Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:21, реферат
Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти при наличии выборного законодательного органа - парламента, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций.
Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны.
История парламентаризма в Беларуси
Парламентаризм - система
организации и функционирования
верховной государственной
Парламентаризм в
Республике Беларусь прошел в своем
развитии ряд этапов, связанных, во-первых,
со статусом республики как субъекта
федерации в составе СССР и
как суверенного
I этап - советский (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов)
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. В положениях Конституции развивались идеи представительной демократии, и в частности было провозглашено: "Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах"; "Верховная власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами - Центральному Исполнительному Комитету". В Конституции не раскрывалась компетенция Съезда Советов Белоруссии, за исключением того, что Съезд избирает ЦИК "в числе не свыше 50 человек".
Именно Съезд Советов в период
своей работы являлся высшим
представительным и
Предусматривалась также
Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была
принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был
образован СССР (30 декабря
1922 г.), в 1924 г. принята Конституция
СССР, явившаяся основой для принятия
республиками, вошедшими в его
состав, своих основных законов.
Важнейшими новшествами
Центральные органы власти
Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство - СНК БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.
В случае необходимости в
Однако следует отметить, что элементы парламентаризации оставались иллюзорными.
Законодательствовал
фактически руководящий орган
Советов директивам партийных органов лишь придавались юридически принятые формы.
Регламент представительного учреждения, как правило временный, содержал в себе
известную сумму самых элементарных правил проведения заседаний без каких-либо
попыток выхода на качественно
отличительные парламентские
В Конституции
БССР 1978 г. прежней осталась система
органов государственной
Конституция 1978 г. в 90-е годы превращалась в архаичный документ. Это в решающей мере обусловливалось тем, что в конце 80-х - начале 90-х годов в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма.
II этап - постсоветский
(1991 г. - настоящее время)
Изменения в Конституции
1978 г. были направлены на обеспечение
разделения властей, принципов формирования
правового государства и
27 июля 1990 года была
принята Декларация Верховного
Совета "О государственном
Декларация стимулировала
принятие целого ряда новых законодательных
актов Республики Беларусь. Многие
ее идеи были включены в проекты
разрабатываемых нормативных
В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.
В таких правовых и
В статье 6 Конституции было закреплено
разделение властей в
Конституция Республики
Необходимость конституционной
реформы в 1996 г. обусловливалась
объективными факторами. В
Таким образом, Верховный
Поэтому не случайно наиболее
существенные изменения в
Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших
органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов.
Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.
Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
В результате внесения
в Конституцию Республики Беларусь
изменений и дополнений законодательная
власть больше не находится в привилегированном
положении. Парламент приобрел более
свойственное ему название, означающее
окончательный отказ от советской
модели высшего органа государственной
власти, и более совершенную структуру,
которая соответствует
Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она законодательствует по кругу вопросов, перечисленному в статье 97 Конституции.
Совет Республики является
палатой территориального представительства
и осуществляет наряду с законодательной
функцией ряд других полномочий, перечень
которых содержится в статье 98 Конституции.
Деятельность Совета Республики направлена
на обеспечение принятия более качественных,
тщательно проработанных