История парламентаризма в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:21, реферат

Краткое описание

Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти при наличии выборного законодательного органа - парламента, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций.
Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны.

Файлы: 1 файл

История парламентаризма в Беларуси.docx

— 20.66 Кб (Скачать)

История парламентаризма  в Беларуси

Парламентаризм - система  организации и функционирования верховной государственной власти при наличии выборного законодательного органа - парламента, характеризующаяся  разделением законодательной и  исполнительной функций.

Парламентаризм в  Республике Беларусь прошел в своем  развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и  как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным  принятием конституций, в которых  по-разному определялась роль представительного  и законодательного органа страны. В свете вышеизложенного можно  выделить следующие этапы развития парламентаризма в Беларуси.

 

I этап - советский  (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов) 

Первая Конституция  Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано  идеей диктатуры пролетариата, которая  и была непосредственно закреплена в Конституции. В положениях Конституции  развивались идеи представительной демократии, и в частности было провозглашено: "Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному  в городских и сельских Советах"; "Верховная власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит  Съезду Советов Белоруссии, а в  период между съездами - Центральному Исполнительному Комитету". В  Конституции не раскрывалась компетенция  Съезда Советов Белоруссии, за исключением  того, что Съезд избирает ЦИК "в  числе не свыше 50 человек". 

       Именно Съезд Советов в период  своей работы являлся высшим  представительным и правотворческим  органом. Съезд должен был созываться  не реже двух раз в год.   

       Предусматривалась также возможность  созыва чрезвычайных съездов  Советов. В период между съездами  высшей властью республики являлся  ЦИК Белоруссии как высший  законодательный, распорядительный  и контролирующий орган.  

Вторая Конституция  Белорусской Социалистической Советской  Республики была

принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был

образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция  СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его  состав, своих основных законов.  

       Важнейшими новшествами Конституции  1927 г. являлись определение пределов  и возможностей законотворческой  деятельности высших и центральных  органов государственной власти  Белоруссии в соотношении с  полномочиями аналогичных органов  СССР, значительно более подробная  регламентация их статуса и  деятельности. В Конституции закреплялись  конкретные "предметы ведения"  верховных и центральных органов  БССР. К числу верховных органов  власти были отнесены Съезд  Советов БССР и ЦИК. Очередные  Съезды Советов БССР должны  были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам правотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов.  

       Центральные органы власти республики - Президиум ЦИК и Совет Народных  Комиссаров также наделялись  компетенцией в сфере законотворческой  деятельности. Президиум ЦИК в  период между сессиями ЦИК  являлся "высшим законодательным,  распорядительным и контролирующим  органом власти Белорусской Социалистической  Советской Республики". СНК как  центральный постоянно действующий  орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР.

     Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство - СНК БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения.  Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.

          В случае необходимости в период  между сессиями Верховного Совета  его Президиум мог внести изменения  в действующее законодательство  с последующим утверждением на  очередной сессии Верховного  Совета. Впервые было произведено  разграничение между органами  государственной власти и центральными  органами государственного управления.

       Однако следует отметить, что  элементы парламентаризации оставались иллюзорными.

Законодательствовал фактически руководящий орган Коммунистической партии. На съездах 

Советов директивам партийных органов лишь придавались  юридически принятые формы.

Регламент представительного  учреждения, как правило временный, содержал в себе

известную сумму  самых элементарных правил проведения заседаний без каких-либо

попыток выхода на качественно  отличительные парламентские формы  работы.

  В Конституции  БССР 1978 г. прежней осталась система  органов государственной власти  и управления. Высшими органами  государственной власти и управления  по-прежнему были Верховный Совет,  функционирующий в сессионном  порядке, и Президиум Верховного  Совета - постоянно действующий орган  представительной власти. Верховный  Совет БССР как высший орган  государственной власти БССР стал "правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР", была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти.

Конституция 1978 г. в 90-е годы превращалась в архаичный  документ. Это в решающей мере обусловливалось  тем, что в конце 80-х - начале 90-х  годов в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего  СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического  и экономического плюрализма. 

II этап - постсоветский  (1991 г. - настоящее время)  

Изменения в Конституции 1978 г. были направлены на обеспечение  разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси.

27 июля 1990 года была  принята Декларация Верховного  Совета "О государственном суверенитете  Республики Беларусь". Декларация  провозгласила "полный государственный  суверенитет Республики Беларусь  как верховенство, самостоятельность  и полноту государственной власти  республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость  республики во внешних отношениях".

Декларация стимулировала  принятие целого ряда новых законодательных  актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты  разрабатываемых нормативных правовых актов (например, 27 февраля 1991 г. был  принят Закон "Об основных принципах  народовластия в Республике Беларусь").

В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном  суверенитете специальным законом  был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г. 

        В таких правовых и политических  условиях велась разработка новой  Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта  1994 г.  Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно  действующим и единственным законодательным  органом государственной власти  в Республике Беларусь являлся  Верховный Совет. Он состоял  из 260 депутатов, которые избирались  сроком на пять лет. 

        В статье 6 Конституции было закреплено  разделение властей в государстве  на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

       Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим  представительным органом право  принимать законы, принимать и  изменять Конституцию. 

       Необходимость конституционной  реформы в 1996 г. обусловливалась  объективными факторами. В Конституции  Республики Беларусь в редакции 1994 г. изначально был заложен  дисбаланс функций и полномочий  Верховного Совета и исполнительной  власти, возглавляемой Президентом  Республики Беларусь. В противоречие  с основополагающим принципом  разделения властей, который исходит  из требования равенства ветвей  власти и их самостоятельности,  Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.

       Таким образом, Верховный Совет  доминировал над двумя другими  ветвями власти. Он выступал не  только в качестве одной из  ветвей власти, но и по собственному  усмотрению мог устанавливать,  определять и изменять полномочия  всех других органов. Обладая  правом вносить любые изменения  в Конституцию и законы, признавать  законы утратившими силу, Верховный  Совет фактически имел неограниченную  возможность принятия решений  по любому вопросу. 

             Поэтому не случайно наиболее  существенные изменения в новой  редакции 

Конституции претерпел  раздел IV, посвященный организации  и деятельности высших

органов государства - Президента, Парламента, Правительства  и судов.

Произошло перераспределение  полномочий между указанными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и  гражданина, в  учреждении двухпалатного  Парламента (Палаты представителей и  Совета Республики), в повышении  роли Правительства - Совета Министров  в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние  и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.

В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная  власть больше не находится в привилегированном  положении. Парламент приобрел более  свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской  модели высшего органа государственной  власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся  стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (статья 90). В  Конституции закреплен принцип  самоорганизации палат Национального  собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте (статья 105). Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением  установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган  палат отсутствует. Единственным временным  совместным органом двух палат может  быть согласительная комиссия, формируемая  ими на паритетной основе для преодоления  разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики (часть  четвертая статьи 100).

Палата представителей представляет интересы всех граждан  Республики Беларусь, она законодательствует по кругу вопросов, перечисленному в статье 97 Конституции.

Совет Республики является палатой территориального представительства  и осуществляет наряду с законодательной  функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия более качественных, тщательно проработанных законов.

Информация о работе История парламентаризма в Беларуси