Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие «обязанности граждан», сравнить обязанности, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, с обязанностями, закрепленными Основным законом иностранных государств, а также осветить наиболее значимые проблемы реализации гражданами конституционных обязанностей.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Контроль за соблюдением  законодательства о налогах, обеспечению  правильного исчисления, полного  и своевременного внесения налогов  в бюджет, обеспечению учета налогов и так далее в пределах своей компетенции осуществляет налоговая инспекция Республики Беларусь.( ст.2 гл.1 зак о гос нал инсп) В пределах своей компетенции государственный контроль за налоговыми отношениями в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетов и внебюджетных фондов осуществляет Комитет государственного контроля.( п 1 ст 2 зак о ком гос кон)

При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования плательщиком.(п 7 ст 6 нал к). К примеру, льготное налогообложение применяется к нанимателям, применяющим труд инвалидов.(ст.27 гл 1 зак о соц защ инв) От уплаты обязательных страховых взносов освобождаются крестьянские (фермерские) хозяйства в отношении членов крестьянских ( фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами I и II группы либо достигших общеустановленного пенсионного возраста. ( ст 4  зак об обяз страх взн в фонд соц защ)

Несоблюдение обязанностей в области уплаты налогов, государственной пошлины и иных платежей влечет юридическую ответственность. Так, к примеру, статьей 231 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусматривает наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительными работами на срок до двух лет, арест или лишение свободы. Статья 243 предусматривает меры наказания за уклонение от уплаты сумм налогов и сборов. Так же предусматривается ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. ( ст. 12.1 гл 12 коап)

Участвуя в качестве налогоплательщиков в процессе перераспределения  собственности в виде налоговых платежей, граждане и иные постоянно проживающие на государственной территории лица, создают для себя условия, способствующие осуществлению ими трудовой и хозяйственной деятельности, получению необходимого образования, воспитания подрастающего поколения, проведению досуга и т.п.( нал пр маньковский). Следует различать понятия «налоги» и «сборы», так как каждый из платежей имеет свой правовой режим, который соответствует его экономической сущности. Участие в финансировании государственных расходов является важным аспектом, характеризующим уровень правосознания граждан.

 

 

2.6. Обязанность защищать Республику Беларусь

Статья 57 Конституции  Республики Беларусь устанавливает: «  Защита Республики Беларусь – обязанность  и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Порядок прохождения  воинской службы, основания и условия  освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.»

Хотелось бы отметить, что данная обязанность, в отличие  от перечисленных выше, является долгом только граждан Республики Беларусь. Она не распространяется на иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, временно пребывающих на территории нашей Республики.( ст 20 зак о ин гр, ст 4 гл 1 зак о воин обя)

Воинская обязанность - обязанность граждан Республики Беларусь (далее - граждане), устанавливаемая в целях создания и постоянного функционирования системы мероприятий, обеспечивающих защиту Республики Беларусь, прохождение гражданами воинской службы, подготовку их к вооруженной защите Республики Беларусь. ( ст 1 гл 1 зак о воин обя)

Воинскую обязанность  исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому  развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и  имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, а также граждане женского пола, отвечающие установленным требованиям и получившие подготовку по специальностям, необходимым для Вооруженных Сил и других воинских формирований.

Граждане, которые в  соответствии с Законом от 5 ноября 1992 года «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе» обязаны исполнять воинскую обязанность, подразделяются на допризывников ( гражданин мужского пола, проходящий подготовку к военной службе до приписки к призывному участку), призывников ( гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку), военнослужащих ( гражданин, проходящий военную службу в Вооруженных силах), резервистов (гражданин, проходящий службу в резерве), военнообязанных (  гражданин, состоящий в запасе Вооруженных сил или других воинских формирований).( ст 4 зак)

Законом установлены  следующие виды военной службы:

-военная служба по  призыву - обязательная военная  служба граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению. Военная служба по призыву подразделяется на срочную военную службу и военную службу офицеров по призыву;

-военная служба по  контракту - военная служба граждан,  которую они в целях исполнения  конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством Республики Беларусь на условиях заключенного контракта;

- служба в резерве  - вид воинской службы, заключающийся  в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности;

В законе « О всеобщей воинской обязанности и воинской службе» прямо определено, что всеобщая воинская обязанность предусматривает как призыв на воинскую, так и призыв на альтернативную службу.

Закон « О всеобщей воинской обязанности и воинской службе»  регулирует общественные отношения в сфере исполнения гражданами воинской обязанности, включающей:

- воинский учет;

- обязательную подготовку  к военной службе;

- призыв на военную  службу;

- прохождение военной  службы по призыву;

- призыв на службу  в резерве и прохождение службы  в резерве;

- состояние в запасе;

- призыв на военные  и специальные сборы и их  прохождение;( ст 2)

Воинская служба обладает приоритетом перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью. Данное положение подтверждается, тем фактом, что граждане прекращают работу, учебу и иную деятельность при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а так же в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.(ст5) Статус военнослужащего приобретается гражданами со дня начала состояния на военной службе и утрачивается со дня окончания состояния на военной службе. Время нахождения граждан на военной службе засчитывается в стаж работы по специальности.

Резервисты имеют статус военнослужащих, проходящих срочную  военную службу, при нахождении на занятиях или учебных сборах, определяемых программами подготовки резервистов. Время нахождения резервистов на занятиях и учебных сборах засчитывается им в выслугу лет на военной службе для назначения пенсии, выплаты надбавки за выслугу лет на военной службе и в срок службы в присвоенном воинском звании, а также в стаж работы и стаж работы по специальности (в отрасли) в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.(часть четвертая статьи 5 в ред. Закона Республики)

Гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами Республики Беларусь. Гражданам, обучающимся в учреждениях образования, - выплачивается по месту учебы пособие в размере двухнедельной стипендии. Граждане, обучающиеся в учреждениях образования, освобождаются от учебы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва (поступления) на военную службу, службу в резерве, постановки на воинский учет и снятия с воинского учета, с сохранением за ними стипендии по месту учебы.

Гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются  гарантии и компенсации, установленные  законодательством о труде. Индивидуальным предпринимателям, лицам, временно не работающим, а также безработным выплата компенсаций за период прохождения сборов осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами из расчета пятнадцати базовых величин за один месяц. Время прохождения сборов исключается из 26-недельного периода выплаты пособия безработным службой занятости.( ст 6)

Все призывники и военнообязанные  подлежат воинскому учету. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Республики Беларусь, органами внутренних дел, местными исполнительными и распорядительными органами и иными организациями.( ст 11 гл 3)

Первоначальный прием  на воинский учет граждан мужского пола в год достижения ими 16-летнего  возраста осуществляется при проведении их приписки к призывным участкам. Приписка граждан к призывным  участкам проводится ежегодно в январе - апреле по месту их жительства (прописки).

Первоначальный прием  на воинский учет граждан женского пола после получения ими специальности, при наличии которой они подлежат приему на воинский учет, а также  приписка граждан мужского пола, своевременно не приписанных к призывным участкам, осуществляются в течение всего календарного года.( ст 14 гл 3)

Приписка граждан к  призывным участкам осуществляется комиссиями по приписке, создаваемыми в районах, городах без районного  деления.( ст 15)

Руководители государственных  органов, иных организаций ежегодно в сроки, устанавливаемые законодательством  Республики Беларусь, представляют в  соответствующие военные комиссариаты списки граждан, подлежащих приписке к  призывным участкам.

Граждане, подлежащие приписке к призывным участкам, обязаны прибыть в военные комиссариаты (на призывные пункты) в сроки, указанные в повестках (уведомлениях), и предъявить необходимые документы. ( ст 15)

Гражданину, приписанному к призывному участку, выдается удостоверение призывника, разъясняются права и обязанности призывника, правила воинского учета и порядок прохождения обязательной подготовки к военной службе.

Граждане, уволенные в  запас Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также граждане, подлежащие постановке на воинский учет, принимаются на воинский учет в военных комиссариатах по месту их жительства (прописки).(ст 17)

В целях обеспечения  воинского учета граждане обязаны:

- состоять на воинском  учете по месту их жительства (прописки) в военном комиссариате, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы). Граждане, уволенные из органов государственной безопасности Республики Беларусь в запас органов государственной безопасности Республики Беларусь, обязаны состоять на воинском учете в управлении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства (прописки);

- являться в установленные  время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, по месту их жительства (прописки) или месту временного пребывания;

- при увольнении с  военной службы, службы в резерве  в запас, обязаны явиться в месячный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту их жительства (прописки) для принятия на воинский учет;

- сообщать в недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту их жительства (прописки) об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учебы), места жительства (прописки) в пределах административно-территориальной единицы или места временного пребывания;

- сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь и стать в месячный срок на воинский учет по месту жительства (прописки);

- при выезде на срок более шести месяцев за границу лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства (прописки), а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, - в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства (прописки) и сообщить об этом. По прибытии из государства временного пребывания в месячный срок лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства (прописки), а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, - в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства (прописки) и сообщить об этом;

- иметь и хранить военный билет, военный билет офицера запаса, положения о которых утверждаются Министерством обороны Республики Беларусь (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), или удостоверение призывника. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства (прописки), за исключением случаев нахождения за границей;

Информация о работе Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь