Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие «обязанности граждан», сравнить обязанности, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, с обязанностями, закрепленными Основным законом иностранных государств, а также осветить наиболее значимые проблемы реализации гражданами конституционных обязанностей.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

- иметь и хранить военный билет офицера запаса органов государственной безопасности Республики Беларусь, положение о котором утверждается Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь (временное удостоверение, выданное взамен военного билета). В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства (прописки), за исключением случаев нахождения за границей;

-Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места жительства (прописки) в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат.( ст18)

Так же в Законе « О  всеобщей воинской обязанности и воинской службе» предусматривается обязательная подготовка граждан к военной службе. Она включает:

-получение начальных  знаний в сфере вооруженной  защиты государства;

-допризывную и физическую  подготовку в учреждениях, обеспечивающих  получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;

-патриотическое воспитание;

-проведение лечебно-профилактических  мероприятий.

Медицинские осмотры  юношей 14-17- летнего возраста проводятся ежегодно врачами-специалистами.( 414 вас)

Граждане мужского пола, обучающиеся по очной форме получения образования в гражданских учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, и не прошедшие ранее срочную военную службу, службу в резерве, могут проходить обучение на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров, утверждаемым Министерством обороны Республики Беларусь.( ст 28)

Призыву на военную службу, службу в резерве подлежат:

- на срочную военную службу, службу в резерве - граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе;

- на военную службу офицеров по призыву - граждане мужского пола в возрасте до 27 лет, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, сдавшие государственные выпускные экзамены и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

На военную службу, службу в резерве не призываются граждане, которые в соответствии Законом освобождены от призыва на военную службу, службу в резерве либо имеют право на отсрочку от призыва. Обстоятельства освобождения от призыва на военную службу, службу в резерве или право на отсрочку призыва изложении в статьях 31-31 Закона «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе».

От призыва на военную  службу, службу в резерве освобождаются  граждане:

- признанные по состоянию  здоровья негодными к военной  службе с исключением с воинского учета;

- отцы, матери, родные  братья или сестры которых,  являясь военнослужащими, лицами  начальствующего и рядового состава  органов внутренних дел, органов  финансовых расследований Комитета  государственного контроля Республики  Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибли или умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане, имеющие право на освобождение от призыва по этому основанию, могут быть призваны на военную службу, службу в резерве по их желанию;

- проходящие или прошедшие  альтернативную службу;

- прошедшие военную службу или иным образом исполнившие воинскую обязанность в другом государстве.

Призыву на военную службу, службу в резерве не подлежат граждане:

- отбывшие наказание  в виде лишения свободы в  исправительных учреждениях;

- отбывающие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ, ограничения свободы или ареста;

- имеющие судимость;

- в отношении которых  судом применены принудительные  меры безопасности и лечения, - в течение срока применения  этих мер;

- в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство.

 

Однако граждане, имеющие  право на отсрочку от призыва на военную службу, службу в резерве, могут быть призваны на срочную военную службу, службу в резерве по их письменному заявлению.

Призыв граждан на срочную военную службу, службу в  резерве включает следующие мероприятия (тст 34 зак):

- явку на медицинское  освидетельствование (обследование);

- проведение медицинского освидетельствования (обследования);

- заседание призывной  комиссии;

- явку призванных граждан  в военный комиссариат, на призывной  (сборный) пункт для отправки  к месту срочной военной службы, службы в резерве и нахождение  в военном комиссариате, на призывном (сборном) пункте до отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве;

- отправку призванных  граждан к месту срочной военной  службы, службы в резерве.

Призыв на военную  службу граждан, зачисленных в запас  с присвоением воинского звания офицера, включает следующие мероприятия:

- явку на медицинское  освидетельствование (обследование) и к военному комиссару для  принятия решения о призыве  на военную службу;

- проведение медицинского  освидетельствования (обследования);

- явку в военный  комиссариат и получение предписания для убытия к месту военной службы.

В случаях отказа граждан  от получения повесток (направлений) и неявки в установленные сроки  без уважительной причины на мероприятия  по призыву на военную службу, службу в резерве органы внутренних дел осуществляют привод этих лиц в военные комиссариаты (на призывные (сборные) пункты) на основании письменного обращения военного комиссара. Уважительными причинами признаются: болезнь гражданина, которая лишила его возможности личной явки на призывной пункт; смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, требующая ухода со строны призывника; препятствия стихийного характера или иные не зависящие от гражданина обстоятельства, лишившие его возможности лично явиться в военный комиссариат.

В случае неявки граждан без уважительных причин на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повестке (направлению) военного комиссариата или в сроки, установленные настоящим Законом, эти граждане считаются уклоняющимися от исполнения воинской обязанности и привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.( ст 39)

Граждане могут добровольно  поступать на военную службу по контракту.

Контракт о прохождении  военной службы заключается гражданином  с Министерством обороны Республики Беларусь или иным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба.

Гражданин, поступающий  на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским, профессионально-психологическим  требованиям, установленным для прохождения военной службы и конкретной военно-учетной специальности.(ст.41)

Контракт о прохождении  военной службы не может быть заключен с гражданами, поступающими на военную  службу по контракту(ст 42):

- в отношении которых  осуществляется уголовное преследование;

- отбывающими либо  отбывавшими наказание по приговору  суда.

Командир воинской части  принимает решение о заключении нового контракта о прохождении  военной службы или об отказе в  его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за два месяца до истечения срока действующего контракта.

Военнослужащие и резервисты, впервые призванные (поступившие) на военную службу, службу в резерве, или граждане, не проходившие военную  службу, службу в резерве и впервые  призванные на сборы, приносят перед Государственным флагом Республики Беларусь и Боевым Знаменем воинской части Военную присягу( ст 49)

Призыв граждан на срочную военную службу поводится  на основании указа Президента Республики Беларусь два раза в год: в мае-июле, ноябре-январе. ( с.417 вас)

В законе « Об обороне» об обязанности граждан по защите Республики Беларусь говорится, что  они должны предоставлять в военное  время для нужд обороны по требованию государственных органов здания, сооружения, другое имущество, находящееся в их собственности. ( ст. 14 гл 3 зак об обороне) Значит защита республики Беларусь при определенных условиях( военное время) является долгом не только военнообязанных граждан.

Таким образом, воинская обязанность это священный долг каждого гражданина. Ведь Вооруженные силы Республики Беларусь занимают одно из ведущих мест в формировании и проведении идеологии белорусского государства, обеспечивают его безопасность. В сильной и уважающей себя стране ответственность за ее защиту должен ощущать каждый. Для того, чтобы гражданин осознанно исполнял свой долг перед родиной он получат  начальные знаний в сфере вооруженной защиты государства; допризывную и физическую подготовку в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально- технического и среднего специального образования; патриотическое воспитание; проходит лечебно- профилактические мероприятия. Следовательно, государство обеспечивает граждан всеми необходимыми условиями, которые помогаю им в будущем с гордостью исполнять свой долг- Защиту Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы реализации основных обязанностей граждан в Республике Беларусь 

 

 

 

В Конституции Республики Беларусь закреплены шесть основных обязанностей, которые обязательны  для исполнения всеми, кто находиться на территории нашего государства либо распространяются на определенные категории граждан. Все эти обязанности находят закрепление, кроме Конституции Республики Беларусь, в нормативных правовых актах нашей страны. Однако юридическое закрепление обязанностей граждан еще не является гарантом их фактической реализации. Зачастую это связано не только с нежеланием граждан исполнять возложенные на них государством обязанности, но и с тем, что законодатель сам иногда допускает ошибки при принятии тех, или иных правовых актов.

В пример можно привести несение обязательной воинской службы и замену ее на альтернативную гражданскую  службу.

В Российской Федерации  статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, определяется Федеральным  законом от 28 июня 2002 года. ( Шеванова, гос и пр. с 21) В законодательстве Российской Федерации дается такое определение альтернативной службы:

Альтернативная служба – это особые вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

В законодательстве же Республики Беларусь не дается определения альтернативной службы. В законе « О всеобщей воинской обязанности и воинской службе»  прямо определено, что всеобщая воинская обязанность предусматривает как призыв на воинскую, так и призыв на альтернативную службу, прохождение воинской либо альтернативной службы.( зак, ч 5 чт1, ч 3 ст 14) Но не  принято специального закона или внесения соответствующих изменений и дополнений в действующий Закон « О всеобщей воинской обязанности и воинской службе», в которых были бы решены вопросы об основаниях и условиях замены воинской службы альтернативной. Это является пробелом в праве. Ведь фактически за гражданином закреплено право прохождения альтернативной службы, однако на практике нет конкретных правовых предписаний конкретизирующих порядок и условия ее прохождения.

Следовательно, восполнить пробел в праве поданному вопросу  можно следующим образом:

- дать четкое определение  понятия «альтернативная служба»  в законе;

- принять отдельный нормативный правовой акт, определяющий      основания для замены военной службы альтернативной гражданской службой, виды альтернативной гражданской службы, порядок и условия прохождения;

- либо ввести дополнения и изменения в действующий Закон « О воинской обязанности и воинской службе», конкретизирующие условия и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

Это был пример пробела  в праве, который препятствует исполнению гражданами обязанности несения воинской службы, а в частности замены ее альтернативной.

В данной главе моей курсовой работы хотелось бы уделить внимание самому актуальному, на мой взгляд, вопросу современности: охране окружающей среды. Современное значение исполнения обязанностей граждан, касающихся охраны окружающей среды, обусловлено рядом экологических проблем, связанных с деятельностью человека.

Главным образом это  касается производственной деятельности. Образование и накопление отходов  производства и потребления ведет к нарушению экологического равновесия природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения. Лишь пятнадцать процентов отходов производства, образующихся в Республике в течение года,  используются. Остальные вывозятся на полигоны твердых бытовых обходов, хранятся на территории предприятий. Следует ужесточить меры по переработке опасных отходов. Приведу в пример опыт Швейцарии. Оплачивает затраты на переработку отходов в Швейцарии тот, кто их создает. Применение этого принципа привело к тому, что ежегодное производство отходов всех видов в стране, к примеру, за 1995-1998 годы сократилось на четыре с половиной процента. Следовательно, ужесточение мер, связанных с переработкой производственных отходов, способствует более сознательному осуществлению юридическими лицами производственной деятельности и связанными с ней проблемами переработки отходов.

Информация о работе Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь