5.
Образование, упразднение и реорганизация
Администрации Президента и некоторых
других органов. В Действующей Конституции
прямо закреплено право Президента образовывать,
упразднять или реорганизовывать Администрацию
Президента, другие органы государственного
управления, а также консультативные и
иные органы при Президенте. Указом Президента
Республики Беларусь от 23 января 1997г. №
97 "Вопросы Администрации Президента
Республики Беларусь" образована Администрация
Президента Республики Беларусь – орган
государственного управления, установлена
численность работников Администрации
Президента, а также утверждено Положение
об Администрации и ее структура. Президентом
приняты и другие решения о создании некоторых
иных органов[10].
6.
Назначение на должность Премьер-министра.
Премьер-министр назначается Президентом
с согласия Палаты представителей. Регламент
Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь определяет
порядок рассмотрения вопроса о даче согласия
на назначение на должность Премьер-министра.
Вопрос о даче согласия на назначение
на должность Премьер-министра Республики
Беларусь решается на заседании Палаты
представителей путем тайного голосования
и оформляется постановлением. Депутаты
Палаты представителей вправе задавать
вопросы Президенту Республики Беларусь,
самому кандидату на должность Премьер-министра,
высказывать свое мнение по предложенной
кандидатуре, агитировать "за" или
"против" нее. Кандидатура на должность
Премьер-министра Республики Беларусь
считается одобренной, если за нее проголосовало
большинство от полного состава Палаты
представителей. Решение по вопросу о
даче согласия на назначение Президентом
Республики Беларусь Премьер-министра
принимается Палатой представителей не
позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения
предложения по кандидатуре Премьер-министра.
В случае двукратного отказа в даче согласия
на назначение Премьер-министра Палатой
представителей Президент вправе назначить
исполняющего обязанности Премьер-министра,
распустить Палату представителей и назначить
новые выборы[11].
7.
Определение структуры Правительства,
назначение и освобождение от
должности членов Правительства
и их отставке. Президент самостоятелен
в определении структуры Правительства.
В этих целях он может создавать министерства
и ведомства, входящие в структуру Правительства.
Если ранее назначение и освобождение
от должности заместителей Премьер-министра,
руководителей некоторых наиболее важных
министерств и ведомств осуществлялось
с согласия Парламента, то сейчас эти вопросы
решаются Главой государства. В 2006 году
Президент Республики Беларусь издал
Указ "О структуре Правительства Республики
Беларусь", которым установил, что в
систему республиканских органов государственного
управления и иных государственных организаций,
подчиненных Правительству Республики
Беларусь, входят: министерства Республики
Беларусь, Комитет государственной безопасности,
Государственный комитет пограничных
войск, Государственный комитет по авиации,
Государственный таможенный комитет,
которые являются республиканскими органами
государственного управления; – объединения
юридических лиц, имущество которых находится
в собственности Республики Беларусь,
осуществляющие управление объектами
государственной собственности, государственные
учреждения, иные государственные организации,
подчиненные Правительству Республики
Беларусь. Согласно указу в структуре
министерств по решению Совета Министров
Республики Беларусь могут создаваться
департаменты, которые являются структурными
подразделениями министерств и осуществляют
специальные (исполнительные, контрольные,
регулирующие и другие) функции в определенных
сферах ведения, отнесенных к компетенции
соответствующего министерства. Департаменты
не обладают правами юридического лица,
если иное не установлено Президентом
Республики Беларусь[12].
8.
Назначение Председателей высших
судебных инстанций. В соответствии
с п. 8 ст. 84 Конституции Президент с согласия
Совета Республики назначает на должность
Председателя Конституционного Суда,
Председателя Верховного Суда, Председателя
Высшего Хозяйственного Суда из числа
судей этих судов. В соответствии с Регламентом
Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь вопрос о даче согласия
на назначение Председателя Конституционного
Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя
Высшего Хозяйственного Суда включается
в повестку дня сессии Совета Республики
в качестве отдельного вопроса. При этом
одной из постоянных комиссий Совета Республики
дается поручение дать заключение по кандидатурам,
представляемым для дачи согласия на назначение.
Постоянная комиссия Совета Республики
обсуждает на своих заседаниях представленные
кандидатуры и готовит заключение по каждой
из них. На заседании Совета Республики
председатель постоянной комиссии знакомит
членов Совета Республики с заключением
постоянной комиссии по представленным
кандидатурам. Кандидатуры на указанные
должности представляет Президент или
уполномоченное им должностное лицо. После
представления Совету Республики Президентом
кандидатур на указанные выше должности
эта палата Парламента рассматривает
вопрос о даче согласия на назначение
Председателя Конституционного Суда,
Председателя Верховного Суда, Председателя
Высшего Хозяйственного Суда не позднее
10 дней с момента получения соответствующего
представления Президента Республики
Беларусь в период проведения сессии Совета
Республики и не позднее 10 дней с момента
начала ближайшей сессии Совета Республики,
если соответствующее представление Президента
получено в период перерыва между сессиями
Совета Республики. Согласно Регламенту
Совета Республики обсуждение по предложенной
кандидатуре может не открываться, если
на этом не настаивают члены Совета Республики.
При отклонении Советом Республики кандидатуры,
представленной Президентом Республики
Беларусь для назначения на вышеуказанные
должности, Совет Республики принимает
постановление, которое направляется
Президенту Республики Беларусь. Повторное
предложение Президента Республики Беларусь
по кандидатуре рассматривается в порядке,
предусмотренном Регламентом. В случае
отклонения этой кандидатуры Совет Республики
может обратиться к Президенту Республики
Беларусь с предложением о проведении
консультаций с целью преодоления возникших
разногласий. По вопросу дачи согласия
на назначение Председателя Конституционного
Суда, Председателя и судей Верховного
Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного
Суда по решению Совета Республики проводится
тайное или открытое голосование. Постановление
принимается большинством голосов от
полного состава Совета Республики[13].
9.
Назначение судей высших судебных
инстанций, Председателя Центризбиркома,
Генерального прокурора, Председателя
и членов Правления Национального
банка. Согласно п. 9 ст. 84 Конституции
Президент производит назначение на должности
судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного
Суда, Председателя Центральной комиссии
по выборам и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления Национального
банка с согласия Совета Республики[4].
10.
Назначение судей Конституционного
Суда. С учетом равного участия Президента
и Парламента в формировании Конституционного
Суда Президент самостоятельно решает
вопрос о назначении 6 из 12 судей Конституционного
Суда. При этом он должен, прежде всего,
руководствоваться требованиями, изложенными
в части второй ст. 116 Конституции, согласно
которой Конституционный Суд формируется
из высококвалифицированных специалистов
в области права, имеющих, как правило,
ученую степень[4].
11.
Освобождение от должности Председателя
и судей высших судебных инстанций,
Председателя и членов Центризбиркома,
Генерального прокурора, Председателя
и членов Правления Национального
банка. Согласно п. 11 ст. 84 Конституции
освобождение от должности Председателя
и судей Конституционного Суда, Председателя
и судей Верховного Суда, Председателя
и судей Высшего Хозяйственного Суда,
Председателя и членов Центральной комиссии
по выборам и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления Национального
банка производится Президентом по основаниям,
предусмотренным законом, с уведомлением
Совета Республики. В соответствии со
ст. 15 Закона о Конституционном Суде Республики
Беларусь Председатель Конституционного
Суда Республики Беларусь может быть освобожден
от должности по основаниям, предусмотренным
Законом о Конституционном Суде. К числу
таких оснований относятся: просьба об
отставке, утрата гражданства, достижение
предельного возраста пребывания в должности
судьи, продолжение деятельности, несмотря
на предупреждение Конституционного Суда,
не совместимой с должностью судьи, и др.
По аналогичным основаниям допускается
досрочное прекращение полномочий судьи
Конституционного Суда[14]. В кодексе Республики
Беларусь "О судоустройстве и статусе
судей в Республике Беларусь" установлены
основания прекращения полномочий судей.
Они могут быть лишены своих полномочий
за умышленное нарушение законности или
совершение порочащего поступка, не совместимых
с их высоким званием, не иначе как по решению
органа, избравшего или назначившего их,
а также в связи с вступившим в силу обвинительным
приговором суда в отношении их. Судьи
могут быть освобождены от исполнения
обязанностей по другим предусмотренным
законом основаниям (по состоянию здоровья,
в связи с избранием или назначением на
другую должность либо с переводом с их
согласия на другую работу по собственному
желанию и др.)[15].Основания освобождения
судей хозяйственных судов предусмотрены
Хозяйственным процессуальным кодексом
Республики Беларусь[16]. Срок полномочий
Центральной комиссии по выборам и проведению
республиканских референдумов – 5 лет.
Председатель, заместитель Председателя,
секретарь, члены Центральной комиссии
могут быть освобождены от должности:
до истечения срока их полномочий Президентом
Республики Беларусь в случае письменного
заявления о сложении своих полномочий;
утраты гражданства; систематического
неисполнения своих обязанностей; совершения
действий, дискредитирующих Центральную
комиссию; вступления в отношении их в
законную силу обвинительного приговора
суда[17]. В соответствии с Законом "О
Прокуратуре Республики Беларусь" освобождение
Генерального прокурора Республики Беларусь
от должности в течение срока полномочий
может иметь место лишь в случаях совершения
им преступлений, в связи с невозможностью
исполнения обязанностей по службе по
состоянию здоровья, а также по собственному
желанию[18].Порядок назначения и освобождения
от должности Председателя и членов Правления
Национального банка определяется Банковским
кодексом Республики Беларусь [19].
12.
Назначение и освобождение от
должности Председателя Комитета
государственного контроля. Комитет
государственного контроля Республики
Беларусь является государственным органом,
образуемым Президентом Республики Беларусь
и осуществляющим контроль за исполнением
республиканского бюджета, использованием
государственной собственности, исполнением
актов Президента, Парламента, Совета
Министров и других государственных органов,
регулирующих отношения государственной
собственности, хозяйственные, финансовые
и налоговые отношения. В соответствии
с Законом о Комитете государственного
контроля Республики Беларусь, структура,
штатная численность сотрудников органов
Комитета утверждается Президентом. Председатель
Комитета государственного контроля назначается
на должность и освобождается от должности
Президентом и подотчетен ему[20].
13.
Обращение с посланиями к народу.
Обращение Президента с посланиями к народу
Республики Беларусь о положении в государстве
и об основных направлениях внутренней
и внешней политики имеет важное значение
для разъяснения проводимой Главой государства
политики. Посредством таких обращений
Президент может изложить те задачи и
цели, к которым он стремится либо решает
в настоящее время. Конституция, текущее
законодательство не регламентируют частоту
обращений Президента к народу. Определять
частоту и время таких обращений, исходя
из складывающейся ситуации, – это право
Главы государства[4].
14.
Обращение с ежегодными посланиями
к Парламенту; участие в работе
Парламента. Для полномочий президентов
многих стран характерно наличие права
на обращение к парламенту с посланием.
Обычно, как и по белорусской Конституции,
такие послания Президента могут быть
ежегодными. Однако не исключается право
Президента обратиться с посланием к Парламенту
и в связи с какими-то особыми обстоятельствами.
В посланиях Президент может высказывать
свое видение внутриполитической и внешнеполитической
ситуации, предлагать перечень нормативных
актов, которые необходимо принять Парламенту,
т.е. предлагать программу законопроектных
работ, может высказать мнение о своей
поддержке работы, проводимой Парламентом.
Президент
Республики Беларусь ежегодно обращается
с Посланием к Парламенту, в котором анализируются:
ситуация в экономике, социальном развитии,
взаимоотношения государства и общества,
в том числе изложена концепция государственного
строительства, подводятся итоги правотворческой
деятельности, взаимоотношения ветвей
власти, государственной власти и оппозиции,
вопросы обеспечения безопасности личности
и государства, внешнеполитической деятельности,
т.е. затрагивается широкий спектр проблем.
Текст послания Президента должен быть
роздан каждому депутату. Согласно регламентам
палат Парламента ежегодные послания
могут заслушиваться отдельно каждой
палатой либо совместно.
В Конституции закреплено, что
Президент Республики Беларусь
имеет право участвовать в
работе Парламента и его органов,
выступать перед ними в любое
время с речью или сообщением.
Тем самым исключается проведение
таких закрытых заседаний Парламента,
на которых не допускается
присутствие Президента. Это является
важной гарантией взаимодействия
Главы государства и Парламента[4].
15.
Руководство заседаниями Правительства.
В силу того, что Президент является Главой
государства в п. 15 ст. 84 Конституции вполне
обоснованно предусмотрено, что Президент
имеет право председательствовать на
заседаниях Правительства Республики
Беларусь. Обычно это происходит, когда
на заседании Правительства рассматриваются
наиболее важные вопросы. В этом случае
Президент руководит ходом заседания.
Он вправе выступать с докладом, сообщением,
задавать вопросы присутствующим членам
Правительства и иным должностным лицам.
16.
Назначение руководителей республиканских
органов государственного управления,
определение их статуса и назначение
некоторых иных лиц. Конституцией
определено, что Президент самостоятельно
назначает руководителей республиканских
органов государственного управления
и определяет их статус. Президент может
иметь своих представителей в Парламенте.
В соответствии с утвержденным Президентом
Положением об Администрации Президента
Республики Беларусь Глава Администрации
Президента имеет право без специальных
на то полномочий выступать в качестве
представителя Президента в Палате представителей
и Совете Республики Национального собрания.
Положением об Администрации Президента
Республики Беларусь Президент, являясь
Главой государства, может назначать и
других должностных лиц, если их должности
определены в соответствии с законодательством
и если иное не предусмотрено Конституцией.
Здесь возможно несколько ограничений:
Конституцией или принятым в соответствии
с ней другим нормативным актом назначение
данного лица отнесено к прерогативе другого
органа; имеются ограничения финансового
характера, т.е. в соответствии с утвержденным
бюджетом невозможно создать соответствующую
структуру и ввести должность, на которую
предполагалось назначить лицо[10].
17.
Решение вопросов, связанных с
приемом в гражданство, его прекращением
и предоставлением убежища. Гражданство
– это неотъемлемый атрибут государственного
суверенитета, который определяет принадлежность
лица к государству, обусловливающий совокупность
его прав и обязанностей и их защиту со
стороны государства. В соответствии законом
органом, принимающим решения по вопросам
гражданства Республики Беларусь, являлся
Президиум Верховного Совета. Для предварительного
рассмотрения вопросов гражданства Президиум
образовал Комиссию по вопросам гражданства.
В связи с введением в действие новой Конституции
и вступлением Президента в должность
решение вопросов о приеме в гражданство
Республики Беларусь, его прекращении
и предоставлении убежища перешло к Главе
государства. Согласно действующего закона
«О гражданстве Республики Беларусь»
Президент принимает решения о приеме
в гражданство, выходе из гражданства,
утрате гражданства Республики Беларусь[21].