии исторического насилия. Кроме того, нужно отметить и то достоинство Основного Закона на первом этапе переходного периода Казахстана к социально ориентированной рыночной экономике, что он легитимировал Республику как новое независимое государство в мировом сообществе государств о солидарных наций. Конституция 1993 г. ясно дала понять, что Казахстан воспринимает себя как составную часть современной цивилизации, имеет намерения добрососедства и многополюсного и взаимовыгодного сотрудничества, что привержен общечеловеческим ценностям.

Принятие Конституции 1995 г., ее дух – неотъемлемые моменты преемственности превратили нашу Республику Казахстан в детище конституционной эволюции и одновременно открыли перспективы дальнейшего развития и укрепления нового независимого государства как государства, возведенного в цивилизованную степень конституционного государства, воплощающего национальные и либерально – демократические ценности.

Конституция 1995 г. можно сказать – историческое предопределение ею структуры и механизма государства вследствие легитимирования верховной власти и установления ее пределов самим народом Казахстана.

И как гласит преамбула Конституции Республики Казахстан 1995 г.: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая знать достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию ».

Мы верим в будущее нашей Республики, и считаем, что государственные меры по демократизации политической жизни страны и по либерализации экономики и отношений собственности должны придать новые импульсы социальному развитию Казахстана – единого во всем своем многообразии.

 

3. Первая Конституция РК: принятие, положения

 

Первая конституция Казахстана, как полностью суверенного и независимого государства, была принята на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва. Произошло это 28 января 1993 года. То есть, новую конституцию принимал не народ республики на референдуме, как это будет сделано в России, а избранный еще в советское время представительный орган. В любом случае такой вариант принятия умалял демократичность и легитимность данного акта.

Конституция Республики Казахстан 1993 года состояла из IV основных разделов и раздела о переходных положениях, 21 главы, 131 статьи и приложения перечня конституционных законов. По формальным параметрам структура данной конституции гораздо более соответствовала практике современного конституционализма, чем прежний текст Основного Закона. Разделы последовательно освещали основы конституционного строя, права и свободы граждан, основы устройства общества, государственные институты, гарантии соблюдения конституции.

Конституция обозначила явный крен в сторону фиксации приоритетности казахской нации. В преамбуле появилась формула о незыблемости казахской государственности. Сама Республика Казахстан определялась как форма государственности самоопределившейся казахской нации. Государственным языком отныне был назван только один – казахский язык. Русский язык был обозначен как язык межнационального общения.

Казахстан объявлялся демократическим, светским и унитарным государством, в котором единственным источником власти выступал народ. Никакая идеология не могла быть установлена в качестве государственной. Декларировался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с использованием системы сдержек и противовесов. Важной новацией стала формула о прямом действии Конституции. Международно-правовые акты о правах и свободах человека, признанные Казахстаном, должны были иметь приоритет над внутренним законодательством.

В главе 10 Конституции, посвященной общественным объединениям, появилась, наконец, отдельная статья 56, где в предельно общих фразах упоминалось о политических партиях. При этом порядок их образования и прекращения деятельности, как было записано, должен устанавливаться отдельным законом. Но этого как раз на практике сделано не будет.

Информация о работе Конституция РК