Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа
Приведение практики построения правового государства, формирования гражданского общества в соответствие с конституционными предписаниями возможно лишь путем повышения качественности правотворчества, правореализации, а также эффективности правоохранительной деятельности. Основной проблемой в этом процессе выступает обеспечение реальности положений Основного Закона, а точнее, реальности связи между конституционными предписаниями и существующими в обществе отношениями.
ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические аспекты формирования конституционной юстиции в России
2. Организация деятельности Конституционного Суда РФ
3. Компетенция Конституционного Суда РФ
4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
2
ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические аспекты формирования конституционной юстиции в России
2. Организация деятельности Конституционного Суда РФ
3. Компетенция Конституционного Суда РФ
4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Приведение практики построения правового государства, формирования гражданского общества в соответствие с конституционными предписаниями возможно лишь путем повышения качественности правотворчества, правореализации, а также эффективности правоохранительной деятельности. Основной проблемой в этом процессе выступает обеспечение реальности положений Основного Закона, а точнее, реальности связи между конституционными предписаниями и существующими в обществе отношениями.
Несовершенство российского законодательства, наличие в нем пробелов и противоречий, неконституционность многих правовых предписаний, содержащихся в актах как федерального, так и регионального уровня с одной стороны и конституционная программа построения правового государства, укрепления основ саморегуляции гражданского общества - с другой, требуют создания механизма, способствующего достаточно быстрому, адекватному реагированию законодательства на изменения в общественной практике, выявлению недостатков действующего законодательства. Основным принципом действия этого механизма должна быть объективность. В этой связи в системе разделения властей соответствующие полномочия предоставляются судебным органам.
В качестве важнейшего канала перевода Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ из разряда декларативных документов в непосредственно действующее право, обеспечения верховенства и реальности федеральной Конституции видится деятельность органов конституционной юстиции. Само появление в России института конституционного контроля повлекло за собой существенные изменения в развитии российского конституционного права, касающиеся регламентации статуса Конституционного Суда РФ, его взаимоотношений с другими органами государственной власти, конституционного судопроизводства как на федеральном так и на региональном уровне и т.д. Однако проблема взаимодействия специализированных органов конституционного контроля и правовой системы России не сводится только лишь к появлению необходимости урегулирования отношений в сфере конституционного правосудия и формирования самостоятельной подотрасли конституционного процессуального права – конституционного судебного процессуального права. Существует и другой, как представляется, еще более важный аспект рассмотрения обозначенной проблемы - воздействие на российскую правовую систему самой деятельности органов конституционной юстиции, а точнее роль и значение для российского правотворчества, правореализации, а так же конституционной культуры российского общества решений этих органов.
В качестве одного из наиболее спорных вопросов в сфере осуществления конституционного контроля в России является, на наш взгляд, роль и значение решений органов конституционной юстиции в правовой системе нашего государства.
1. Исторические аспекты формирования конституционной
юстиции в России
Конституционная юстиция - относительно новое для России явление. До 90-х годов в Советском Союзе не существовало подлинного судебного контроля над законодательной властью. Лишь в конце 80-х годов в ходе дискуссии о конституционной реформе широкое публичное обсуждение приобрели и проблемы конституционного контроля. Предлагалось установить судебный конституционный контроль посредством учреждения Конституционного Суда или возложить эту функцию на Верховный Суд СССР. Однако эти предложения не нашли поддержки в институтах власти. В результате Законом СССР от 1 декабря 1988 года, внесшим существенные изменения в нормы Конституции СССР об организации власти, был учрежден Комитет конституционного надзора СССР. Так же предусматривалось создание подобных органов и в союзных и автономных республиках. Однако фактически функционировать Комитет конституционного надзора СССР начал только в апреле - мае 1990 года, поскольку Закон «О конституционном надзоре СССР» был принят только 23 декабря 1989 года, а состав Комитета был сформирован лишь в апреле 1990 года. Следует отметить, что Комитет конституционного надзора РСФСР так и не был создан.
Комитет конституционного надзора являлся квазисудебным органом, частично прикрепленным к парламенту. Он не являлся судом как таковым и не обладал полномочиями суда, его выводы и рекомендации имели лишь ограниченную силу, но в делах, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина, ему были даны широкие полномочия. Учреждение данного органа открывало новые возможности для охраны и защиты, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Комитет энергично апеллировал к правозащитным нормам, гарантированным Конституцией, и призывал к необходимости их соблюдения. В частности, за короткий срок своей деятельности Комитет признал недействительными неопубликованные акты, так или иначе влияющие или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также обосновал неконституционность существующего порядка прописки ущемляющего конституционные права и свободы граждан. Комитет выступал приверженцем международных норм в области прав и свобод человека и опирался на них при рассмотрении ряда дел, в частности, когда речь шла о презумпции невиновности или о принудительном лечении в медицинских учреждениях.[1] Комитет настаивал - и небезуспешно - на том, чтобы Россия подписала Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.[2]
В результате распада Советского Союза деятельность Комитета была прекращена. При всех недостатках конституционной модели и краткости срока деятельности этот Комитет сыграл свою положительную роль. Его деятельность не осталось незамеченной - стало очевидно, что орган, осуществляющий конституционный контроль, может играть существенную роль в правовой охране, защите прав и свобод человека и гражданина, но только при условии, что он будет достаточно сильным, чтобы «противостоять» законодательной и исполнительной ветвям власти.
После распада Советского Союза процесс развития конституционного контроля не был приостановлен. В России начался процесс разработки своей собственной системы конституционного контроля. Вместо того, чтобы копировать советскую модель довольно слабого полусудебного органа, российский Верховный Совет решил учредить Конституционный Суд. Правовой базой организации и деятельности Конституционного суда тогда еще РСФСР послужило небольшое конституционное положение, принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 года. Позднее был разработан и принят Закон «О Конституционном Суде РСФСР».[3] Новый Конституционный Суд России был отделен от обычной судебной системы России, и в этом отношении он оказался ближе к моделям Германии и других европейских стран, чем к системе, принятой в США.
Законом 1991 года Конституционный Суд наделялся полномочиями по проверке конституционности законов и иных нормативных актов высших государственных органов РСФСР и республик в составе РСФСР, не вступивших в силу международных договоров РСФСР, конституционность правоприменительной практики, а также давать заключения о конституционности действий Президента РСФСР и других высших должностных лиц, вступивших в силу международных договоров РСФСР, договоров РСФСР и СССР, другими союзными республиками, договоров внутри РСФСР как федерации, заключения о соотношении Конституции РСФСР и законов СССР, а также других общесоюзных нормативных актов. Заключения Конституционный Суд был вправе давать не только по запросам полномочных органов, но и по собственной инициативе. Конституционный Суд также наделялся правом законодательной инициативы и правом направлять послания о состоянии конституционной законности в стране. В 1992 году в текст Конституции РСФСР были внесены изменения касающиеся полномочий Конституционного Суда, важнейшим из которых было то, которое закрепило, что Конституционный Суд является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя ч.1 ст.165 Конституции РСФСР. Данное положение чрезвычайно широко характеризовало предназначение Конституционного Суда.
В августе 1991 года были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов, они должны были быть избраны на следующем Съезде Народных депутатов РСФСР (по прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными). Однако закон позволял суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 года, то есть год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу.
Следует отметить, что не сосредоточиваясь на вопросах нарушения прав и свобод человека и гражданина, Конституционный Суд по большей части рассматривал дела, касающиеся проблем разделения властей. В определенной степени судьи несли ответственность за ту сложную ситуацию, в которой оказался Конституционный Суд, однако его политизация была не единственной причиной возникших трудностей. Российская Конституция 1978 года, которую Конституционный Суд неустанно призывал соблюдать, сама по себе была весьма спорным документом. Подвергнутая доработкам, Конституция вобрала в себя массу поправок и в результате содержала столько внутренних противоречий, что никакой суд не был в состоянии их разрешить. К примеру, в Конституции провозглашался принцип разделения властей, и в то же время сохранялось положение о верховенстве парламента. Другая проблема, с которой пришлось столкнуться Конституционному Суду, заключалась в том, что ни региональные, ни федеральные власти не собирались выполнять решения, которые хоть как-то ограничивали их полномочия.[4]
Окончательный удар первому российскому Конституционному Суду нанесли драматические события осени 1993 года. В сентябре Президент России, игнорируя конституционные ограничения, решил покончить с парламентом, и Указом №1400 деятельность Съезда народных депутатов и верховного Совета была прекращена.[5] Конституционный Суд созвал внеочередное заседание, на котором Указ Президента Б.Н. Ельцина был признан неконституционным. Конституционный Суд счел это основанием для отрешения Президента от должности. Однако после этого Президент РФ своим Указом от 7 октября 1993 года приостановил деятельность Конституционного Суда[6]. В этом указе утверждалось, что Конституционный Суд оказался в глубоком кризисе, дважды в 1993 году своими поспешными действиями и решениями «ставил страну на грань гражданской войны», но при реальной угрозе такой войны бездействовал; что из органа конституционного правосудия Конституционный Суд превратился в орудие политической борьбы, представляющее исключительную опасность для государства». Президент в своем Указе постановил: «Констатировать невозможность деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в неполном составе и не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации». Несмотря на эти объяснения, было очевидно, что действующая Конституция не дает Президенту права приостанавливать деятельность Конституционного Суда, и отстранение судей от исполнения должностных обязанностей явилось очередной неконституционной мерой со стороны Президента РФ Б.Н. Ельцина.
Опыт первого российского Конституционного Суда показывает, как невероятно трудно создать независимый орган судебного конституционного контроля в стране, где принцип разделения властей никогда не воспринимался всерьез. Прекращение полномочий Конституционного Суда неконституционным указом создает опасный прецедент и говорит о том, как трудно будет в будущем Конституционному Суду избежать давления со стороны других ветвей власти.
Конституция РФ 1993 года сохранила Конституционный Суд как самостоятельный независимый правовой институт, но изменила его компетенцию. Конституционному Суду была отведена особая роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан.[7] На основе Конституции и полномочия, и порядок образования и деятельности Конституционного Суда были определены федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года.[8] Закон характеризует Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1). После принятия в 1994 году соответствующего закона Конституционный Суд возобновил деятельность. Однако первое заседание обновленного Конституционного Суда РФ состоялось лишь 23 марта 1995 года, что было связано с затянувшейся процедурой формирования его полного состава.
Наряду с федеральным Конституционным Судом в 90-х годах стали формироваться органы конституционного контроля в субъектах России. Они были призваны осуществлять специализированный конституционный контроль на региональном уровне. Функционирование конституционных судов республик в составе Российской Федерации весьма своевременно и актуально с позиции интересов и Федерации в целом, и в то же время это соответствует интересам субъектов Российской Федерации. С появлением конституционных судов республик Российская Федерация добивается достижения такой цели, как формирование в России «правового федерализма», основными признаками которого являются: разграничение полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; наличие не только развитой федеральной правовой системы, но и полноценных правовых систем субъектов Федерации; разрешение противоречий между правовой системой Федерации и правовыми системами субъектов Российской Федерации и внутри каждой из этих систем на судебной основе, через судебный конституционный контроль. Как отмечается в литературе, в условиях федеративного государства каждому уровню законодательной власти должен соответствовать свой уровень органов конституционного контроля, поскольку в классической его модели судебный конституционный контроль – это, прежде всего механизм «сдерживания» законодательной власти[9].
Процесс создания конституционных судов в субъектах Российской Федерации не носил синхронного и скоординированного из федерального центра характера. В одних из них конституционные суды учреждены и функционируют, в других – учреждены, но не функционируют, в третьих - действуют комитеты конституционного надзора. Этому факту способствовал провозглашенный Конституцией РФ реальный федерализм, основанный на равноправии субъектов Федерации независимо от их государственно-правового статуса. В большинстве республик это, как правило, - конституционные суды. В настоящее время они действуют в 13 из них. В Южном Федеральном округе эти органы действуют в четырех республиках: Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии - Алании. Развитие конституционной юстиции в республиках происходило сложно. От закрепления данного института контроля в Основном Законе до реального создания конституционного суда проходил довольно длительный период.
Информация о работе Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ