Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа
Приведение практики построения правового государства, формирования гражданского общества в соответствие с конституционными предписаниями возможно лишь путем повышения качественности правотворчества, правореализации, а также эффективности правоохранительной деятельности. Основной проблемой в этом процессе выступает обеспечение реальности положений Основного Закона, а точнее, реальности связи между конституционными предписаниями и существующими в обществе отношениями.
ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические аспекты формирования конституционной юстиции в России
2. Организация деятельности Конституционного Суда РФ
3. Компетенция Конституционного Суда РФ
4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
2) Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч.4 ст.125 Конституции). Реализация данного полномочия Конституционного Суда состоит в осуществлении конкретного конституционного контроля.
Конкретный конституционный контроль предполагает проверку конституционности законов (или нормативных актов, фактически играющих роль закона), применяемых в конкретных случаях в связи с жалобами частных лиц на нарушение их конституционных прав и свобод законоприменительными решениями или в связи с обращениями правоприменительных органов, сомневающихся в конституционности применяемых законов. Подзаконные же нормативные акты, применение которых нарушает, по мнению частных лиц, их конституционные права и свободы, должны обжаловаться в суд, осуществляющий полномочия административной юрисдикции[13].
Часть 4 ст.125 Конституции ограничила круг субъектов, правомочных обращаться в Конституционный Суд с такого рода запросами, двумя субъектами. Это граждане, обращающиеся с жалобами на нарушение законом конституционных прав и свобод, и суды, обращающиеся с запросами о проверке конституционности закона, применяемого ими в конкретном деле.
Статья 97 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепляет критерии допустимости жалобы граждан и их объединений. Жалоба признается допустимой если:
1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Проверка конституционности законов и других актов по запросам судов. Социальная значимость института запроса суда о проверке конституционности закона состоит в охране прав и свобод человека, а его правовая значимость - в приведении в соответствие с конституционными положениями действующего законодательства.
Часть 4 ст.125 предоставляет судам право обращаться в Конституционный Суд с запросами о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Однако ст.101 Закона о Конституционном Суде устанавливает обязанность суда обращаться в Конституционный Суд с таким запросом: «Суд, при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона».
3) Конституционный Суд РФ разрешает споры о конституционной компетенции между федеральными органами государственной власти и споры о конституционной компетенции, вытекающие из федеративного устройства России (ч.3 ст. 125 Конституции). Таким образом Конституция наделяет Конституционный Суд правом разрешать три вида споров о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- между высшими государственными органами субъектов РФ.
Обращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции допустимо, если оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ. Так Конституционный Суд РФ рассмотрел спор о компетенции между Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ о том, кому принадлежит право временно отстранять от должности Генерального прокурора РФ в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела и постановил, что таким правом обладает Президент РФ[14].
4) Конституционный Суд РФ дает официальное нормативное толкование Конституции РФ (ч.5 ст.125 Конституции). Толкование (имеется в виду нормативное, а не казуальное толкование, осуществляемое всеми правоприменителями) обусловлено самой юридической природой данной органа. Без этой функции невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако по своей инициативе давать толкование Конституции Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. К их числу Конституция относит Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и частных лиц.
5) Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч.7 ст. 125 Конституции). В соответствии со ст.107 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращение с соответствующим запросом направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос должен быть направлен в Конституционный Суд не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Конституционный Суд принимает решение не позднее десяти дней после регистрации запроса. Следует отметить, что данное полномочие Конституционным Судом пока еще не разу не было реализовано.
6) Конституционный Суд РФ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами (п.7 ч.1 ст.3 Закона о Конституционном Суде). Так, например, Суд выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч.1 ст. 104 Конституции), принимает свой регламент, а так же в соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года «О референдуме Российской Федерации»[15] управомочен проверять соблюдение предусмотренных Конституцией требований к референдуму Российской Федерации. Решения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Также они публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.
Вопросы, связанные с характеристикой решений Конституционного Суда РФ, их юридической силой, исполнением и последствиями их неисполнения, требуют особого внимания.
4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ
Органы конституционной юстиции (конституционные (уставные) суды как институт судебной власти пока) известны не всем субъектам Российской Федерации. Они функционируют в 11 республиках: Адыгее (в 1995г. учреждена Конституционная Палата, которая в 2000 г. преобразована в Конституционный Суд), Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Марий Эл, Северной Осетии — Алании, Татарстане, Саха (Якутии), а также в Свердловской области и г. Санкт-Петербурге.
Правовые предпосылки для формирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ созданы (но не реализованы) еще в ряде субъектов РФ. Их можно разделить на две группы:
1) субъекты РФ, учредившие конституционные (уставные) суды и принявшие соответствующие законы о них: Республика Тыва, г. Москва, Красноярский край, Иркутская, Калининградская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ;
2) субъекты РФ, учредившие названные суды, т. е. признающие их необходимость в своих конституциях (уставах), в числе которых: республики - Алтай, Удмуртия, Хакасия; края - Алтайский, Краснодарский, Приморский; области - Амурская, Архангельская, Белгородская, Воронежская, Еврейская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Читинская; автономные округа - Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ямало-Ненецкий.
Таким образом, кроме 13 субъектов РФ, где действуют конституционные (уставные) суды, еще 42 намерены сформировать их. Уставом Ставропольского края предусмотрена согласительная палата (по сути — квазисудебный орган), призванная разрешать споры между органами законодательной и исполнительной власти. В остальных случаях вопрос об учреждении указанных судов (или иных органов конституционного (уставного) контроля) остается открытым. При этом в одном из таких субъектов РФ - Республике Мордовия - Конституционный суд уже создавался в 1993 г., но был упразднен через год.
Основы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»[16]. В нем записано, что названные суды создаются субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта РФ (ч. 1 ст. 27); решения, принятые ими в пределах полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом (ч. 4 ст. 27).
Указанные положения интерпретируются в решениях Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд РФ исходит из того, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ:
обладают исключительным полномочием осуществлять проверку нормативных актов субъектов РФ на предмет их соответствия конституциям (уставам) субъекта РФ и лишать эти акты юридической силы, если такое их правомочие предусматривается конституциями (уставами) субъектов РФ (постановление от 16 июня 1998 г.[17]);
вправе проверять конституционность законов республики, содержащих иное, нежели в федеральном законе, регулирование по вопросам, не относящимся к исключительному ведению Российской Федерации (постановление от 30 сентября 1993 г.[18]);
проверяют законы, принятые субъектом РФ по вопросам его исключительного ведения, на соответствие уставу (конституции) данного субъекта РФ (по смыслу определения от 31 мая 1999 г.[19]);
вправе обращаться в Конституционный Суд РФ в порядке ч. 4 ст. 125 Конституции РФ (постановление от 4 апреля 2002 г.[20]), что подтверждает судебная практика (постановление от 21 марта 1997г.[21] и определение от 10 апреля 2002г.[22]);
несут общую для всех судов обязанность (п. 3 ст. 5, п. 1 и 2 ст. 6 и ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») признавать не подлежащими применению нормативные акты субъектов РФ, которые противоречат актам, имеющим большую юридическую силу (постановление от 4 апреля 2002 г.[23]);
разрешают дела в пределах компетенции, определенной ч. 1 ст. 27 неоспоренного и действующего Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; во всяком случае, конституционные (уставные) суды не рассматривают вопрос о соответствии деятельности органов местного самоуправления Конституции РФ и иным нормативным правовым актам, за исключением конституции (устава) субъекта РФ (постановление от 16 октября 1997 г.[24]);
могут быть (при соблюдении требований ч. 3 ст. 128 Конституции РФ и исходя из предписаний п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, а также в развитие ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») наделены полномочиями по проверке соответствия федеральному закону законов субъектов РФ (постановление от 11 апреля 2000 г.[25]);
применяют конституцию (устав) и другие законы субъекта РФ при условии, что они не противоречат Конституции РФ (по смыслу определения от 6 декабря 2001 г.[26]);
не могут наделяться полномочиями, осуществление которых было бы связано с ограничением применения актов федерального законодательства, приостановлением их действия, а также было бы связано с участием этих судов в процедурах и механизмах разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами (по смыслу определения от 27 июня 2000 г.[27]).
Таким образом, Конституционный Суд РФ рассматривает конституционные (уставные) суды субъектов РФ в качестве самостоятельных органов, соучаствующих в общем процессе осуществления конституционного контроля в Российской Федерации. При этом он конкретизирует существующее правовое регулирование в части понимания их юрисдикции исходя из того, что они обладают бесспорными полномочиями при проверке актов по вопросам, относящимся к ведению субъектов РФ, вправе проверять иные нормы, кроме тех, которые изданы по предметам исключительного ведения Российской Федерации, а также способны при наличии законодательных оснований осуществлять и другие полномочия, включая проверку федеральных законов.
Конституционные (уставные) суды — суды, образуемые субъектами РФ как элемент системы органов государственной власти соответствующего субъекта РФ. Это объясняет тот факт, что их компетенция может различаться. Анализ регионального законодательства подтверждает данное обстоятельство.
Фиксируемые в конституциях (уставах) полномочия рассматриваемых судов[28] можно условно разделить на типичные, характерные для большинства, нетипичные, но достаточно распространенные, и эксклюзивные.
К первой группе относятся полномочия, связанные с разрешением дел о соответствии конституции (уставу) субъектов РФ законов и нормативных актов законодательных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных актов исполнительных органов государственной власти, в том числе актов высших должностных лиц (президентов, губернаторов), нормативных актов органов местного самоуправления и уставов муниципальных образований, а также толкование конституций (уставов) и право законодательной инициативы.
Информация о работе Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ