Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель работы – изучить механизм реализации конституционных политических прав и свобод гражданина РФ.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать понятие политических прав и свобод гражданина;
– перечислить признаки политических прав и свобод;
– охарактеризовать право на участие в управлении делами государства;
– охарактеризовать право на обращения;
– охарактеризовать право на объединение;
– охарактеризовать право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия.
Введение
1. Политические права и свободы гражданина: понятие и основные признаки
1.1. Понятие политических прав и свобод гражданина
1.2. Признаки политических прав и свобод
2. Характеристика конституционных политических прав и свобод гражданина РФ
2.1. Право на участие в управлении делами государства
2.2. Право на обращения
2.3. Право на объединение
2.4. Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия
Заключение
Список литературы
32
Содержание
Введение
1. Политические права и свободы гражданина: понятие и основные признаки
1.1. Понятие политических прав и свобод гражданина
1.2. Признаки политических прав и свобод
2. Характеристика конституционных политических прав и свобод гражданина РФ
2.1. Право на участие в управлении делами государства
2.2. Право на обращения
2.3. Право на объединение
2.4. Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия
Заключение
Список литературы
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Политические права и свободы относятся именно к конституционным правам и свободам, что говорит об их высоком приоритете и значимости. Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Политические права и свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по природе своей неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных.
Тем самым актуальным представляется в современных переходных условиях рассмотреть сущность указанных институт конституционных политических прав и свобод гражданина и отметить особенности их реализации.
Объектом исследования является Конституция РФ.
Предметом исследования являются конституционные политические права и свободы гражданина РФ.
Цель работы – изучить механизм реализации конституционных политических прав и свобод гражданина РФ.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать понятие политических прав и свобод гражданина;
– перечислить признаки политических прав и свобод;
– охарактеризовать право на участие в управлении делами государства;
– охарактеризовать право на обращения;
– охарактеризовать право на объединение;
– охарактеризовать право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия.
Методологической основой исследования служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения.
Теоретической основой исследования явились труды ученых в области конституционного права таких как И.А. Алешкова, Л.В. Андриченко, М.В. Баглай, Е.Ю. Бархатова, С.В. Васильева, П.П. Глущенко, С.А. Голубок, А.В. Зиновьев, В.Д. Зорькин, Л. В. Лазарев, А.В. Карпов, Л.Ю. Колюшкина, С.И. Некрасов, Л.А. Нудненко, А.С. Прудников, В.Г. Стрекозов и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или организацию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое «шествие» не будет нарушать общественный порядок)[1].
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Такое положение объясняется уже упоминавшейся спецификой этой группы прав и свобод. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.)[2].
Политические права и свободы нацелены на активное участие лица в жизни страны, в управлении делами государства, они определяют статус лица как участника общественно-политических отношений. От состояния политических прав и свобод зависит прочность основ конституционного строя, реальность демократизма, уровень политической культуры населения.
Согласно ст. 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Данная норма прежде всего касается политических прав и свобод[3].
Назначение политических прав и свобод – обеспечение правовых возможностей участия гражданина в политической жизни государства, в осуществлении народовластия. Как правило, политические права – это права российских граждан. Систему политических прав и свобод граждан можно подразделить на две подсистемы:
1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов («права на участие» — избирательные права и право на участие в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право участвовать в отправлении правосудия, право петиций);
2) правомочия, представляющие собой неотъемлемые права человека и гражданина, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества (свобода мысли и слова, право на объединение и др.)[4].
Политические права и свободы характеризуются рядом признаков.
Во-первых, они связаны преимущественно с обладанием гражданством, то есть в большинстве своем принадлежат только российским гражданам. Вместе с тем некоторыми политическими правами (например, свободой слова, свободой объединений в неполитические организации и правом на обращение) могут пользоваться также иностранные граждане и лица без гражданства.
Во-вторых, они предназначены для активного участия индивидов в управлении делами общества и государства. Политические права и свободы — это инструмент осуществления народом принадлежащей ему власти, формирования и реализации политики государства, контроля над деятельностью государства[5].
В-третьих, они могут быть реализованы как индивидуально, (индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и коллективно, через объединения с другими гражданами (право на собрания, демонстрации и митинги, создание общественного объединения и др.).
В-четвертых, они не относятся к числу абсолютных прав. Например, отдельные категории граждан (признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда) ограничены в избирательных правах.
В-пятых, гарантированность политических прав граждан, их реализация напрямую зависит от уровня демократизма государства, режима конституционной законности в стране, политических традиций, политической культуры (наличия или отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.).
Первым важнейшим политическим правом граждан является право на участие в управлении делами государства, закрепленное в ст. 32 Конституции РФ.
Часть 1 статьи 32 Конституции РФ[6], находясь в системном единстве с другими положениями Конституции и прежде всего с ч. 1-3 ст. 3, является нормативной основой правомочий, воплощающих как общие, так и конкретизированные (в той или иной мере) возможности граждан, их объединений и организаций участвовать в управлении делами государства и, соответственно, в осуществлении власти народа. Нормативное ядро данного положения составляет конституционное понятие управление делами государства, значение которого не ограничивается содержанием самой по себе ч. 1 ст. 32; оно распространяется на все части статьи, имея в виду, что в них также находят свое отражение, в той или иной мере, нормативные характеристики публичных форм участия граждан в управлении государством посредством таких институтов, как выборы органов государственной власти и местного самоуправления, проведение референдумов (ч. 2), формирование государственного аппарата (ч. 4), отправление правосудия (ч. 5) и т.п[7].
Одновременно это не исключает того обстоятельства, что многие из законодательно конкретизированных возможностей, находящихся в нормативной связи с правами, закрепленными в других частях ст. 32, могут быть как бы интегрированы в нормативное содержание ч. 1 той же статьи и тем самым, имея гарантирующее значение, рассматриваться как относительно самостоятельные правомочия, реализующиеся в конкретных правоотношениях и характеризующие право каждого гражданина на участие в управлении делами государства. Таковыми являются, например, избирательные права, оговоренные в подп. 28 ст. 2 Закона об основных гарантиях[8].
Право на участие в управлении делами государства относится к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. По своей юридической природе оно может быть отнесено к непосредственно действующим субъективным публичным правам. Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные правопритязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти. В этом плане оно заключает в себе как субъективно-личностное (частное), так и публично-правовое начала, соотношением которых во многом определяются не только статусные характеристики гражданина в политической сфере, но и публично-правовая природа данной сферы отношений. Из этого вытекает и еще одна важная юридическая характеристика данного права: обладая качествами субъективного и одновременно публичного политического права, оно может получать реализацию как на индивидуальной, так и коллективной основах[9].
Данные характеристики находят свое подтверждение и в практике Конституционного Суда, который, в частности, применительно к избирательным правам неоднократно указывал на то, что в силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции соответствующие права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя; вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти[10].
В ч. 2 статьи 32 Конституции РФ закреплены основные политические права, обеспечивающие гражданам их участие в реализации высшего непосредственного народовластия в форме референдума и свободных выборов.
Принципиальная особенность и многоплановость содержания данного положения заключена, во-первых, в признании за гражданами права непосредственно формировать выборные органы публичной власти посредством реализации двух основных правомочий (избирать и быть избранными в соответствующие органы), которые традиционно характеризуются как активное и пассивное избирательные права; во-вторых, в утверждении принципиального единства избирательных и референдарных прав, связанных с участием граждан как в выборах, так и в референдумах; наконец, в-третьих, соответствующие институты непосредственной демократии - выборы, референдумы и участие в них граждан - характеризуются принципиальным единством с точки зрения сфер реализации, имея в виду как государственную, так и муниципальную власть[11].
Это позволяет сделать вывод о наличии конституционных основ единого электорально-правового статуса гражданина РФ, включающего избирательные и референдарные права, реализуемые в процессе организации и проведения выборов и референдумов как на уровне государственной (федеральной и региональной), так и муниципальной власти.
Одновременно из анализируемого положения вытекает принципиально важный вывод, имеющий методологическое значение для поиска конституционно обоснованного баланса публичных и частных начал в избирательной системе РФ; он заключается в том, что Конституция включает избирательную систему в сферу своего регулирования прежде всего через избирательные права граждан, отдавая, таким образом, последним приоритет в соотношении, например, с ролью политических партий, избирательных комиссий или выборных органов власти и т.п. Конституционно значимым является также вытекающий из этого подход федерального законодателя, заключающийся в том, что вопросам обеспечения и защиты всей совокупности избирательных и референдарных прав посвящен единый, имеющий в своей основе кодификационное значение Закон об основных гарантиях[12].
Информация о работе Конституционные политические права и свобод гражданина РФ