Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Приведение практики построения правового государства, формирования гражданского общества в соответствие с конституционными предписаниями возможно лишь путем повышения качественности правотворчества, правореализации, а также эффективности правоохранительной деятельности. Основной проблемой в этом процессе выступает обеспечение реальности положений Основного Закона, а точнее, реальности связи между конституционными предписаниями и существующими в обществе отношениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические аспекты формирования конституционной юстиции в России
2. Организация деятельности Конституционного Суда РФ
3. Компетенция Конституционного Суда РФ
4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

2) Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч.4 ст.125 Конституции). Реализация данного полномочия Конституционного Суда состоит в осуществлении конкретного конституционного контроля.

Конкретный конституционный контроль предполагает проверку консти­туционности законов (или нормативных актов, фактически играю­щих роль закона), применяемых в конкретных случаях в связи с жалобами частных лиц на нарушение их конституционных прав и свобод законоприменительными решениями или в связи с обраще­ниями правоприменительных органов, сомневающихся в конститу­ционности применяемых законов. Подзаконные же нормативные акты, применение которых нарушает, по мнению частных лиц, их консти­туционные права и свободы, должны обжаловаться в суд, осущест­вляющий полномочия административной юрисдикции[13].

Часть 4 ст.125 Конституции ограничила круг субъектов, правомочных обращаться в Конституционный Суд с такого рода запросами, двумя субъектами. Это граждане, обращающиеся с жалобами на нарушение законом конституционных прав и свобод, и суды, обращающиеся с запросами о проверке конституционности закона, применяемого ими в конкретном деле.

Статья 97 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепляет критерии допустимости жалобы граждан и их объединений. Жалоба признается допустимой если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Проверка конституционности законов и других актов по запросам судов. Социальная значимость института запроса суда о проверке конституционности закона состоит в охране прав и свобод человека, а его правовая значимость - в приведении в соответствие с конституционными положениями действующего законодательства.

Часть 4 ст.125 предоставляет судам право обращаться в Конститу­ционный Суд с запросами о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Однако ст.101 Закона о Конституционном Суде устанавливает обязанность суда обращаться в Конституционный Суд с таким запросом: «Суд, при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответ­ствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Консти­туционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке кон­ституционности данного закона».

3) Конституционный Суд РФ разрешает споры о конституционной компетенции между феде­ральными органами государственной власти и споры о конституцион­ной компетенции, вытекающие из федеративного устройства России (ч.3 ст. 125 Конституции). Таким образом Конституция наделяет Конституционный Суд правом разрешать три вида споров о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- между высшими государственными органами субъектов РФ.

Обращение в Консти­туционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции допустимо, если оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ. Так Конституционный Суд РФ рассмотрел спор о компетенции между Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ о том, кому принадлежит право временно отстранять от должности Генерального прокурора РФ в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела и постановил, что таким правом обладает Президент РФ[14].

4) Конституционный Суд РФ дает официальное нормативное толкование Конституции РФ (ч.5 ст.125 Конституции). Толкование (имеется в виду нормативное, а не казуальное толкование, осуществляемое всеми правоприменителями) обусловлено самой юридической природой данной органа. Без этой функции невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако по своей инициативе давать толкование Конституции Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. К их числу Конституция относит Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и частных лиц.

5) Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч.7 ст. 125 Конституции). В соответствии со ст.107 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращение с соответствующим запросом направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос должен быть направлен в Конституционный Суд не позднее  одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Конституционный Суд принимает решение не позднее десяти дней после регистрации запроса. Следует отметить, что данное полномочие Конституционным Судом пока еще не разу не было реализовано.

6) Конституционный Суд РФ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Консти­туцией РФ, Федеративным договором и феде­ральными конституционными законами (п.7 ч.1 ст.3 Закона о Кон­ституционном Суде). Так, например, Суд выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч.1 ст. 104 Конституции), принимает свой регламент, а так же в соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года «О референдуме Российской Федерации»[15] управомочен проверять соблюдение предусмотренных Конституцией требований к референдуму Российской Федерации. Решения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Также они публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. 

Вопросы, связанные с характеристикой решений Конституционного Суда РФ, их юридической силой, исполнением и последствиями их неисполнения, требуют особого внимания.

 


4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ

Органы конституционной юстиции (конституционные (уставные) суды как институт судебной власти пока) известны не всем субъектам Российской Федера­ции. Они  функционируют в 11 республиках: Адыгее (в 1995г. учреждена Конституционная Палата, которая в 2000 г. преобразована в Конституционный Суд), Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Кабардино-Балка­рии, Карелии, Коми, Марий Эл, Северной Осетии — Алании, Татарстане, Саха (Якутии), а также в Свердловской области и г. Санкт-Петербурге.

Правовые предпосылки для формирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ созданы (но не реализованы) еще в ряде субъектов РФ. Их можно разделить на две группы:

1)  субъекты РФ, учредившие конституционные (уставные) суды и принявшие соответствующие законы о них: Республика Тыва, г. Москва, Красноярский край, Иркутская, Калининград­ская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ;

2) субъекты РФ, учредившие названные суды, т. е. признаю­щие их необходимость в своих конституциях (уставах), в числе которых: республики - Алтай, Удмуртия, Хакасия; края - Ал­тайский, Краснодарский, Приморский; области - Амурская, Архангельская, Белгородская, Воронежская, Еврейская, Ка­лужская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Магадан­ская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Чи­тинская; автономные округа - Корякский, Таймырский (Дол­гано-Ненецкий), Ямало-Ненецкий.

Таким образом, кроме 13 субъектов РФ, где действуют кон­ституционные (уставные) суды, еще 42 намерены сформиро­вать их. Уставом Ставропольского края предусмотрена согласи­тельная палата (по сути — квазисудебный орган), призванная разрешать споры между органами законодательной и исполни­тельной власти. В остальных случаях вопрос об учреждении ука­занных судов (или иных органов конституционного (уставно­го) контроля) остается открытым. При этом в одном из таких субъектов РФ - Республике Мордовия - Конституционный суд уже создавался в 1993 г., но был упразднен через год.

Основы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»[16]. В нем записано, что названные суды создаются субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конститу­ции (уставу) субъекта РФ, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта РФ (ч. 1 ст. 27); решения, при­нятые ими в пределах полномочий, не могут быть пересмотре­ны иным судом (ч. 4 ст. 27).

Указанные положения интерпретируются в решениях Кон­ституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд РФ исходит из того, что конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ:

обладают исключительным полномочием осуществлять про­верку нормативных актов субъектов РФ на предмет их соответ­ствия конституциям (уставам) субъекта РФ и лишать эти акты юридической силы, если такое их правомочие предусматрива­ется конституциями (уставами) субъектов РФ (постановление от 16 июня 1998 г.[17]);

вправе проверять конституционность законов республики, содержащих иное, нежели в федеральном законе, регулирование по вопросам, не относящимся к исключительному ведению Рос­сийской Федерации (постановление от 30 сентября 1993 г.[18]);

проверяют законы, принятые субъектом РФ по вопросам его исключительного ведения, на соответствие уставу (конституции) данного субъекта РФ (по смыслу определения от 31 мая 1999 г.[19]);

вправе обращаться в Конституционный Суд РФ в порядке ч. 4 ст. 125 Конституции РФ (постановление от 4 апреля 2002 г.[20]), что подтверждает судебная практика (постановление от 21 марта 1997г.[21] и определение от 10 апреля 2002г.[22]);

несут общую для всех судов обязанность (п. 3 ст. 5, п. 1 и 2 ст. 6 и ст. 27 Федерального конституционного закона «О судеб­ной системе Российской Федерации») признавать не подлежа­щими применению нормативные акты субъектов РФ, которые противоречат актам, имеющим большую юридическую силу (постановление от 4 апреля 2002 г.[23]);

разрешают дела в пределах компетенции, определенной ч. 1 ст. 27 неоспоренного и действующего Федерального конститу­ционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; во всяком случае, конституционные (уставные) суды не рас­сматривают вопрос о соответствии деятельности органов мест­ного самоуправления Конституции РФ и иным нормативным правовым актам, за исключением конституции (устава) субъек­та РФ (постановление от 16 октября 1997 г.[24]);

могут быть (при соблюдении требований ч. 3 ст. 128 Консти­туции РФ и исходя из предписаний п. «а» ч. 1 ст. 72 Конститу­ции РФ, а также в развитие ст. 27 Федерального конституци­онного закона «О судебной системе Российской Федерации») наделены полномочиями по проверке соответствия федераль­ному закону законов субъектов РФ (постановление от 11 апре­ля 2000 г.[25]);

применяют конституцию (устав) и другие законы субъекта РФ при условии, что они не противоречат Конституции РФ (по смыслу определения от 6 декабря 2001 г.[26]);

не могут наделяться полномочиями, осуществление которых было бы связано с ограничением применения актов федераль­ного законодательства, приостановлением их действия, а также было бы связано с участием этих судов в процедурах и механиз­мах разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами (по смыслу определения от 27 июня 2000 г.[27]).

Таким образом, Конституционный Суд РФ рассматривает кон­ституционные (уставные) суды субъектов РФ в качестве самосто­ятельных органов, соучаствующих в общем процессе осуществле­ния конституционного контроля в Российской Федерации. При этом он конкретизирует существующее правовое регулирование в части понимания их юрисдикции исходя из того, что они облада­ют бесспорными полномочиями при проверке актов по вопро­сам, относящимся к ведению субъектов РФ, вправе проверять иные нормы, кроме тех, которые изданы по предметам исключи­тельного ведения Российской Федерации, а также способны при наличии законодательных оснований осуществлять и другие пол­номочия, включая проверку федеральных законов.

Конституционные (уставные) суды — суды, образуемые субъектами РФ как элемент системы органов государственной власти соответствующего субъекта РФ. Это объясняет тот факт, что их компетенция может различаться. Анализ регионального законодательства подтверждает данное обстоятельство.

Фиксируемые в конституциях (уставах) полномочия рас­сматриваемых судов[28] можно условно разделить на типичные, характерные для большинства, нетипичные, но достаточно рас­пространенные, и эксклюзивные.

К первой группе относятся полномочия, связанные с разре­шением дел о соответствии конституции (уставу) субъектов РФ законов и нормативных актов законодательных органов госу­дарственной власти субъектов РФ, нормативных актов испол­нительных органов государственной власти, в том числе актов высших должностных лиц (президентов, губернаторов), норма­тивных актов органов местного самоуправления и уставов му­ниципальных образований, а также толкование конституций (уставов) и право законодательной инициативы.

Информация о работе Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ