Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие «обязанности граждан», сравнить обязанности, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, с обязанностями, закрепленными Основным законом иностранных государств, а также осветить наиболее значимые проблемы реализации гражданами конституционных обязанностей.
Статья 53. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.
Статья 55. Охрана природной среды - долг каждого.
Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Статья 57. Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.
И, в сравнении с Конституцией Италии, голосование в Республике Беларусь не является обязанностью. Они провозглашаются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах. ( ст.65 кон)
Таким образом, институт конституционных обязанностей является важным элементом в регулировании государством отношений в обществе. Именно поэтому данный институт находит свое отражение в отдельных главах, разделах конституций большинства стран.
2. Характеристика основных конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь и их законодательное закрепление
2.1 Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
«Каждый, кто находиться на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции»,- говориться в статье 52 Конституции Республики Беларусь.
Следует отметить, что данная обязанность относится к первой категории обязанностей: она распространяется на всех граждан, находящихся на территории нашей Республики. (с. 75. ковачев) В том числе на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства: «Иностранцы, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, уважать ее национальные традиции».( ст. 21 закона о ин гр)
Следовательно, юридической обязанностью каждого, кто находиться на территории Республики Беларусь, является обязанность соблюдать ее Конституцию и законы. При их нарушении возможно привлечение виновного лица к уголовной, административной, гражданско-правовой и иной ответственности.( с. 407, Василевич)
Статья 137 Конституции
Республики Беларусь гласит: « Конституция
обладает высшей юридической силой.
Законы, декреты, указы и иные акты
государственных органов
Из данных статей Конституции автор курсовой работы сделала вывод, что обязанность, предусмотренная статьей 52 Конституции Республики Беларусь, распространяет свое действие не только на соблюдение гражданами ( а также иностранными гражданами, находящимися на территории Республики Беларусь) Конституции и законов, а также иных нормативных актов, действующих на территории Республики Беларусь, так как они составлены в соответствии с Основным Законом нашего государства. Что касается невыполнения провозглашенного в Конституции требования об уважении национальных традиций, то если не нарушаются правовые нормы, может наступать лишь моральная ответственность.( с. 408, вас.)
Согласно Конституции нашего государства контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:
- соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
- соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
- соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
- соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
- Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений.
- В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.(о внес доп в зак о кон суде рб)
Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении. При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.
Таким образом, Конституционный Суд учрежден для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь, ее непосредственного действия, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении. А поскольку соблюдение норм Конституции и нормативных правовых актов, ей соответствующий, является обязанность каждого, кто находиться на территории нашего государства, то Конституционный суд играет важную роль в обеспечении исполнения данной обязанности, так как он непосредственно контролирует конституционность тех или иных нормативных актов.
2.2 Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц
Данная обязанность закреплена в статье 53 Конституции Республики Беларусь: «Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц».
Данную статью можно
прокомментировать так: каждое лицо
обязано действовать таким
Права человека и все, связанное с их реализацией, надежно закрепились не только в качестве приоритетного направления в развитии национального и международного права, но и стали мерилом зрелости политической системы того или иного государства.(Акименко) Поэтому не только сами граждане должны следить за соблюдением ими данной обязанности, но и государство должно принимать соответствующие правовые акты, обеспечивающие права человека.
Так в Преамбуле Международного Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», принятый Организацией Объединенных Наций в 1966 году, говориться: «принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». ( пакт) Это означает, что вопросы уважения достоинства, права, свободы, законных интересов людей решаются и закрепляются на законодательном уровне не только внутри той или иной страны, а и на международном уровне.
«Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства», - гласит пункт второй статьи второй части второй вышеуказанного пакта.( пакт)
«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища. Тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»,- гласит статья 12 Всеобщей Декларации Прав Человека.(вдпч)
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.(ст.2 кон рб)
Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.(ст 28 кон)
Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.( ст 29 кон)
Так же предусматривается уголовная ответственность за незаконное собирание либо распространение информации о частной жизни. ( ст 179 УК)
Сюда же входит вопрос о сохранении врачебной тайны. ( ст. 59 зак о зравоохр)
От того, насколько
гарантирована на прикосновенность
личной жизни, как государство в
эту частную жизнь и какие
для этого могут быть основания,
зависит степень свободы
Из этого можно сделать вывод, что соблюдение обязанности, предусмотренной в статье 53 Конституции Республики Беларусь, является не только мерой правового поведения личности, но своего рода ориентиром государства на пути к демократизму, так как « человек, его права и свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». ( ст. 2 Кон)
2.3. Обязанность беречь историко- культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
Обязанность заботиться
о сохранении исторического и
культурного наследия – обязанность
государства, человека и гражданина,
появившаяся только в третьем
«поколении» прав, свобод и обязанностей.(словарь)
В зарубежном конституционном законодательст
В Конституции Республики Беларусь обязанности беречь историко- культурное, духовное наследие и другие национальные ценности закрепляется в статье 54: « Каждый обязан беречь историко- культурное, духовное наследие и другие национальные ценности».(ст 54.кон)
Вот какое определение историко- культурном ценностям дает закон «Об охране историко - культурного наследия»:
Историко – культурные ценности – это материальные объекты и нематериальные появления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты по охрану государства. ( Глав 1 «Общие положения». Закон)
Государственное регулирование
в сфере охраны историко- культурного
наследия осуществляется Президентом
Республики Беларусь, Советом Министров
Республики Беларусь, министерством
Культуры, Местными Советами депутатов,
местными исполнительными и распорядител
Но законодательство в сфере охраны историко- культурного наследия основывается и на других нормативных актах.
Например, в законе закреплены обязанности граждан в сфере культуры: беречь историко- культурное, духовное наследие и другие национальные культурные ценности, уважать культуру и язык всех национальных сообществ, проживающих в Республике Беларусь. Родители или заменяющие их лица обязаны заботиться об эстетическом воспитании, культурном развитии детей, присоединению их к культурным ценностям.( гл 3 ст 15 п 2 зак о культ) Иностранные граждане и лица без гражданства исполняют обязанности в области культуры наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, другими законами и международными договорами Республики Беларусь. ( гл 3 ст 15 п 4)
Так же в Республике приняты меры о предотвращении незаконного вывоза культурных ценностей за пределы страны, которой они принадлежат. «При выявлении факта незаконного перемещения культурных ценностей таможенная служба государства транзита или государства ввоза в соответствии с законодательством, действующим на ее таможенной территории, принимает меры к установлению государства вывоза этих ценностей и в недельный срок информирует таможенную службу государства вывоза о задержании культурных ценностей».(п 2 положения)
Основу правового режима объектов культурного наследия составляют принципы: приоритета комплексного сохранения объектов культурного наследия перед их коммерческим использованием; ограничения гражданско-правовой оборотоспособности культурных ценностей; возложения обязанности по сохранению памятников истории и культуры; ограничения хозяйственной деятельности на объектах культурного наследия; обеспечения общедоступности памятников культуры в научных, культурных, образовательных и просветительских целях; научной обоснованности отнесения объектов к историко-культурному наследию Беларуси; признания наследием объектов, представляющих историческую, художественную, природную, научную, культурную ценность; комплексности объектов наследия; взаимосвязи объектов наследия, составляющих единый историко-культурно-природный комплекс Беларуси; отнесения историко-культурного наследия к ресурсному потенциалу Беларуси; оптимального сочетания охраны и использования историко-культурного наследия в научных, познавательных, воспитательных, хозяйственных и иных целях; выявления, исследования, постановки на учет, реставрации, восстановления, консервации, охраны, использования, содержания объектов наследия с учетом их временных и пространственных взаимосвязей.( на диске ст мартыненко)
Информация о работе Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь