Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 20:31, курсовая работа
Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и компетенцию.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
изложить процесс возникновение института президентства в Республике Беларусь;
проанализировать особенности избрания и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь;
определить статус Президента Республики Беларусь;
рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
назвать нормативные правовые акты, издаваемые Главой государства;
Введение…………………………………………...……..………………………….4
1 Президент как глава государства………………………………………………6
1.1 Институт президентства в современном мире…………………………………6
1.2 Становление и развитие института президентства в Республике Беларусь…8
2 Порядок избрания и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь……………………………………………………………………………11
2.1 Избрание Президента Республики Беларусь…………………………………11
2.2 Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь……………...13
3 Полномочия Президента Республики Беларусь…………………………….16
3.1 Правовой статус Президента Республики Беларусь…………………………16
3.2 Компетенция Президента Республики Беларусь…………………………..…18
3.3 Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь…………...33
3.4 Проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность Главы государства…………..……………………36
Заключение…………………………………..……………………….……………40
Список использованных источников……………
Данный порядок делегирования законодательных полномочий в Республике Беларусь позволит сохранить роль Парламента как законодательного органа и экономить его время, так как закон о делегировании полномочий Президенту Республики Беларусь будет представлять собой «закон-рамку», который согласно статье 183 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь вносится, а, следовательно, разрабатывается Президентом, однако согласно статье 183 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь за Парламентом Республики Беларусь сохраняется право не одобрить данный закон[11];
2)
закрепление последующего
Однако все вышеперечисленные проблемы носят абстрактно-теоретический характер. Со дня принятия новой редакции Конституции, Президент Республики Беларусь ни разу не обращался в Национальное собрание с предложением о делегировании ему законодательных полномочий, а поэтому практика делегирования на сегодняшний момент не сложилась.
Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Элементы, составляющие конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь: гарант Конституции Республики Беларусь; арбитр, посредник между ветвями власти; олицетворяет единство народа.
Компетенция Президента Республики Беларусь указана в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».
Президент Республики Беларусь имеет право издания следующих правовых актов: декреты (делегированные, временные), указы, распоряжения, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Предложения по совершенствованию института делегирования законодательных полномочий в Республике Беларусь:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впервые институт президентства возник в США в 1787 году. Первым европейскими странами, в которых утвердился пост президента, были Франция и Швейцария – 1848г. В ХХ в. должность президента как главы государства была введена в большинстве стран. В разных странах главы государств имеют различные по характеру и объему полномочия. Это определено государственным режимом, формой правления и территориального устройства.
Возникновение института президентства в Республике Беларусь связано с принятием 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь. При рассмотрении вопроса об определении государственного устройства было принято решение об утверждении президентской республики. Возникновение института президентства в Республике Беларусь было обусловлено совокупностью социально-политических и правовых факторов.
Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь является Конституция, Избирательный Кодекс Республики Беларусь и некоторые иные правовые акты. Требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты Республики Беларусь: гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Выборы Президента назначаются Палатой представителей. Выборы Главы государства проводятся на основе всеобщего, свободного, равного, прямого принципов при тайном голосовании. Вновь избранный Президент вступает в должность после принесения Присяги.
Президент прекращает свои полномочия при наличии следующих обстоятельств: стойкая неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента, смещение с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления, отставка Президента. Должность Президента остается вакантной в случаях: отставки Президента, досрочного освобождения Президента от должности, смещения Президента, смерти Президента. До принесения Присяги вновь избранным Президентом его полномочия переходят к Премьер-министру Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Элементы, составляющие конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь: гарант Конституции Республики Беларусь; арбитр, посредник между ветвями власти; олицетворяет единство народа.
Компетенция Президента Республики Беларусь указана в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».
Президент Республики Беларусь имеет право издания следующих правовых актов: декреты (делегированные, временные), указы, распоряжения, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Предложения по совершенствованию института делегирования законодательных полномочий в Республике Беларусь:
1) конкретизация способа делегирования законодательных полномочий;
2) закрепление последующего парламентского контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь