Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа
Приведение практики построения правового государства, формирования гражданского общества в соответствие с конституционными предписаниями возможно лишь путем повышения качественности правотворчества, правореализации, а также эффективности правоохранительной деятельности. Основной проблемой в этом процессе выступает обеспечение реальности положений Основного Закона, а точнее, реальности связи между конституционными предписаниями и существующими в обществе отношениями.
ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические аспекты формирования конституционной юстиции в России
2. Организация деятельности Конституционного Суда РФ
3. Компетенция Конституционного Суда РФ
4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Сейчас можно сказать, что споры о целесообразности создания таких органов завершены: Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[10] от 31 декабря 1996 г. в этом вопросе, образно говоря, поставил точку – конституционные суды законодательно стали реальностью судебной системы Российской Федерации.
2. Организация деятельности Конституционного Суда РФ
Понятием «порядок формирования конституционного суда» охватываются органы, участвующие в формировании суда, процедура, т.е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных судах.
Действующая Конституция РФ увеличила число судей Конституционного Суда с 15 до 19 (ч.1 ст.125).
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч.1 ст.128 Конституции РФ, ч.1 ст.4 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Согласно ч.1 ст. 9 Закона предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Несмотря на широкий круг субъектов, которые управомочены предлагать кандидатуры судей Президенту РФ, последнее слово остается за Президентом РФ.
Судьей конституционного суда может быть назначено лицо, отвечающее определенным законом требованиям. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года также устанавливаются высокие требования к кандидатам на должности судей: гражданство РФ, безупречная репутация, достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права.
Согласно ст.9 Закона Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.
Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
В соответствии с положениями Регламента Совета Федерации вопрос о назначении на должности судей Конституционного Суда РФ включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.
Кандидатуры, представленные Президентом РФ для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидаты на должности судей могут быть приглашены на заседание Комитета.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ст.10 устанавливает, что Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ. Соответствующий порядок был установлен постановлением Совета Федерации от 25 октября 1994 года «О порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации»[11] и инкорпорирован в Регламент палаты.
Согласно ст.184 Регламента Совета Федерации после оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом РФ для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Председатель Совета Федерации в торжественной обстановке объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда РФ. Само приведение к присяге производится Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственного герба РФ и Государственного флага РФ.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в статье 20 предусматривает, что Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда РФ.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Ст.21 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет компетенцию Конституционного Суда РФ, работающего в пленарных заседаниях.
Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ исключительно в пленарных заседаниях:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
2) дает толкование Конституции РФ;
3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4) принимает послания Конституционного Суда РФ;
5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд в пленарных заседаниях также:
1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда РФ;
2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда РФ;
3) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ, а также распределяет дела между палатами;
5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ.
В соответствии со ст.22 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда РФ и не подлежащие рассмотрению согласно названному закону исключительно в пленарных заседаниях.
Конституционный Суд РФ в заседаниях палат:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по. вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Согласно требованиям ст.73 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.
В соответствии с Регламентом Конституционного Суда РФ Конституционным Судом могут проводиться рабочие совещания судей и создаваться постоянные и временные комиссии.
Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.
3. Компетенция Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ обладает полномочиями конституционного контроля и не вправе заниматься конституционным надзором, т.е. возбуждать проверку конституционности соответствующих официальных актов по собственной инициативе. Конституционный Суд должен начинать производство только по обращениям уполномоченных на то субъектов и должен быть связан при рассмотрении дела предметом обращения; «суд», полномочный начинать производство по собственной инициативе, является «судьей в своем деле», что противоречит природе правосудия[12].
Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным Судом) или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, или выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст.36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Конституционный Суд принимает решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Однако при принятии решения Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении (ч.3 ст.74).
Полномочия Конституционного Суда РФ в целом зафиксированы в ст.125 и других статьях Конституции, а Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» лишь конкретизирует эти полномочия. Согласно ч.3 ст.128 Конституции, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом (прежде всего - Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 года). Дальнейшая конкретизация конституционных полномочий Конституционного Суда РФ может осуществляться только федеральными конституционными законами (ст.2 и п.7 ч.1 ст.3 Закона о Конституционном Суде).
В компетенцию Конституционного Суда РФ в соответствии с положениями Основного закона России и федеральными конституционными законами входят следующие полномочия:
1) Конституционный Суд РФ осуществляет полномочия конституционного контроля по вопросам, предусмотренным в ч.2 ст.125 Конституции. Часть 2 ст.125 Конституции устанавливает полномочия абстрактного конституционного контроля. Абстрактный контроль осуществляется только по запросам субъектов, перечисленных в ч.2 ст.125, и означает проверку конституционности актов, указанных в ч.2 ст.125, независимо от их применения и наличия жалоб на нарушение этими актами конституционных прав и свобод или иных конституционных предписаний.
Конституция закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, правомочных возбуждать процедуру абстрактного конституционного контроля. В него входят: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
К числу субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, не отнесены отдельные депутаты обеих палат Федерального Собрания, Уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор РФ.
Конституция предусматривает в отношении нормативных актов органов государственной власти и договоров, закрепленных в ч.2 ст.125 Конституции (за исключением международных договоров РФ) только последующий абстрактный контроль за их конституционностью. Пункт «а» ч.2 ст.125 содержит исчерпывающий перечень федеральных нормативных актов, в отношении которых осуществляется последующий абстрактный конституционный контроль: федеральные законы (имеются в виду все законы, принятые на федеральном уровне, в том числе и федеральные конституционные законы, а также не утратившие силу законы РФ, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 года), нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы (хотя Совет Федерации и Государственная Дума по отдельности не обладают законотворческими полномочиями, согласно Конституции они имеют право принимать ряд нормативных актов, например, регламенты своей деятельности, постановления об объявлении амнистии). Проверка конституционности ненормативных (индивидуальных) актов этих федеральных органов, а также любых актов всех других федеральных государственных органов относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Согласно п.«б» ч.2 ст.125, объектом последующего абстрактного конституционного контроля могут быть любые нормативные акты субъектов РФ, кроме тех, которые относятся к сфере их исключительного ведения. Согласно п.«в» - договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и договоры между органами государственной власти субъектов РФ. В отношении международных договоров РФ Конституция (п. «г» ч.2 ст.125) допускает только предварительный абстрактный контроль.
Информация о работе Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ