Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие «обязанности граждан», сравнить обязанности, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, с обязанностями, закрепленными Основным законом иностранных государств, а также осветить наиболее значимые проблемы реализации гражданами конституционных обязанностей.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Так же государство принимает  активное участие в обеспечении  сохранности историко-культурного наследия Республики Беларусь. Например, оно обеспечивает финансирование работ по сохранению, восстановлению и содержанию объектов историко- культурного наследия. ( П 1 Пост сов мин)

К законодательными актам, регулирующими сферу сохранения историко- культурного наследия, можно также отнести « Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»( вступила в силу для Республике Беларусь с 7 августа 1957 года), «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия»( вступила в силу для Республики Беларусь 12 января 1989 года).

Законодательством устанавливается  уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и другая ответственность  за нарушение законодательства в сфере охраны историко-культурного, духовного наследия и других национальных ценностей.тва аб культуры.Ст 3 гл 1 О культ

Так статьями 19.1 - 19.7 Кодекса Республики Беларусь « Об административных правонарушениях» предусмотрены наказания при правонарушениях в области охраны историко- культурного наследия. ( ст 19.1-19.7 коап

Таким образом, охрана историко- культурного и духовного наследия является одной из основных обязанностей граждан Республики Беларусь. Эта  обязанность находит свое закрепление, помимо Конституции, в Законе « Об охране истоико- культурного наследия Республики Беларусь», Законе « О культуре в Республике Беларусь». Исполняя надлежащим образом данную обязанность гражданин выражает свое уважение к истории и духовному наследию своего государства.

 

2.4. Обязанность охраны окружающей среды

Охрана природной среды- долг каждого.(ст. 55 конституции)Данная конституционная норма, обязывающая охранять природу, корреспондирует статье 46 Основного Закона, которая устанавливает право граждан на благоприятную окружающую среду.

Право гражданина  на благоприятную окружающую среду – право на такую среду, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно- антропогенных объектов.(ст.1 з об охр окр ср) Государство должно в полной мере обеспечивать это право. Но обязанности по защите окружающей среды должны быть возложены не только на государство, но и на граждан юридических лиц, пользующихся природными ресурсами. ( с. 29 дем бон, эк пр)

Данная обязанность  носит абсолютный характер, так как является долгом каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. Но объем содержащихся в ней требований будет различаться в зависимости от того, кому он адресован.

Объем экологических  обязанностей граждан детализируется в Законе «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым граждане обязаны:

- соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

- повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

- беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

- выполнять требования в области обращения с отходами;

- выполнять требования пожарной безопасности;

- соблюдать правила охоты и рыболовства;

- выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

- выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

- возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан  в области охраны окружающей среды. ( ст. 12 закона об охр окр)

Объем обязанностей, которые  возлагаются на юридически лиц и индивидуальных предпринимателей законодательство закрепляет в таком виде: применение природоохранительных технологий производства, недопущение ухудшения экологической обстановки в результате их хозяйственной деятельности, осуществление комплекса мероприятий по охране земель.( ст.65 код о земле) Сюда же входят обязанности, касающиеся охраны озонового слоя. Например,  сокращение потребления азоноразрушающих веществ, принятие мер по полному прекращению их применения, выполнение мероприятия по своевременному сбору азоноразрушающих веществ и прочие.( ст 10 зак об охр азонового слоя)

Более широкий перечень обязанностей граждан в сфере  охраны окружающей среды закреплен в различных отраслях права.

В области водопользования  граждане Республики Беларусь обязаны:

- использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования;

- рационально использовать водные ресурсы, проводить необходимые работы по сохранению и улучшению качества вод, восстановлению водных объектов;

- вести учет количества забираемых и используемых вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых в водные объекты сточных вод, а также представлять в установленном порядке отчеты соответствующим органам;

- не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда хозяйственным объектам и окружающей среде;

- соблюдать установленный режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

- содержать в надлежащем состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и устройства и соблюдать установленные правила их эксплуатации;

- проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния;

- своевременно информировать местные исполнительные и распорядительные органы, органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органы государственного санитарного надзора о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, и осуществлять неотложные работы по ликвидации их последствий;

- беспрепятственно допускать на свои объекты представителей специально уполномоченных органов государственного управления, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной вод, и представлять им безвозмездно необходимую информацию;

-своевременно вносить плату за водопользование в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполнять другие обязанности по использованию и охране вод в соответствии с законодательством Республики Беларусь.( ст. 32 гл 7 вод код)

Круг обязанностей граждан  в области охраны окружающей среды так же закреплен в Законах Республики Беларусь « Об охране и использовании животного мира», «О растительном мире», Кодексе «О недрах », Лесном Кодексе и других нормативных актах Республики Беларусь.

Несоблюдение вышеперечисленных  обязанностей влечет применение мер  ответственности. Например, статья 15.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение обязательных для соблюдения правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды и влечет наложение штрафа. ( Ак)

Таким образом, обязанность охраны окружающей среды не только долг каждого  гражданина, но и важная обязанность от исполнения которой зависит не только экологическая обстановка окружающего нас мира, но и реализации закрепленного в Основном Законе права каждого на благоприятную окружающую среду. Данная обязанность граждан находит отражение Конституции Республики Беларусь и в иных нормативных актах нашего государства. ( Закон « Об охране окружающей среды», Лесной, Водный Кодекс и др.). И ненадлежащее исполнение данной обязанности влечет применение мер ответственности.

 

 

2.5. Обязанность уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей

Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие  в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.( ст 56 кон)

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.( п 1 ст 6 гл 1 нал к0) Отличительной особенностью налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств. ( Пилипенко А.А. нал пр. стр. 84)

Важным в сфере регулирования участия граждан в финансировании государства является Закон « О подоходном налоге с физических лиц». В соответствии с данным Законом объектами налогообложения  признаются доходы, полученные физическими лицами как в пределах Республики Беларусь, так и за ее пределами.( ст2 зак о подох налое)

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский  и (или) местные бюджеты, взимаемый  с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий  совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. ( п2 ст 6 гл1 нал к)

Автор данной курсовой работы хотела бы отметить, что налоговое законодательство (система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов)  Республики Беларусь включает:

- Налоговый Кодекс  Республики Беларусь

- декреты, указы и  распоряжения Президента Республики  Беларусь, содержащие вопросы налогообложения. Например, Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 года « О мерах по обеспечиванию своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносах», который принят в целях защиты экономических интересов государства и обеспечения своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.( абзац первый указа)

- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения.  Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2007 года « О некоторых вопросах Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

- Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом Республики Беларусь, и принятыми в соответствии с ним законами, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.( ч1 ст 3 гл 1 Кодекса)

Здесь же следует сделать  оговорку: включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым Кодексом или Президентом Республики Беларусь.( часть 2 пункта 1 ст 3 в ред закона респ бел от 22.07.2003 № 225-3 « о внесении доп и изм в общ часть нал код рб и изм в зак рб « о введении дейст общей части нал к рб»)

Введение налогов и  сборов подзаконными актами недопустимо. Они могут лишь решать вопросы  процедуры, порядка уплаты налогов. Этот вывод не противоречит тому, что  местные налоги и сборы вводятся местными Советами, ведь их соответствующие решения основываются на законе. (кон прин налогообл вас)

Налоговым Кодексом определяется два вида налогов, сборов: республиканские  и местные.(ст 7 п 1) Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь (акцизы, налог на прибыль, налог на доходы, подоходный налог с физических лиц, экологический налог, налоги с пользователей природных ресурсов, налоги на имущество, земельный налог, дорожные налоги и сборы, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, регистрационная и лицензионные сборы, патентные пошлины). Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях ( налог с розничных продаж, налог за услуги, налог на рекламу, сборы с пользователей).( п 2,3 ст 7)

Плательщиками государственной  пошлины являются организации и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу, в специальных учреждениях , которые имеют на то полномочия.( стй 1 зак О госпошлине)

Следует упомянуть также о Законе Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года « О пенсионном обеспечении». В статье 8 вышеуказанного закона говорится, что с работодателей и работающих граждан, а также с физических лиц взимаются обязательные страховые взносы, за счет которых формируются средства Фонда социальной защиты. Пенсии, выплачиваемые в соответствии с данным Законом, не подлежат обложению налогом. (  ст 8 зак) Уплата обязательных страховых взносов в Фонд в предусмотренных Законом размерах производиться плательщиками единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании.( ст.3 закона об обяз стр вз)

Информация о работе Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь