18.
Установление государственных праздников
и праздничных дней, награждение
государственными наградами, присвоение
классных чинов и званий. Президент
своими решениями, обычно принимаемыми
в форме указов, устанавливает государственные
праздники и праздничные дни. Государственные
праздники могут устанавливаться в связи
с важными историческими событиями, спецификой
той или иной профессии и т.д. Дни государственных
праздников могут быть как рабочими, так
и нерабочими. Указом Президента Республики
Беларусь "О государственных праздниках,
праздничных днях и памятных датах в Республике
Беларусь" определены государственные
праздники, а также праздничные дни. С
правом Парламента устанавливать государственные
награды, классные чины и звания непосредственно
связано правомочие Президента награждать
государственными наградами, присваивать
классные чины и звания. Таким образом,
в данном случае один орган принимает
закон, а другой – его исполняет, что является
реализацией концепции разделения властей[22].
19.
Осуществление помилования осужденных.
Помилование отличается от амнистии тем,
что оно осуществляется в отношении конкретных
лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных
лиц и органов. Президент Республики Беларусь
кроме ходатайств о помиловании рассматривает:
материалы в отношении лиц, осужденных
к смертной казни, которые не ходатайствуют
о помиловании; представления Председателя
Верховного Суда Республики Беларусь
или Генерального прокурора Республики
Беларусь о применении помилования к лицам,
осужденным судами Республики Беларусь
к смертной казни; заявления лиц, которые
отбыли наказание, об освобождении от
покрытия материального урона, подлежащего
взысканию по приговорам судов Республики
Беларусь, в пользу государства или государственных
организаций, находящихся на республиканском
и местном бюджетах, или государственных
предприятий и учреждений, находящихся
в республиканском и местном подчинении.
Помилование применяется, как правило,
по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства
о помиловании рассматриваются только
после вступления приговоров в законную
силу. Ходатайства о помиловании подаются
осужденными через администрацию исправительно-трудового
учреждения или другого органа, исполняющего
приговор, и направляются на рассмотрение
Президента Республики Беларусь с приложением
копии всех приговоров, определений и
постановлений судов, подробных характеристик
о работе и поведении осужденных с указанием
мнения администрации и мнения надзорной
комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних
по сути ходатайства, а также других документов
и данных, имеющих значение для рассмотрения
вопроса о применении помилования. К особо
опасным рецидивистам, а также лицам, к
которым ранее были применены амнистия,
помилование или замена неотбытой части
наказания более мягким, условное освобождение
их из мест лишения свободы с обязательным
привлечением к труду, если они до погашения
или снятия судимости снова совершили
преднамеренное преступление, применяется
только в исключительных случаях. Лица,
осужденные к смертной казни, могут обратиться
с ходатайством о помиловании к Президенту
Республики Беларусь на протяжении 7 суток
со дня вручения им копии приговора или
кассационного определения. Если осужденный
к смертной казни не подаст в назначенный
срок ходатайства о помиловании или заявит
о своем нежелании обращаться с таким
ходатайством, об этом составляется акт
с исполнением установленных правил. Ходатайство
или акт направляется Президенту Республики
Беларусь не позже чем в 3-дневный срок
со дня подачи ходатайства от осужденного
или составления акта. Согласно мерам,
гарантирующим защиту прав тех, кто приговорен
к смертной казни, одобренным Экономическим
и Социальным Советом ООН 25 мая 1984 г. каждый
приговоренный к смертной казни имеет
право на подачу прошения о помиловании
или замене приговора; помилование или
замена приговора могут быть предоставлены
во всех случаях вынесения смертного приговора.
Смертный приговор не может быть приведен
в исполнение до рассмотрения прошения
о помиловании. Ходатайства о помиловании,
а также другие материалы до внесения
их на рассмотрение Президента Республики
Беларусь предварительно рассматриваются
в Комиссии по вопросам помилования при
Президенте Республики Беларусь. Комиссия
создается Президентом Республики Беларусь
на срок его полномочий и действует в составе
председателя, двух заместителей председателя
и членов Комиссии. Количество членов
Комиссии устанавливается Президентом
Республики Беларусь. Комиссия может приглашать
на свои заседания представителей органов
государственной власти, общественных
объединений, трудовых коллективов, средств
массовой информации. Помилование и отклонение
ходатайства о помиловании осужденных
к смертной казни, а также помилование
осужденных к лишению свободы или других
более мягких мер наказания осуществляются
указами Президента Республики Беларусь[23,
с. 279-281].
20.
Ведение переговоров и подписание
международных договоров; назначение
и отзыв дипломатических представителей.
Являясь Главой государства, Президент
без какого-либо специального уполномочивания
представляет Республику Беларусь в отношениях
с другими странами и международными организациями.
Это может проявляться в праве подписывать
международные договоры, заявлять о позиции
страны по отношению к той или иной международной
проблеме. Основное ограничение к заключению
международных договоров состоит в том,
чтобы они не противоречили Конституции.
В целях повышения эффективности работы
государственных органов по организации
визитов в иностранные государства делегаций
во главе с Президентом, в также обеспечения
действенного контроля за выполнением
достигнутых в ходе этих визитов договоренностей
Президентом Республики Беларусь 5 февраля
1998 г. принят Указ "О мерах по повышению
эффективности визитов в иностранные
государства делегаций Республики Беларусь
во главе с Президентом Республики Беларусь
и реализации договоренностей, достигнутых
в ходе этих визитов". Указом предусмотрена
необходимость перспективного планирования
визитов, разработки программ визитов,
обеспечения строгого контроля за выполнением
договоренностей, достигнутых в ходе визита.
Прерогативой Президента как главы государства
является назначение и отзыв дипломатических
представителей Республики Беларусь в
иностранных государствах и при международных
организациях[24].
21.
Прием верительных и отзывных
грамот дипломатических представителей.
Президент принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитованных при нем дипломатических
представителей иностранных государств.
Верительной грамотой является документ,
удостоверяющий представительный характер
дипломатического представителя и аккредитующий
его в этом качестве в иностранном государстве.
Верительные грамоты, адресуемые главе
принимающего государства, подписываются
главой государства, назначающего дипломатического
представителя, и скрепляются подписью
министра иностранных дел. Верительная
грамота имеет характер общих полномочий
дипломатического представителя. Отозвание
дипломатического представителя по инициативе
своего правительства оформляется путем
вручения главе государства пребывания
отзывной грамоты, т. е. документа об отозвании
дипломатического представителя, подписанного
главой назначившего его государства.
Отзывные грамоты оформляются так же,
как и верительные грамоты. По установившейся
практике Президент Республики Беларусь
принимает верительные и отзывные грамоты
аккредитованных при нем дипломатических
представителей иностранных государств
в присутствии Министра иностранных дел
Республики Беларусь либо его заместителя
и других ответственных работников указанного
Министерства.
22.
Введение чрезвычайного положения.
Согласно п. 22 ст. 84 Конституции в случае
стихийного бедствия, катастрофы, а также
беспорядков, сопровождающихся насилием
либо угрозой насилия со стороны группы
лиц и организаций, в результате которых
возникает опасность жизни и здоровью
людей, территориальной целостности и
существованию государства, Президент
вводит на территории Республики Беларусь
или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение с внесением в 3-дневный срок
принятого решения на утверждение Совета
Республики. В республике действует Закон
от 24 июня 2002 г. "О чрезвычайном положении".
Чрезвычайное положение является временной
мерой, и оно может объявляться с целью
скорейшей нормализации обстановки, восстановления
законности и правопорядка. При введении
чрезвычайного положения необходимо указывать
мотивы такого решения, срок и границы
его действия. Принятое Президентом решение
о введении чрезвычайного положения в
3-дневный срок вносится на утверждение
Совета Республики. Вопрос об утверждении
решения Президента Республики Беларусь
о введении чрезвычайного положения должен
быть рассмотрен в 3-дневный срок с момента
внесения Президентом соответствующего
решения. Если в результате чрезвычайных
обстоятельств члены Совета Республики
не смогут срочно прибыть, а заседание
Совета либо сессия не может состояться
в здании, может быть избрано другое место
проведения сессии, о чем через средства
массовой информации или иным способом
должны быть извещены депутаты. По решению
Совета Республики вопрос о чрезвычайном
положении может рассматриваться без
предварительного изучения в комиссиях
палаты. При утверждении Советом Республики
указа Президента о введении режима чрезвычайного
положения и предусмотренных им мер в
силу вступают лишь те положения, которые
одобрены. О принятом решении Совет Республики
должен уведомить Президента и сделать
сообщение через средства массовой информации.
Если постановление об утверждении указа
Президента о введении чрезвычайного
положения не набрало большинства голосов
от полного состава Совета Республики,
решение о введении чрезвычайного положения
не утверждается, что оформляется постановлением
Совета Республики. В этом случае указы
Президента не имеют юридической силы[25].
23.
Об отложении проведения забастовки
либо ее приостановлении. Согласно
п. 23 ст. 84 Конституции в случаях, предусмотренных
законодательством, Президент вправе
отложить проведение забастовки или приостановить
ее, но не более чем на 3-месячный срок.
Таким образом, в законе должны быть предусмотрены
случаи, когда проведение забастовки,
право на которую закрепляет ст. 41 Конституции,
будет отложено или она будет приостановлена,
но не более чем на 3-месячный срок. В Трудовом
кодексе Республики Беларусь предусмотрен
порядок и условия проведения забастовки.
Забастовка – временный добровольный
отказ работников от выполнения трудовых
обязанностей (полностью или частично)
в целях разрешения коллективного трудового
спора. Забастовка может проводиться не
позднее трех месяцев после отклонения
предложений примирительной комиссии,
а если стороны обращались к посреднику
или (и) в трудовой арбитраж – после отклонения
предложений посредника или (и) несогласия
с решением трудового арбитража, за исключением
случая, если оно имеет для сторон обязательную
силу. Законом могут быть установлены
ограничения реализации права на забастовку
в той мере, в какой это необходимо в интересах
национальной безопасности, общественного
порядка, здоровья населения, прав и свобод
других лиц. Запрещается оказание материальной
помощи участникам забастовки за счет
средств политических партий, движений,
иных общественных объединений, преследующих
политические цели, а также иностранных
юридических и физических лиц. Решение
о проведении забастовки принимается
на собрании или конференции тайным голосованием.
Решение считается принятым, если за него
проголосовало не менее двух третей присутствующих
работников (делегатов конференции). Собрание
считается правомочным, если на нем присутствует
более половины работников, а конференция
– не менее двух третей делегатов[26].
Стороны
коллективного трудового спора обязаны
принять необходимые меры для обеспечения
во время забастовки в организациях законности,
сохранности государственной и частной
собственности, общественного порядка,
минимума необходимых работ (услуг). В
случае возникновения разногласий между
сторонами по минимуму необходимых работ
(услуг) он устанавливается до начала забастовки
местным исполнительным и распорядительным
органом, решение которого является обязательным
для сторон. Во время проведения забастовки
стороны обязаны продолжить разрешение
коллективного трудового спора путем
переговоров[27, с. 104].
Забастовка
или решение о ее проведении могут быть
признаны незаконными по решению областного
(Минского городского) суда в случаях,
если забастовка проводится (проводилась)
либо решение о ее проведении было принято
с нарушением требований Трудового кодекса
Республики Беларусь.
24.
Подписание законов. Одним из важных
аспектов взаимодействия властей является
принятие законов и их подписание. Подписание
законов, как и право законодательной
инициативы, представляет собой мощное
средство воздействия одной власти на
другую. Стремясь обеспечить в реальности
действие принципа разделения властей,
который во многом сводится не только
к разграничению компетенции, но и проблеме
взаимного сдерживания, взаимовлияния
законодательной и исполнительной власти,
в Конституции закреплено правило о том,
что все законы подписываются Президентом.
При этом он имеет право возвращать закон
или отдельные его положения со своими
возражениями в Палату представителей,
т.е. Президент обладает правом вето на
принятый закон. Закон, принятый Палатой
представителей и одобренный Советом
Республики, либо принятый Палатой представителей
в порядке, предусмотренном ст. 100 Конституции,
представляется в 10-дневный срок Президенту
на подпись. Если Президент не возвращает
какой-либо закон на протяжении двух недель
после того, как он был ему представлен,
закон считается подписанным. Закон не
считается подписанным и не вступает в
силу, если он не мог быть возвращен в Парламент
в связи с окончанием сессии. При несогласии
с текстом закона Президент Республики
Беларусь возвращает его со своими возражениями
в Палату представителей, которая должна
рассмотреть закон с возражениями Президента
не позднее 30 дней. Если закон будет принят
Палатой представителей большинством
не менее 2/3 голосов от полного состава,
он вместе с возражениями Президента в
5-дневный срок направляется в Совет Республики,
который также должен рассмотреть его
повторно не позднее 20 дней. Закон считается
принятым, если он одобрен большинством
не менее 2/3 голосов от полного состава
Совета Республики. Закон после преодоления
Палатой представителей и Советом Республики
возражений Президента подписывается
Президентом в пятидневный срок. Закон
вступает в силу и в том случае, если он
не будет подписан Президентом в этот
срок[4].
25.
Право отмены актов Правительства.
Закрепленное в п. 25 ст. 84 Конституции правомочие
означает право Президента отменить любой
акт подотчетного ему центрального органа
государственного управления – Правительства.
При этом Президент может руководствоваться
не только тем, что соответствующий акт
противоречит законодательству. Президент
может отменить акт Правительства и по
мотивам нецелесообразности его принятия.
Этим данное правомочие отличается от
права соответствующих исполнительных
и распорядительных органов отменять
противоречащие законодательству акты
нижестоящих органов [4].
26.
Контроль за соблюдением законодательства
местными органами управления и самоуправления.
В соответствии с п. 26 ст. 84 Конституции
Президент непосредственно или через
создаваемые им органы осуществляет контроль
за соблюдением законодательства местными
органами управления и самоуправления;
имеет право приостанавливать решения
местных Советов депутатов и отменять
решения местных исполнительных и распорядительных
органов в случае несоответствия их законодательству.
Из анализа Конституции следует, что контроль
за деятельностью местных органов управления
и самоуправления призваны осуществлять
в первую очередь такие контрольно-надзорные
органы, как Комитет государственного
контроля, Прокуратура Республики Беларусь
и их органы на местах. Президент не обладает
правом отмены решений местных Советов,
однако в случае несоответствия этих решений
законодательству он может приостановить
их действие[4].
27.
Формирование Совета Безопасности.
Впервые Совет безопасности был создан
Указом Президента Республики Беларусь
от 5 августа 1994 г. Однако если ранее в Конституции
было указано, что Президент лишь возглавляет
Совет Безопасности, что дало основание
для споров о порядке определения его
состава, то в соответствии с новой редакцией
Конституции 1994 г. Президент не только
возглавляет Совет Безопасности, но и
формирует его. В Конституции непосредственно
предусмотрено, что Глава государства
назначает на должность и освобождает
от должности Государственного секретаря
Совета Безопасности[28].
28.
Руководство Вооруженными Силами
Республики Беларусь. Согласно
законодательству ответственность за
боевую и мобилизационную готовность,
подготовку Вооруженных Сил к выполнению
задач в военное время, материально-техническое
обеспечение, развитие организационной
структуры, вооружения и военной техники,
оперативную и боевую подготовку, воинскую
дисциплину, обеспечение защиты секретной
информации и противодействие иностранным
разведкам, соблюдение законодательства
несет Министерство обороны Республики
Беларусь. Президент, являясь Главнокомандующим
Вооруженными Силами Республики Беларусь,
ответствен перед народом за обеспечение
надежной защиты государства, выполнение
международных соглашений по обороне,
осуществление военной политики и военной
доктрины Республики Беларусь. Он назначает
высший командный состав Вооруженных
Сил Республики Беларусь.