Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Приведение практики построения правового государства, формирования гражданского общества в соответствие с конституционными предписаниями возможно лишь путем повышения качественности правотворчества, правореализации, а также эффективности правоохранительной деятельности. Основной проблемой в этом процессе выступает обеспечение реальности положений Основного Закона, а точнее, реальности связи между конституционными предписаниями и существующими в обществе отношениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические аспекты формирования конституционной юстиции в России
2. Организация деятельности Конституционного Суда РФ
3. Компетенция Конституционного Суда РФ
4. Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Сейчас можно сказать, что споры о целесообразности создания таких органов завершены: Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[10] от 31 декабря 1996 г. в этом вопросе, образно говоря, поставил точку – конституционные суды законодательно стали реальностью судебной системы Российской Федерации.


2.                  Организация деятельности Конституционного Суда РФ

Понятием «порядок формирования конституционного суда» охватываются органы, участвующие в формировании суда, про­цедура, т.е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных судах.

Действующая Конституция РФ увеличи­ла число судей Конституционного Суда с 15 до 19 (ч.1 ст.125).

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Прези­дента РФ (ч.1 ст.128 Конституции РФ, ч.1 ст.4 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации»). Согласно ч.1 ст. 9 Закона пред­ложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представи­тельными) органами субъектов РФ, высши­ми судебными органами и федеральными юридическими ведом­ствами, всероссийскими юридическими сообществами, юриди­ческими научными и учебными заведениями. Несмотря на ши­рокий круг субъектов, которые управомочены предлагать канди­датуры судей Президенту РФ, последнее слово остается за Президентом РФ.

Судьей конституционного суда может быть назначено лицо, отвечающее определенным законом требованиям. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года также устанавливаются высокие требования к кандидатам на дол­жности судей: гражданство РФ, безупречная репутация, достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права.

Согласно ст.9 Закона Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Су­да РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тай­ным голосованием. Назначенным на должность судьи Конститу­ционного Суда РФ считается лицо, полу­чившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого ли­ца на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня откры­тия вакансии.

В соответствии с положениями Регламента Совета Фе­дерации вопрос о назначении на должности судей Конституци­онного Суда РФ включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

Кандидатуры, представленные Президентом РФ для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законода­тельству и судебно-правовым вопросам, который готовит заклю­чение по каждой кандидатуре. Кандидаты на должности судей могут быть приглашены на заседание Комитета.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ст.10 устанавливает, что Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Сове­том Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на долж­ность судьи Конституционного Суда РФ. Соответствующий порядок был установлен постановлением Совета Фе­дерации от 25 октября 1994 года «О порядке приведения к при­сяге судей Конституционного Суда Российской Федерации»[11] и инкорпорирован в Регламент палаты.

Согласно ст.184 Регламента Совета Федерации после ог­лашения результатов голосования по кандидатурам, представ­ленным Президентом РФ для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Председатель Совета Федерации в торжественной обстановке объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда РФ. Само приведение к присяге производится Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федера­ции в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственного герба РФ и Государствен­ного флага РФ.

Фе­деральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в статье 20 предусматривает, что Кон­ституционный Суд РФ рассматривает и раз­решает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Кон­ституционный Суд РФ состоит из двух па­лат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституцион­ного Суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Ст.21 Федерального конституционного закона «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации» определяет компе­тенцию Конституционного Суда РФ, рабо­тающего в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд РФ вправе рас­смотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ исключитель­но в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;

2) дает толкование Конституции РФ;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения Президента РФ в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда РФ;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициа­тивой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд в пленарных заседаниях также:

1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда РФ;

2) формирует персональные составы палат Конституцион­ного Суда РФ;

3) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ, а также распределяет дела между палатами;

5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Предсе­дателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конститу­ционного Суда РФ.

В соответствии со ст.22 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Кон­ституционный Суд РФ в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда РФ и не подлежащие рассмотрению согласно названному закону исключительно в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд РФ в заседаниях палат:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по. вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и со­вместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъек­тов РФ, договоров между органами государ­ственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров Россий­ской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность за­кона, примененного или подлежащего применению в конкрет­ном деле.

Согласно требованиям ст.73 Федерального конституци­онного закона «О Конституционном Суде Российской Федера­ции» в случае, если большинство участвующих в заседании па­латы судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее приня­тых решениях Конституционного Суда РФ, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

В соответствии с Регламентом Конституционного Суда РФ Конституционным Судом могут проводить­ся рабочие совещания судей и создаваться постоянные и вре­менные комиссии.

Для рассмотрения и решения организационных, финансо­вых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Кон­ституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в со­ответствии с Федеральным конституционным законом «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации» в заседаниях Кон­ституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.


3. Компетенция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ обладает полно­мочиями конституционного контроля и не вправе заниматься кон­ституционным надзором, т.е. возбуждать проверку конституционно­сти соответствующих официальных актов по собственной инициативе. Конституционный Суд должен начи­нать производство только по обращениям уполномоченных на то субъектов и должен быть связан при рассмотрении дела предметом обращения; «суд», полномочный начинать производство по собствен­ной инициативе, является «судьей в своем деле», что противоречит природе правосудия[12].

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конститу­ционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основа­нием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределен­ность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конститу­ционным Судом) или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Кон­ституции, или выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст.36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Конституци­онный Суд принимает решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обра­щении. Однако при принятии решения Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении (ч.3 ст.74).

Полномочия Конституционного Суда РФ в целом зафиксированы в ст.125 и других статьях Конституции, а Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» лишь конкретизирует эти полномочия. Согласно ч.3 ст.128 Конституции, полномочия, порядок образования и деятельности Кон­ституционного Суда устанавливаются федеральным конституцион­ным законом (прежде всего - Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 года). Дальнейшая конкретизация кон­ституционных полномочий Конституционного Суда РФ может осу­ществляться только федеральными конституционными законами (ст.2 и п.7 ч.1 ст.3 Закона о Конституционном Суде).

В компетенцию Конституционного Суда РФ в соответствии с положениями Основного закона России и федеральными конституционными законами входят следующие полномочия:

1) Конституционный Суд РФ осуществляет полномочия конституционного контроля по во­просам, предусмотренным в ч.2 ст.125 Конституции. Часть 2 ст.125 Конституции устанавливает полномочия абстрактного конституционного контроля. Абстрактный контроль осуществляется только по запросам субъектов, перечисленных в ч.2 ст.125, и озна­чает проверку конституционности актов, указанных в ч.2 ст.125, не­зависимо от их применения и наличия жалоб на нарушение этими актами конституционных прав и свобод или иных конституционных предписаний.

Конституция закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, правомочных возбуждать процедуру абстрактного конституционного контроля. В него входят: Президент РФ, Совет Федерации, Государствен­ная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Госу­дарственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Выс­ший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполни­тельной власти субъектов РФ.

К числу субъектов, обладающих правом обращения в Конститу­ционный Суд, не отнесены отдельные депутаты обеих палат Федерального Собрания, Уполномоченный по правам человека и Генеральный про­курор РФ.

Конституция предусматривает в отношении нормативных актов органов государственной власти и договоров, закрепленных в ч.2 ст.125 Конституции (за исключением международных договоров РФ) только последующий абстрактный контроль за их конститу­ционностью. Пункт «а» ч.2 ст.125 содержит исчерпывающий перечень феде­ральных нормативных актов, в отношении которых осуществляется последующий абстрактный конституционный контроль: федеральные законы (имеются в виду все законы, принятые на федеральном уровне, в том числе и федеральные конституционные законы, а так­же не утратившие силу законы РФ, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 года), нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы (хотя Совет Феде­рации и Государственная Дума по отдельности не обладают законотворческими полномочиями, согласно Конституции они имеют право принимать ряд нормативных актов, например, регламенты своей дея­тельности, постановления об объявлении амнистии). Проверка кон­ституционности ненормативных (индивидуальных) актов этих федеральных органов, а также любых актов всех других федеральных государственных органов относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Согласно п.«б» ч.2 ст.125, объектом последующего абстрактного конституционного контроля могут быть любые нормативные акты субъектов РФ, кроме тех, которые относятся к сфере их исключи­тельного ведения. Согласно п.«в» - договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и договоры между органами государственной власти субъектов РФ. В отношении международных договоров РФ Конституция (п. «г» ч.2 ст.125) допускает только предварительный абстрактный кон­троль.

Информация о работе Компетенция органов конституционной юстиции субъектов РФ